RU  UA

воскресенье, 5 января
  • НБУ:USD 41.95
  • НБУ:EUR 43.20
НБУ:USD  41.95

В России не могут остановить инфляцию: ждать ли кризиса в 2025 году

Драйверы экономического роста практически исчерпаны

Драйверы экономического роста практически исчерпаны Красная площадь в Москве Фото: Wikipedia

В России снова заговорили об угрозе экономического кризиса. Все чаще как на политэмигрантских кухнях, так и в ходе официозных мероприятий звучат такие слова, как "перегрев", "стагфляция", "рецессия". "Апостроф" разбирался, что происходит с экономикой страны-агрессора, и как экономическая ситуация в РФ повлияет на ее способность продолжать войну.

России предрекали глубокий экономический кризис еще в 2022 году, вскоре после ее вторжения в Украину. С началом большой войны страны Запада сделали упор на санкции, которые должны были изолировать РФ, лишить ее доходов, в том числе нефтегазовых, истощить ее финансовые ресурсы.

Поначалу складывалось впечатление, что Россия уверенно движется к краху – рубль обвалился, в торговых сетях начались перебои с продуктами, товары, в том числе местного производства, стремительно дорожали. Валютные резервы РФ на 300 миллиардов долларов были заморожены в странах Запада, а то, что оставалось в кубышке в самой России, тратилось с бешенной скоростью. Многие отрасли экономики, например, автомобиле- и самолетостроение, начали приходить в упадок.

Однако со временем стало очевидно, что российская экономика, несмотря на значительные трудности, не рухнула. Курс рубля стабилизировался, рост цен замедлился, а ВВП показал рост выше многих прогнозов.

ВПК вытягивает ВВП

По мнению специалистов, основная причина того, что РФ устояла, - половинчатость санкций и очень медленный темп их введения, что позволило стране-агрессору адаптироваться к наложенным на нее ограничениям. К тому же, многие страны мира, в первую очередь, те, что представляют так называемый Глобальный Юг, не присоединились к санкционному режиму в отношении России, а, наоборот, решили воспользоваться им и активизировали сотрудничество с РФ на выгодных для себя условиях. Да и, чего уж там, немало западных компаний продолжают вести бизнес – напрямую или через посредников – со страной-агрессором, в результате чего в российских ракетах, которые прилетают по Украине, до сих пор находят зарубежные детали.

Лишь совсем недавно США и страны Европы начали вводить вторичные санкции против компаний, которые помогают России обходить ранее введенные ограничения. Это затрудняет РФ ведение бизнеса, но лазейки все равно сохраняются.

Оживление российской экономики, которое началось после санкционного шока 2022 года, во многом связано с развитием военно-промышленного комплекса, в который стали вливать колоссальные государственные инвестиции. Если в 2023 году расходы на войну составляли около 4% ВВП, то в 2024-м они увеличились до 6% ВВП. В следующем году они, как ожидается, станут еще больше.

Оборонная промышленность в России (хотя назвать ее "оборонной" язык не поворачивается) действительно растет в последние два года – темпы производства, в зависимости от типов вооружений, увеличились в 3-10 раз. Это, собственно, и определяет экономический рост, который оказался выше многих прогнозов.

Дополнением к "оборонке" идут колоссальные выплаты тем, кто заключает контракт на участие в войне с Украиной, а также "гробовые" семьям тех, кто на этой войне гибнет.

"Их экономика поддерживается за счет значительных вливаний из Фонда национального благосостояния и бюджета. И железная дорога просит денег, и авиастроение просит денег, и автомобилестроение, и даже "Газпром" уже в убытках и тоже просит денег, - рассказывает "Апострофу" руководитель аналитического направления сети "АНТС" Илья Несходовский. - Также их экономика держится за счет государственного заказа в сфере военно-промышленного комплекса. Это триллионы рублей, и в результате он формирует соответствующий показатель роста ВВП. Но это – инвестиции в никуда".

В то же время, другие сектора российской экономики замедляются, а то и вовсе стагнируют.

Центробанк РФ предупреждает

В июле прокремлевский Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования предостерег о том, что во второй половине этого года Россия может столкнуться с "тихим кризисом" в экономике. По мнению аналитиков центра, такой кризис может произойти если Центральный банк РФ еще больше повысит ключевую ставку.

Российский регулятор повысил процентную ставку 13 сентября – до 19% годовых с 18%, и не исключил дальнейшее повышение ставок, причем выше 20%.

ЦБ РФ уже достаточно давно предупреждает, что российская экономика перегрета, что выражается в превышении спроса над предложением, а это, в свою очередь, ведет к неконтролируемому ускорению инфляции. Именно для замедления роста цен регулятор и повышает процентную ставку, но помогает это, скажем прямо, не очень.

При этом рост ставок делает заимствования, как со стороны бизнеса, так и населения, очень затратными, что способствует замедлению деловой активности и экономического роста.

Но дело в том, что роста, помимо ВПК, и так уже нет, а некоторые отрасли, как было отмечено выше, уже давно находятся в состоянии стагнации, а потому "остужать" в российской экономике, фактически, нечего.

Более того, похоже, что рост, стимулируемый капитальными инвестициями в ВПК, также находится на грани исчерпания. Согласно макроэкономическому прогнозу ЦБ РФ, в 2025 году в оптимистическом сценарии ВВП вырастет всего на 1,5%, а в пессимистическом – на 0,5% (после почти 4% в 2023 и 2024 годах).

"Есть признаки охлаждения внутреннего спроса. Однако снижения инфляционного давления не наблюдается", - сообщил российский регулятор по итогам заседания, на котором было принято решение повысить ключевую ставку до 19%.

То, о чем говорят в Центробанке России, является предвестником так называемой стагфляции (когда стагнация экономики сочетается с высокой инфляцией).

Известно, что преодоление стагфляции – довольно сложная штука, так как для борьбы с ней требуются меры, которые часто прямо противоположны друг другу (например, для стимулирования экономического роста рекомендуется снижать процентную ставку, а для обуздания инфляции – ее поднимать). Так, США во второй половине XX века для преодоления стагфляции понадобилось более десяти лет.

При стагфляции обычно растет безработица, но у России такой проблемы нет. У нее прямо противоположная проблема – рабочих рук катастрофически не хватает, в том числе для предприятий ВПК (дают о себе знать мобилизация и эмиграция из-за страха мобилизации), и уже известны случаи, когда срочников отправляли вместо воинских частей на оружейные заводы. Очевидно, что кадровый голод также станет фактором замедления экономического роста.

На фоне увеличения расходов на войну, которые в 2025 году составят 32,5% всех бюджетных трат (а вместе с другими "силовыми" статьями превысят 40%), социальная сфера в РФ в следующем году окажется под большим давлением. Это связано как с высокой инфляцией, так и с запланированным повышением налогов и тарифов для населения (только тарифы на коммунальные услуги, согласно проекту бюджета-2025, вырастут почти на 12%).

Нефть всему голова

Но насколько велик риск рецессии и полноценного экономического кризиса в России?

Известный российский экономист Владислав Иноземцев, который решительно осудил агрессию России против Украины и вскоре после вторжения покинул РФ (имеет в России статус иноагента), известен тем, что не разделяет мнения о скором крахе российской экономики и крайне скептически оценивает эффективность западных санкций.

В разговоре с "Апострофом" Иноземцев сказал, что риск стагфляции в России на сегодня выглядит как невысокий. Он также не видит предпосылок к тому, чтобы в РФ в ближайшее время произошел экономический кризис. Соответственно, считает специалист, страна-агрессор и дальше будет иметь финансовые возможности вести войну против Украины.

Другие экономисты из РФ, которые из-за несогласия с политикой Путина также были вынуждены покинуть родину, не так охотно общаются с украинскими СМИ, даже на условиях анонимности, видимо, опасаясь провокаций.

У украинских экспертов подобных сдерживающих факторов нет.

"Те, кто прогнозируют стагфляцию, опираются, прежде всего, на состояние официального сектора РФ и не принимают во внимание неофициальные фонды России, которыми оперируют их спецслужбы, государственные банки и компании, - говорит в разговоре с "Апострофом" экономист, бывший члена Совета Национального банка Украины Виталий Шапран. - Дальнейший экономический сценарий в России будет зависеть именно от локализации этих неофициальных фондов за пределами РФ и от эффективности западных санкций".

При этом он уверен, что такого экономического подъема как год назад российская экономика уже не увидит.

По мнению эксперта, полноценный кризис в РФ также вполне возможен. "Но глубина этого кризиса будет зависеть от санкций, локализации неофициальных фондов России и цен на российскую нефть", - отмечет Шапран.

"Если цена нефти будет достаточно высокой, это позволит (России) избежать и стагфляции, и рецессии, хотя стагфляция, уже, в принципе, началась, - говорит Илья Несходовский. - Если цена будет как сейчас колебаться в пределах 70-80 долларов за баррель, будет недостаточно, чтобы выйти из этого состояния, вливания (в ВПК) продолжатся, инфляция продолжит раскручиваться, и будет отсутствие роста производства. И выхода из этой ситуации, в общем-то, нет".

Ну, а если нефть подешевеет, скажем, до 50 долларов за баррель, и такая цена продержится хотя бы полгода, деньги в российской кубышке быстро закончатся, и повторится ситуация конца 1980-х – начала 1990-х годов, когда нефтяные котировки значительно упали, и Советский Союз под грузом экономических проблем, в конце концов, распался (при этом незадолго до развала был вынужден вывести свои войска из Афганистана).

Кстати, Саудовская Аравия совсем недавно пригрозила обвались цену на нефть до 50 долларов за баррель, если страны ОПЕК+, среди которых и Россия, будут и дальше нарушать свои обязательства по сокращению добычи.

"Я оцениваю вероятность падения в рецессию как очень высокую. Единственное спасение для них – это рост цены на нефть на 20-30%", - резюмирует Несходовский.

От экономического состояния страны-агрессора напрямую будет зависеть ее способность продолжать войну против Украины. Дело за малым - нужно, чтобы наши союзники усилили санкции, а страны ОПЕК (а это, прежде всего, Саудовская Аравия) сбили цены на нефть. Ну, а остальное сделают ВСУ.

Новини партнерів

Читайте также

Сдержанный оптимизм и робкие надежды: экономический прогноз для Украины на 2025 год

Экономика Украины в 2025 году будет стабильной благодаря поддержке союзников, но бурный рост вряд ли возможен

Первая победа у нас уже есть: экономические итоги Украины 2024 года

В 2024 году украинская экономика, несмотря на ослабленность войной, выглядит более здоровой, чем российская

Запад бьет санкциями по российской нефти: когда загнется экономика страны-агрессора

Санкции против теневого флота России не нанесут ей большого урона, но падающая экономика подорвет ее силы