RU  UA  EN

среда, 8 января
  • НБУ:USD 42.15
  • НБУ:EUR 43.55
НБУ:USD  42.15
Бизнес

Государство затронуло частное

Правительство хочет поменять правила в аграрном бизнесе

Правительство хочет поменять правила в аграрном бизнесе Новая налоговая реформа в аграрном секторе отберет "кусок хлеба" у фермеров Фото: PHL

Правительство предложило новый вариант налоговой реформы в аграрном секторе. Сегодня министр финансов Александр Шлапак намерен встретиться с производителями, чтобы определить наиболее приемлемый вариант налогообложения для бизнеса и наиболее эффективный ‒ для государства. Однако мнения участников рынка разделились. На чем будут настаивать аграрии, знает Наталья Непряхина.

Кабинет министров продолжает настаивать на реформировании системы налогообложения в аграрном секторе. За последние два месяца в правительстве предложили уже третий вариант изменений в Налоговый кодекс, несмотря на обещания власти не менять систему. «Аграрии на встрече с премьер-министром в Черкасской области заявили, что необходимы четкие правила игры хотя бы на пять лет. Так почему каждые две недели мы должны что-то выяснять, доказывать и выбирать»,‒ возмущен президент Клуба аграрного бизнеса Алекс Лисситса. По информации А', сегодня министр финансов Александр Шлапак и глава Государственной фискальной службы Игорь Билоус намерены встретиться с участниками рынка для поиска оптимального механизма налогообложения.

Напомним, что первоначально в правительстве были настроены на пересмотр спецрежима налогообложения с фиксированным сельскохозяйственным налогом (ФСН) и НДС. Был определен ряд критериев, а предприятия, соответствующие им, имели бы право оставаться на упрощенной системе налогообложения. Критерии менялись несколько раз ‒ в июле такое право предлагалось закрепить за компаниями, чей годовой оборот не превышает 20 млн грн, а площадь сельхозугодий ‒ 1 тыс га, еще через месяц требования по площади возросли втрое. Нынешняя концепция предполагает три варианта реформы. Указанные критерии увеличены до 50 млн грн и 10 тыс. га соответственно. Смысл первого варианта заключается в том, чтобы малые и средние сельхозпроизводители, соответствующие критериям, оставались бы на ФСН и платили бы НДС по ставке 11%, а крупные ‒ перешли на 20%. Второй и третий вариант предполагает прежнюю систему уплаты НДС, то есть аккумулирование 100% налога на счетах предприятий, используя эти деньги на свое развитие, или же вносить в госбюджет 20%. В первом и третьем случае все средства, которые внесут в бюджет, будут «в полном объеме направлены на поддержку отечественного производителя, а механизм распределения денег определят сами аграрии», говорится в документе. Помимо этого, в правительстве предложили постепенно ‒ в течение трех лет ‒ снизить критерий годового оборота до 20 млн грн. В Минфине подсчитали, что таких предприятий ‒ с годовым оборотом менее 50 млн грн ‒ в 2013 году было 14,4 тыс. или 96,8% от общего количества участников рынка, земельные банки до 10 тыс. га имели почти 47,3 тыс. предприятия или 99,7%. Однако заместитель министра финансов Денис Фудашкин, курирующий налоговую реформу в ведомстве, так и не ответил на вопрос о том, какой дополнительный доход в правительстве намерены получить благодаря пересмотру системы.

Генеральный директор компании «Нибулон» Алексей Вадатурский уверен, что предложенные варианты не повлияют на работу крупных агрохолдингов, поскольку все их подразделения зарегистрированы как юридические лица, за которыми закреплены сельхозугодия площадью до 10 тыс. га. «Пострадают в данном случае честные компании, которые напрямую заключают договора на аренду земли. А крупные, имеющие банки земли по 100-500 тыс. га, не заключают соглашения напрямую, а, например, покупают корпоративные права»,‒ поясняет господин Вадатурский. Он уверен, что весь аграрный бизнес должен перейти на общую систему налогообложения и отказаться от льгот, как это делает его компания. В отрасли есть другие проблемы, которые должно решить правительство ‒ вывести из тени 30% рынка зерна, а также упростить и отрегулировать условия учета и регистрации земель, которые пребывают в обработке или в запасе.

Алекс Лисситса добавляет, что бизнес может легко обойти предложенные нормы: «Все, кто имеет более 10 тыс. га, разобьют участки на меньшие ‒ по 1-3 тыс. га». Поэтому сегодня на встрече он будет настаивать на том, чтобы правительство оставило систему без изменений, что, по его словам, и закреплено в законодательстве до 2017 года. По мнению вице-президента Ассоциации фермеров и частных землевладельцев Николая Стрижака, фермеры и так сейчас находятся в неконкурентных условиях в сравнении с крупными агрохолдингами, реформа же их просто убьет. «Крупные компании берут кредиты под 3%, а мы ‒ под 32%, они приобретают солярку на 20%, химию ‒ на 30% минеральные удобрения ‒ на 15% дешевле, чем мы. То есть в среднем они могут закладывать в цену 25%,‒ поясняет он.‒ Конечная цель реформы непонятна. Аграрии ‒ словно невеста в брачную ночь. Как не ляжет ‒ все равно оприходуют».