РУС. | УКР.

вторник, 30 мая
  • Лайм
НБУ:USD
  • НБУ:USD
  • НБУ:EUR
26.39
Бизнес

​Отказ от договоров о совместной деятельности усилит монополию "Укргаздобычи"

"Укргаздобыча" заявила о начале судебных разбирательств с партнерами в рамках договоров о совместной деятельности

"Укргаздобыча" заявила о начале судебных разбирательств с партнерами в рамках договоров о совместной деятельности Прекращение работы действующих газодобывающих компаний грозит энергетической зависимостью Украины и новым повышением тарифов Фото: УНИАН

"Укргаздобыча" заявила о начале судебных разбирательств с партнерами в рамках договоров о совместной деятельности. Ни международные обязательства перед ЕС, ни принципы Энергетического Сообщества о свободном и конкурентном энергорынке не помешали госкомпании продолжить дискриминационную линию по отношению к частным компаниям, показатели деятельности которых существенно ухудшились с увеличением ставки рентных платежей до 70%. При этом "Укргаздобыча" представляется статистом, не влияющим на работу этих компаний и не имеющим достаточных ресурсов для разработки механизма эффективного сотрудничества.

В государственной компании "Укргаздобыча" (УГД) считают, что в результате неэффективной эксплуатации скважин в рамках договоров о совместной деятельности (ДСД) государство недополучило в 2015 году 360 млн кубометров природного газа. Об этом 3 февраля на брифинге заявили глава правления ПАО "Укргаздобыча" Олег Прохоренко и его заместитель исполнительный директор Александр Романюк. При этом добытый на условиях ДСД газ в объеме 1,5 млрд не убедил чиновников в необходимости объективной оценки их потенциала.

В вину частным компаниям ставятся также невыполнение инвестиционных программ, отсутствие должного учета добытого газа, несправедливое распределение прибыли и, наконец, неуплата налогов. "Мы считаем, что претензии должен решить суд, и у "Укргаздобычи" сильная правовая позиция",заявил Александр Романюк.

"Укргаздобыча" уже обратилась в суд с требованием расторгнуть 6 из 8 действующих ДСД, сообщил Прохоренко. Если суд примет решение о расторжении договоров, то в случае, если второй стороной спора будет компания с иностранными инвестициями, она вполне сможет оспорить это решение в арбитраже. "Можно предугадать, что инвесторы в этом случае могут обратиться в инвестиционный арбитраж. Это может быть сделано или на основании двустороннего соглашения о защите иностранных инвестиций, которое заключено между Украиной и родиной инвестора, либо на основании норм Энергетической хартии, которой предусмотрена защита инвестиций в сфере энергетики", отметил советник юридической фирмы "Астер" Ярослав Петров.

Практически безапелляционная риторика руководства УГД, по меньшей мере, вызывает вопросы. Сначала возникли проблемы с включением в энергобаланс страны, затем для ДСД приняли максимальную рентную ставку и теперь заявление о начале судебных разбирательств с целью возврата активов "Укргаздобычи".

При всем этом, несмотря на заявленную правительством инвентаризацию ДСД в 2015 году и инициативы по увеличению прозрачности компаний в добывающих отраслях, УГД не считает нужным переводить диалог в публичную плоскость и на основе конкретных и веских аргументов искать выход из ситуации с учетом интересов всех участников рынка.

По мнению советника председателя правления Международного центра перспективных исследований Вадима Перебейноса, такой подход свидетельствует о стремлении госкомпании получить на этом этапе юридический контроль над скважинами. "Используются различные инструменты давления на компании, работающие по ДСД, и эти компании фактически выводят с рынка. Не представляются позитивные результаты их деятельности, не рассматривается вопрос о развитии ДСД как правовой формы. Нужно понимать, что судебные иски могут привести к дальнейшему сокращению добычи, инвестиционным спорам, и тогда еще более обострится проблема поступлений в госбюджет".

Основной аргумент, который приводят руководители госкомпании, заключается в том, что "Укргаздобыча" будет более эффективно использовать скважины и добывать больше газа, эксперты не считают убедительным. Дотационность материнской компании - НАК "Нафтогаз Украины" - и нерегулярность ее расчетов за газ не позволяют даже предположить, что работа "Укргаздобычи" может быть гарантированно стабильной в ближайшее время. Уплатить налоги в прошлом году УГД позволило лишь финансовое вливание "Нафтогаза" в октябре 2015 года в размере более 10 млрд грн. Если учесть общее нежелание иностранных инвесторов вкладывать деньги в газодобывающую отрасль Украины при нынешнем "коллапсе" инвестиционного климата, то напрашивается вывод об очередной "схеме".

Генеральный директор компании "Куб-Газ" Сергей Панчук считает, что нельзя давать общую оценку работы компаний, занимающихся добычей газа по ДСД, поскольку некоторые из них работают по правилам, а некоторые эти правила нарушают. Однако, оценивая ситуацию с добычей газа в общем, он заявил, что в Украине, как и раньше, не создаются условия для реального увеличения добычи.

"Изначально надо определиться, нужны Украине углеводороды, или нет. На протяжении последних 25 лет правительство интересовало, как бы завести в страну импортные газ или нефть. Но ни разу грамотно не стоял вопрос, как эти углеводороды добыть в Украине. Почему? Да потому, что добыча это достаточно сложный и затратный инвестиционный проект, но он позволяет стране, которая наращивает добычу, увеличивать число новых рабочих мест, развивать строительство, машиностроение, технологии. Но изначально в Украине это никого не интересовало. Всех интересовали потоки — все пытались заскочить на трубу", сказал Сергей Панчук.

В январе текущего года, отметил он, в течение недели тысяча кубов газа в США стоила $65. С учетом стоимости сжижения, перевозки и разжижения, цена этого газа в Европе составит $100 за тысячу кубометров. "Это говорит о том, что США, как страна предпринимателей, создали все условия для того, чтоб случилась сланцевая революция. Так вот, наша страна сделала все возможное и невозможное, чтобы подобного развития в Украине не произошло, и продолжает работать в этом же направлении", отметил гендиректор "Куб-Газ".

Что дальше? Возврат активов государству, затем новый тендер или приватизация, а может просто монополия? В любом случае, прекращение работы действующих компаний, исходя из предположений о превосходстве государственного менеджмента в условиях экономического кризиса и дефицита стратегического для страны газового ресурса, грозит большей энергетической зависимостью страны и новым повышением тарифов.

Версия для печати
Нашли ошибку - выделите и нажмите Ctrl+Enter
Раздел: БизнесЭнергетика Тема:

Новости партнеров

Загрузка...

Читайте также

Новости партнеров

Загрузка...