Последний год украинские газодобывающие компании сообщают про рост добычи, сигнализируя о начале эры промышленной самодостаточности. Так оно и есть, увеличение производства энергоресурсов позволяет сократить импортные поставки, оставив денежный поток внутри страны. Это прекрасная новость, которая должна радовать каждого украинца и вселять веру в светлое будущее и низкие тарифы на газ. Но так ли это?
Не дом хозяина красит, а хозяин дом
Пальму первенства в гонке за газом сохраняют компании с частным капиталом. Сегодня таких предприятий в Украине больше полусотни, на них приходится треть рынка.
2016-й стал рекордным для частных компаний: добыча газа выросла на 7% и достигла 4,1 млрд. кубических метров. Особенно удачным периодом было первое полугодие прошлого года, когда прирост достигал 14%.
Достичь таких показателей, как признаются частники, удалось за счет применения новых технологий и современного оборудования. Сомнений в качестве их внедрения нету, поскольку каждый хозяин заботится о порядке в своем доме.
Такие ударные показатели роста добычи газа частными компаниями со стороны выглядят больше как укрепление позиций отдельных бизнес-групп, нежели государственной экономической мощи. Но все же это дополнительные поступления в бюджет и социальная ответственность в регионах.
Дом хорош, да хозяин не гож
70% газа в Украине добывает государственная компания "Укргаздобыча". По итогам 2016 года этот показатель составил 14,6 млрд. куб. м, показав рост +0,5%.
Для достижения такого результата госкомпании пришлось очень постараться. Предприятие пробурило 70 новых скважин, а общие объемы бурения достигли почти 200 тыс. м.
Производственные затраты были включены в тариф на газ для потребителей Украины. Таким образом, "Укргаздобыча" получила право продавать газ по цене, близкой к рыночной. Это нашло отражение в доходах компании, которые превысили 60 млрд грн.
Большие деньги - большие проекты. Но не все были эффективно использованы в интересах основного производства. Помешало отсутствие у топ-менеджмента опыта работы на газодобывающих промыслах.
Один из ярких примеров - крупнейший тендер "Укргаздобычи" по закупке услуг по проведению 100 операций гидроразрыва пласта (ГРП), общей стоимостью 374 миллионов гривен.
Гидроразрыв пласта - технология неоднозначная. С одной стороны, в умелых руках позволяет увеличить добычу газу, с другой - наносит колоссальный вред окружающей среде: загрязнение воды, токсичность грунтов и в отдельных случаях создает условия для экологической катастрофы региона.
Токсичный менеджмент
Менеджмент "Укргаздобычи" не испугали возможные последствия применения технологии ГРП. Тендер состоялся, и победителями стали иностранные компании "Белоруснефть" и Tacrom (Румыния). Каждая из них предложила чуть более 180 млн грн за работу на 50 скважинах.
Как сообщают источники в государственной компании, на начало июля якобы уже были проведены работы на 25 скважинах, причем на 20 из них зафиксирован низкий объем суточной добычи.
Речь идет о трех скважинах Машевского и Гадяцкого промыслов, которые уже находятся в аварийном состоянии.
Такой тренд объясняется непрофессиональным проведением гидроразрыва пласта, что приводит к преждевременному истощению месторождения и уменьшению фактической его мощности.
А вот жители Полтавской области с нетерпением ждут экологов для изучения окружающей среды на Солоховском промысле "Укргаздобычи", где после проведенного ГРП полностью уничтожена скважина №201, и токсичность грунтов зашкаливает.
Подсчитать нанесенные убытки государству не сложно. Стоимость восстановления одной скважины составляет около 70 млн грн, говорят собеседники, которые пожелали остаться неназванными. В связи с этим у них возникают закономерные вопросы компетентности менеджмента и качества кадровых назначений в госкомпании.
Без проекта под покровом ночи
Отечественных экспертов нефтегазовой отрасли крайне настораживает отсутствие инвестиционной политики "Укргаздобычи" в части парка действующих скважин. Ведь добыча газа - это ювелирный процесс, и подходить к интенсификации необходимо с чувством толка и расстановки приоритетов.
Возвращаясь к вышеупомянутому примеру с ГРП. Его реализация не была обоснована предварительными исследованиями (ТЭО), которые должны были дать ответ на простой хозяйственный вопрос - на какой скважине наиболее эффективно проводить дорогостоящий гидроразрыв пласта? И нужен ли он вовсе там?
Дальше - больше. В разговорах сотрудники филиала "Полтавагаздобыча" отмечают, что их настораживают факты отсутствия у подрядчиков необходимого оборудования и достаточного количество профессионалов для проведения ГРП.
Источники в госкомпании утверждают, что работы проводятся исключительно в ночное время суток без технического надзора со стороны "Укргаздобычи". А на отдельных скважинах акты принятых работ вообще подписываются заочно.
Куда уходят государственные средства за невыполненные работы - остается открытым вопросом. Ответ ожидают потребители, которые платят "Укргаздобыче" за добытый газ.