По данным Госстата, падение промышленного производства в июле составило 12,1% (к аналогичному месяцу прошлого года). Несмотря на то, что в июне этот показатель составлял лишь 5%, можно говорить, что за месяц последствия экономического кризиса углубились почти в два с половиной раза.
На сегодня украинская промышленность находится в своеобразном шпагате – положительный эффект от открытия европейского рынка будет ощутим только со значительным лагом, в то время как негативные последствия украинско-российских отношений заметны уже сейчас.
Однако основной проблемой остаются боевые действия в Донецкой и Луганской областях.
Боевые действия на востоке страны повлияли практически на все отрасли промышленности. «Фактически сейчас боевые действия отразились на работе крупных предприятий Донбасса. Если до недавнего времени от военных действий страдает малый бизнес, то теперь проблемы начались у промышленных гигантов Донбасса»,– объясняет директор экономических программ Центра им. Разумкова Василий Юрчишин.
Наиболее ожидаемым стало падение добычи угля. За месяц спад в этой отрасли углубился с 4,8% до 12,7%.
Но технический простой предприятий Донецкой и Луганской областей повлиял и на работу металлургии. Эта отрасль, которая вместе с сельским хозяйством является ключевым источником поступления валюты в страну, до сих пор показывала относительно стабильные показатели. Несмотря на то, что в течение первых пяти месяцев нынешнего года падение в отрасли составляло 9,2%, в июне спад уменьшился до 5,6%, что давало надежды на ослабление негативных экономических эффектов.
Однако в июле падение в металлургии углубилось до 12,3%.
«На фоне достаточно благоприятной мировой конъюнктуры – ведь спрос на металл постепенно растет,– на украинские производства отрицательно повлияли боевые действия на востоке. Хотя значительная часть предприятий находится вне зоны проведения антитеррористической операции (АТО), например Азовсталь и ММК им. Ильича, они не могут нормально работать из-за перебоев в поставках сырья»,– рассказывает аналитик инвесткомпании Eavex Capital Иван Дзвинка. Кроме того, по словам эксперта, резко упал и внутренний спрос на металл.
При этом проблемы заключаются не только в простое предприятий добывающей промышленности.
Уничтожение террористами транспортной инфраструктуры Донбасса грозит стать долгосрочной проблемой украинской металлургии.
Впрочем, несмотря на положительную динамику спроса на металл, в первую очередь на европейском рынке, украинская металлургия имеет перспективы для роста. «Благодаря европейскому спросу есть перспективы увеличения производства на предприятиях, находящихся вне Донбасса, например на "Запорожстали". Однако этого будет недостаточно, чтобы компенсировать общее падение отрасли»,– уточняет Иван Дзвинка.
Боевые действия повлияли даже на динамику пищевой промышленности. Если месяцем ранее эта отрасль демонстрировала рост на 7,1%, то в июле падение составило 3,5%. «Проблемы с поставками продуктов питания в такие крупные города, как Донецк и Луганск, не могло не повлиять на общий показатель»,– объясняет главный экономист инвестиционной компании Dragon Capital Елена Белан.
Следует отметить, что падение пищевой промышленности происходит на фоне положительной динамики в сельском хозяйстве. Несмотря на боевые действия, отрасль демонстрирует рост на уровне 3,4%.
При этом фактор газовой экономии еще фактически не влияет на промышленность. Экономия газа в коммунальной сфере привела к углублению падения в производстве электроэнергии, газа, пара и конденциированного воздуха с 1,5% до 7,8%. Однако эти ограничения еще не коснулись промышленных производств. Как часто отмечают эксперты, ограничение продажи газа промышленным предприятиям, которое может быть введено с сентября, способно дополнительно повлиять на общее падение промышленности.
При этом в ближайшей перспективе открытие европейского рынка не станет спасением для украинского промпроизводства. «В промышленности, в отличие от сельского производства, почти нет квот. Режим свободной торговли с ЕС привел лишь к отмене пошлин. Этот факт, конечно, положительно влияет на финансовые результаты предприятий и помогает им пережить нынешний кризис, но для наращивания экспорта в ЕС необходимо время. Украинские предприятия еще не успели заключить новые контакты»,– объясняет Елена Белан.
Фактор, который может оперативно повлиять на темпы промышленного производства в Украине – помощь западных стран в восстановлении инфраструктуры Донбасса. «Крупные инфраструктурные проекты всегда дают толчок экономическому росту. Они дают мгновенное ускорение показателей строительства, а кроме того – восстановленная инфраструктура становится стимулом и для роста промышленности»,– объясняет Василий Юрчишин.
Тем не менее, эксперты убеждены – сейчас украинская промышленность уже находится «на дне», а потому уже с октября–ноября темпы падения будут сокращаться.
Именно поэтому эксперты пока не видят оснований для еще большего ухудшения прогнозов падения украинской экономики. Напомним, по оценкам правительства, ее спад в нынешнем году составит 6,5%. «Этот прогноз пока выглядит реалистичным. По крайней мере, если боевые действия закончатся в течение ближайших пару месяцев, мы имеем все шансы избежать большего падения»,– уточняет госпожа Белан.
«Несмотря на двузначные темпы падения, нынешний кризис намного меньше, чем был в 2009 году. Тогда без военных действий украинская промышленность сократилась почти на четверть. Подобные ожидания были и сейчас – перед началом АТО. Таки образом, несмотря на падение, развитие ситуации идет далеко не по наихудшему сценарию»,– уверен Василий Юрчишин.