RU  UA  EN

понедельник, 25 ноября
  • НБУ:USD 41.05
  • НБУ:EUR 42.85
НБУ:USD  41.05
Бизнес

Антимонопольный комитет дал ценные рекомендации

АМКУ считает, что крупнейшие игроки на рынке хлеба и фармпродукции необоснованно подняли цены

АМКУ считает, что крупнейшие игроки на рынке хлеба и фармпродукции необоснованно подняли цены Цены на хлеб озадачили не только покупателей Фото: PHL

Рост цен на социально значимые товары попал в поле зрения Антимонопольного комитета. Вчера ведомство выдало обязательные к рассмотрению рекомендации крупнейшим игрокам фармацевтического рынка, а также 36 игрокам рынка хлеба и хлебобулочных изделий по недопущению необоснованного роста цен на их продукцию. Эксперты отмечают, если комитету удастся доказать сговор между участниками рынка, то сумма выписанного им штрафа может составить до 10% от оборота компаний.

Вчера Антимонопольный комитет (АМКУ) вынес решение выдать обязательные к выполнению рекомендации крупным игрокам фармацевтического рынка по недопущению необоснованного поднятия цен на лекарства. О каких компаниях идет речь, в комитете уточнить отказались, но отметили, что рекомендации будут разосланы в ближайшее время.

АМКУ провел исследование крупных аптечных сетей, дистрибьюторов, а также отечественных и зарубежных производителей в связи со стремительным ростом цен на лекарства в 2014 году. В частности, на оптовом рынке в январе-апреле прошлого года были выявлены не единичные случаи, когда рост цен на лекарства опережал динамику роста курса валют.

При исследовании рынка розничной торговли комитет установил существование схем увеличения цен на препараты через предоставление маркетинговых услуг. Более 450 аптечных сетей, вне зависимости от формы собственности, предоставляют отечественным и зарубежным производителям такие услуги. Согласно сообщению АМКУ, их стоимость может доходить до 30% от стоимости лекарств. В комитете считают, что фактически маркетинговые договоры используются аптечными сетями как инструмент получения дополнительных доходов от своей основной деятельности.

В связи с этим комитет рекомендует дистрибьюторским компаниям воздержаться от необоснованного повышения цен на лекарства. Помимо этого, аптечным сетям и производителям, а также оптовым компаниям рекомендуют пересмотреть маркетинговые договоры. Исключить из них те услуги, которые напрямую относятся к основной деятельности аптек, и установить обоснованную стоимость маркетинговых услуг на уровне фактических затрат.

Выводы АМКУ вызвали удивление участников рынка. «В нашей сети доля маркетинговых услуг в общем обороте очень незначительна – около 0,5-1%. Так что доход мы получаем от основного вида деятельности»,– рассказывает топ-менеджер одной из крупной киевской аптечной сети. Директор сети «Волыньфарм» Станислав Шайко добавляет, что показатель стоимости маркетинговых услуг, упомянутый комитетом, не отвечает действительности. «Кто будет закладывать такие затраты в стоимости лекарств при падающем потребительском спросе?» – спрашивает он. Председатель комитета по вопросам здравоохранения Европейской Бизнес Ассоциации Георгий Викторов отмечает, что даже если отменить часть маркетинговых услуг, цены на препарат не изменятся. «Потому что компании формируют маркетинговые бюджеты на год. А значит, потратят их через другой канал продвижения»,– поясняет господин Викторов.

Основная причина повышения цены – это обвал гривны, которая обесценилась более чем на 200%, говорит господин Викторов. По данным отраслевого сайта apteka.ua, в деньгах на долю импортных препаратов приходится 63,3% рынка, в то время как в упаковках – 28,4%. Также зарубежные препараты подорожали в среднем на 18,9%, а отечественные – на 11,7%. «Дорожают энергоресурсы, топливо. Курс валют все еще не стабилизировался. Искать причину повышения цены на препараты нужно уж точно не в маркетинговых услугах»,– говорит господин Шайко.

Хлеб всегда в цене

Помимо цен на лекарства, Антимонопольный комитет проводит исследования в девяти областях Украины относительно резкого повышения цен на хлеб. По данным Минэкономразвития, в период 20-27 февраля розничные цены на пшеничный хлеб по всей Украине выросли в среднем на 3,5%. В связи с этим, пять территориальных отделений АМКУ рекомендовал 36 компаниям воздержаться от необоснованного повышения цен на хлеб и хлебобулочные изделия. Также исследования проводятся на рынке муки и зерна. «В случае выявления нарушений законодательства о защите экономической конкуренции, комитет примет меры, предусмотренные действующим законодательством»,– отмечается в сообщении АМКУ.

В Ассоциации «Мукомолы Украины» рассказывают, что цены поднимаются вследствие роста цен на пшеницу, которая за последние две недели подорожала на внутреннем рынке с 3,5 тыс. грн/т до 5,5-5,6 тыс. грн/т. «В связи с этим растут цены на муку. За последнюю неделю она подскочила более чем на 1 тыс. грн – до 8 тыс. грн за тонну. Сейчас еще цена за газ для предприятий повысилась на 52%. Необходимо понимать, что есть объективные факторы повышения стоимости»,– говорит генеральный директор ассоциации «Укрхлебпром» Александр Васильченко. Примечательно, что вчера «Киевхлеб» заявил об очередном повышении отпускной цены на свою продукцию – на 25-30%. Такой шаг в компании пояснили повышением цен на газ, электроэнергию, транспортные расходы, подорожание муки и других составляющих. В связи с чем себестоимость производства хлеба выросла в разы. В прошлый раз «Киевхлеб» повысил цену 18 февраля – на 10-12%.

В адвокатском объединении Arzinger отмечают, что границы полномочий АМКУ – это исключительно конкурентные отношения между участниками рынков, а не мониторинг соблюдения режимов ценового регулирования. «Претензии у комитета могут возникнуть к компаниям лишь в случае, если ценообразование является следствием злоупотребления. Комитет должен доказать сговор или молчаливую координацию, и в этом случае он может наложить штраф в размере до 10% выручки за прошедший год»,– поясняет управляющий партнер адвокатского объединения Arzinger Тимур Бондарев.