Вчера национальный регулятор утвердил очередное положение о проведении конкурса на 3G-частоты, изъяв из него предлагаемую Кабинетом министров норму о недопущении к тендеру компаний с российским капиталом. Чиновники объяснили это тем, что иначе положение противоречило бы действующему законодательству. Эксперты отмечают, что правительство может решиться на законодательное закрепление подобных норм, несмотря на возможные экономические потери. Впрочем, вероятность этого, по их мнению, пока остается невысокой.
Ответ премьеру
На вчерашнем заседании Национальная комиссия по госрегулированию в сфере связи и информатизации (НКРСИ) утвердила уже четвертую редакцию положения Кабинета министров о проведении конкурса на использование трех полос частот шириной 30 МГц в диапазоне от 1920 до 2170 МГц, необходимых для 3G-связи (текстом располагает А'). 29 сентября проект этого документа был отправлен правительством в НКРСИ на доработку с целью внести туда норму, запрещающую компаниям с более чем 50-процентной долей российского капитала участвовать в тендере. Однако НКРСИ не включила в проект постановления это положение, объяснив это тем, что оно нарушает законодательство Украины, касающееся вопросов проведения аукционов и конкурсов. «Позиция регулятора заключается в том, что тендер должен быть проведен в полном соответствии с законом, иначе его результаты могут быть оспорены»,‒ заявил на заседании председатель НКРСИ Александр Животовский.
Впервые мысль о том, что к конкурсу на 3G-связь следует не допускать компании с российским капиталом высказал премьер-министр Арсений Яценюк на заседании Кабмина 5 сентября. «Уже сейчас Россия контролирует всю мобильную связь в Украине, и мы не допустим подобной монополии на рынке 3G. Для того чтобы у нас не было российской монополии, я готов рассмотреть возможность отдать лицензию европейской компании за одну гривну»,– заявлял тогда господин Яценюк. Это заявление вызвало резонанс на телекоммуникационном рынке. В случае, если бы ограничение по участию российского капитала в конкурсе на 3G действительно начало действовать, к тендеру могли быть не допущены крупнейшие украинские телеком-операторы – «Киевстар» и «МТС-Украина». На протяжении сентября правительство так и не утвердило постановление о проведении конкурса на 3G-связь, а на прошлой неделе министр Кабинета министров Остап Семерак заявил о том, что в затягивании этого вопроса виновата НКРСИ, которая до сих пор не предоставила правительству редакцию документа со всеми правками.
Вынуждены сдаться
Теперь же, вероятно, правительству придется смириться с участием «российских» компаний в конкурсе на 3G-частоты. Источник А' в одном из крупнейших мобильных операторов отметил, что в его компании ожидают снижения интереса чиновников к вопросу происхождения капитала мобильных операторов уже после проведения парламентских выборов. «Политическая риторика успокоится, и чиновникам уже будут не так нужны популистские лозунги»,‒ отмечает собеседник А'. По его словам, если Кабмин продолжит вести политику затягивания решение вопроса по 3G, это будет происходить вопреки интересов государства. «И я уже молчу про интересы бизнеса, которые уже, видимо, никого не интересуют»,‒ добавляет источник. Заместитель генерального директора исследовательской компании GfK Ukraine Глеб Вышлинский отмечает, что подобная политика правительства является отнюдь не предвыборной риторикой, а, вероятнее всего, несет в себе коррупционную составляющую. «Впрочем, учитывая открытость и жесткость позиции НКРСИ, я думаю, что Кабмин сдастся на этом этапе»,‒ говорит он.
По мнению начальника отдела по связям с общественностью компании «МТС-Украина» Виктории Рубан, сейчас очень важно, чтобы конкурс по распределению 3G-частот прошел в максимально сжатые сроки. «3G – это серьезный антикризисный проект, который привлечет в страну большие инвестиции. Этим следует пользоваться, пока у инвесторов не пропало желание вкладывать деньги в Украину»,‒ отмечает госпожа Рубан. По ее словам, учитывая некоторые процедурные моменты, есть все основания предполагать, что в этом году долгожданный конкурс на 3G-частоты уже не состоится.
Впрочем, у Кабмина есть возможность продолжить политику ограниченного доступа к 3G. Это будет возможно только в том случае, если будет внесен ряд законодательных изменений, не позволяющих компаниям, аффилированным с российскими собственниками, принимать участие в процессе тендерных госзакупок в Украине. Глеб Вышлинский отмечает, что правительство вряд ли решится на данный шаг –слишком уж высокой будет его цена. «Я не исключаю, что в случае таких изменений в законодательстве Россия может подать жалобу во Всемирную торговую организацию (ВТО) на Украину за нарушение норм этой организации»,‒ говорит эксперт.
Не по-европейски
Связаться с господином Семераком для уточнения дальнейших планов правительства А' вчера не удалось – министр не отвечал на звонки. Однако источник А' в Министерстве экономического развития и торговли (МЭРТ) рассказал, что, если такая задача перед министерством будет поставлена, она, скорее всего, будет воплощена в жизнь. «Тем не менее, нам необходимо будет проанализировать последствия таких санкций, реакцию на них со стороны наших европейских партнеров и, кроме того, понять, не противоречит ли эта инициатива законодательству ЕС»,‒ отметил собеседник издания. По его словам, нормы, ограничивающие подобным образом госзакупки в странах ЕС, ему неизвестны. «Исходя из сегодняшних предпосылок – у нас нет никаких предпосылок, чтобы не принимать подобных мер. В конце концов, мы живем в своей стране и можем свободно решать внутренние вопросы»,‒ считает собеседник А'. Возможные финансовые потери Украины от таких санкций источник предпочел не комментировать – поскольку исследованием данного вопроса в МЭРТ пока не занимались.
Эксперт по вопросам госзакупок проекта ЕС Александр Шатковский отмечает, что подобный прецедент ограничений в госзакупках в Украине уже есть. «Статья 17 закона о госзакупках, принятого в апреле, определяет право заказчика отказать компании в участии в тендере, если она зарегистрирована в оффшорной зоне»,‒ говорит господин Шатковский. По его словам, данное положение уже вызывает вопросы у ряда европейских партнеров. «Однако я сомневаюсь, что российским компаниям запретят участвовать в гостендерах. В глобальном мире уже мало кто может сказать, какая компания является российской и на сколько процентов»,‒ считает он. Кроме того, подобные ограничения достаточно легко обойти, перерегистрировав компанию.
Что касается возможных жалоб России в ВТО – они также являются маловероятными. Господин Шатковский отмечает, что при выставлении подобных претензии обычно достаточно тяжело сформулировать свои требования к противоположной стороне. К тому же, сроки рассмотрения этих жалоб очень продолжительны.