Госадминистрация железных дорог «Укрзализныця» провела раскрытие конкурсных предложений на оценку своего имущества в рамках процедуры акционирования. В тендере приняли участие три международных консалтинговых компании. Общая сумма активов, подлежащих оценке, составляет около 100 млрд грн. Эксперты отмечают, что акционирование будет проведено уже к началу 2015 года и позволит существенно развить отношения «Укрзализныци» с международными банковскими структурами.
Согласно информации, оглашенной во время процедуры раскрытия конкурсных предложений, активы «Укрзализныци» будет оценивать одна из трех крупных международных консалтинговых компаний: Deloitte&Touche, Ernst&Young и Baker Tilly, сообщает «Интефакс». При этом самую низкую стоимость предложила компания Baker Tilly – она составляет всего 3,8 млн грн. Для сравнения – услуги Deloitte и Еrnst&Young могут обойтись «Укрзализныце» в 15 и 17 млн грн, соответственно. Оплата услуг консалтеров будет производиться за счет самого предприятия, а победитель тендера будет назван до 14 августа.
Компании, которую выберет «Укрзализныця», предстоит объемная работа. До октября ей необходимо будет переоценить 1,5 млн единиц основных средств стоимостью 84 млрд грн, 630 объектов незавершенных капитальных инвестиций на сумму 6,5 млрд грн и около 9,5 тыс. земельных участков площадью 48 тыс. га. При этом будет оцениваться имущество «Укрзализныци», находящееся в зоне АТО, а также на территории оккупированного Крыма.
Напомним, разговоры о необходимости акционирования и реформирования «Укрзализныци» идут уже около двух лет, однако постановление о создании ПАО «Украинские железные дороги» было принято Кабинетом министров только 25 июня 2014 года. Согласно документу, государство сохранит все 100% акций предприятия в своей собственности без права отчуждения.
Руководитель оценочной практики и партнер компании Deloitte&Touche Артур Огаджанян отметил, что оценка активов предприятия займет от трех до четырех месяцев, в зависимости от качества и полноты исходных данных, а также от опыта фирмы. «Самым важным аспектом в процессе оценки будет учет перспектив деятельности компании, в первую очередь – ее предстоящее реформирование»,‒ рассказал он А’. По словам господина Огаджаняна, сейчас «Укрзализныця» ‒ «громоздкая, плохо управляемая и негибкая структура». Эксперт уверен, что глубокие реформы, которыми будет сопровождаться акционирование, способны изменить ситуацию. «А с учетом характера компании сохранение полного контроля государства над ней является единственно верным шагом»,‒ отмечает партнер Deloitte&Touche.
Координатор реформ в транспортной отрасли координационного центра внедрения экономических реформ Александр Кава также считает, что отсутствие возможности полной или частичной приватизации «Укрзализныци» пойдет предприятию на пользу. «В европейской практике ни одна страна не приватизировала свои железнодорожные активы. Был единственный прецедент в Эстонии, однако там руководство страны было вынуждено объявить национализацию и восстанавливать за государственный счет активы, приведенные в негодность из-за невыполнения условий эксплуатации»,‒ отмечает господин Кава. По его словам, при проведении реформирования предприятие необходимо будет лишить функции регулирования отрасли и оставить в его компетенции лишь управление хозяйственными субъектами. «Регуляторные функции перейдут к Государственному агентству по железным дорогам, которое будет создано в ближайшее время, а также к Мининфраструктуры и Государственной инспекции по безопасности на наземном транспорте»,‒ заявляет эксперт. По его словам, профильное госагентство будет создано одновременно с акционированием предприятия, то есть в декабре 2014 года – январе 2015 года, и активная работа над его созданием осуществляется уже сейчас. Чуть хуже обстоят дела с регулятором рынка. «Для создания подобной Нацкомиссии необходимо принятие специального закона, регламентирующего ее деятельность. Когда его примут – неизвестно. Пока же с функцией регулятора успешно справляется Мининфраструктуры»,‒ отмечает господин Кава. Он также уточнил, что эти реформы помогут «Укрзализныце» в последующем привлечении кредитов от Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) и Европейского инвестиционного банка (ЕИБ).
Старший советник ЕБРР по внешним связям Антон Усов отмечает, что для его учреждения «Укрзализныця» является ключевым и стратегическим клиентом в транспортном секторе. «Вопрос реформирования предприятия для нас очень важен, поскольку от него зависит успешность реализации запланированных совместных проектов»,‒ рассказал господин Усов корреспонденту А’. По его словам, потребности «Укрзализныци» в финансировании огромны: это и обновление грузового, пассажирского подвижного состава, и замена полотна, и проведение электрификации. «Объемы финансирования совместных с ЕБРР проектов будут зависеть от многих факторов, в том числе от того, как будут структурированы сделки после акционирования предприятия. Пока что понимания этого вопроса у нас нет»,‒ отметил старший советник ЕБРР.