Бывший муж Нины пропал без вести на Курщине в сентябре прошлого года во время выполнения боевого задания. До сих пор не было никаких сведений о его нахождении во вражеском плену или хотя бы информации, что он может быть жив – свидетелей происшествия нет. Общие взрослые сыновья собираются объявить отца умершим.

Объясняет: согласно новым правилам, они не имеют права на часть денежного обеспечения отца, однако его внучка нуждается в средствах на лечение, ждать репатриации тела бесполезно, ведь, говорит, это чужая территория.

Судьба наших украинских защитников, участвовавших в Курской операции, до сих пор неизвестна – нет ни совпадений за ДНК, ни подтверждения их пребывания в плену через Международный комитет Красного Креста или другими способами. Точное количество потерь в том направлении сказать трудно, ведь в условиях военного положения это государственная тайна.

“Обнародование информации о количестве потерь личного состава, среди погибших, пленных и пропавших без вести при особых обстоятельствах, может быть использовано врагом в планировании и ведении вооруженной агрессии против Украины и в информационном пространстве для использования в качестве ИПСО, чем будет нанесен существенный ущерб интересам семейной безопасности снижению морально-психологического состояния и боевого духа личного состава сил обороны и сил безопасности”, - сообщили “Апострофу” в Секретариате Уполномоченного по лицам, пропавшим без вести при особых обстоятельствах.

Продолжение после рекламы
РЕКЛАМА

Поэтому оценить оправданность Курской операции, учитывая количество жертв, пока невозможно. Между тем в МККК в Украине отрицают какое-то специфическое отношение в Кремле к нашим бойцам, захваченным в плен на территории РФ. "У нас нет никаких признаков того, что этот процесс отличается в Курской области. Сейчас среднее время получения подтверждения статуса [в плену] составляет примерно 3-4 месяца. Этот показатель изменялся со временем - в 2023 году ожидание часто было значительно дольше, иногда до девяти-двенадцати месяцев. Также случаются единичные случаи: иногда мы получаем прежде чем внезапно появиться в списках», – объяснили в пресс-службе организации.

Несмотря на жизнь в ожидании , не все готовы признавать своих пропавших родных умершими из-за судов. Хотя соответствующие органы не прекратят их поиски, такой шаг морально сложно сделать – как будто самих себя лишить надежды. Поэтому они выбирают ждать, напоминая властям о необходимости поиска их родных на мирных акциях и надеясь на сохранение материальной поддержки от государства. Естественно, что в ситуации неуверенности различные законодательные инициативы воспринимаются с недоверием, например законопроект №13689 о порядке признания военнослужащих безвестно отсутствующими во время действия военного положения.

"Часть без вести пропавших будут признавать безвестно отсутствующими и прекращать выплату денежного довольствия", - можно услышать от родственников пропавших без вести. Апостроф решил разобраться в сути документа и последствиях его принятия.

О чем законопроект

В Раде зарегистрировали законопроект № 13689 о порядке признания военнослужащих безвестно отсутствующими во время действия военного положения. Упомянутый статус, в частности, предусматривает, что над имуществом пропавшего лица устанавливается опекун, управляющий имуществом, материально обеспечивающий лиц, которых обязан был содержать пропавший без вести за счет своего имущества.

Дети, нетрудоспособные родители, супруги могут получить финансовое содержание от государства в связи с потерей кормильца. Обязательства, связанные с без вести пропавшим лицом, например, трудовые контракты, прекращаются.

Продолжение после рекламы
РЕКЛАМА

"Действующее законодательство Украины устанавливает длительные сроки для признания лица безвестно отсутствующим (один год) или объявления его умершим (от шести месяцев до трех лет в зависимости от обстоятельств). Эти сроки не учитывают специфику и интенсивность боевых действий в условиях военного положения. Как следствие, семьи пропавших военнослужащих неопределенно соприкасаются с правом получение гарантированных государством социальных выплат, а также реализацию наследственных и имущественных прав”, - говорится в пояснительной записке к законопроекту.

По словам авторов, документ нацелен упростить и ускорить механизм признания безвестно отсутствующими и объявления умершими военнослужащих, пропавших без вести во время выполнения боевых задач. В частности, предлагается разрешить лицо, пропавшее без вести, объявлять судом умершим при наличии акта служебного расследования воинской части на основании доказательств независимо от времени его исчезновения.

Сейчас – такого человека суд может объявить умершим после двух лет с даты завершения войны или за меньший срок, но не ранее чем через шесть месяцев от наступления события. Вместе с тем, проект закона предлагает признавать через суд безвестно отсутствующими при наличии акта служебного расследования независимо от срока, истекшего с момента исчезновения лица.

Вместе с тем, законодатель уточняет, что суд принимает показания военнослужащих, командиров военных подразделений, которые могут рассказать о физическом лице, местонахождение которого неизвестно. Предусмотрено, что суд, решая вопрос об установлении факта смерти, может принимать во внимание альтернативные доказательства в случае невозможности получения официальных актовых записей:

  • письменные уведомления командиров воинских частей или уполномоченных органов власти;
  • справки медицинских учреждений;
  • свидетельство родственников или других лиц, сообщения гуманитарных организаций (например, Красного Креста);
  • фотокопии свидетельств или других документов и любые другие материалы, которые могут подтвердить факт смерти личности.

Также прописано, что на получение денежного довольствия пропавшего без вести военнослужащего не имеют права лица, имеющие гражданство РФ или Республики Беларусь и лица, постоянно проживающие на территории этих государств, а также осужденные за государственную измену, коллаборацию, пособничество государству-агрессору.

Что говорят юристы

"Недостаток этого документа - зависимость от акта служебного расследования, - комментирует "Апострофу" адвокат Геннадий Капралов. - Его центральная роль создает риск затягивания процедур, если военная часть или командование не оперативно составляют или согласовывают его".

И действительно, на практике семьи пропавших без вести военнослужащих могут ожидать этого документа полгода, что нивелирует идею законопроекта о ускорении процедур. Для предотвращения возможных злоупотреблений и бюрократических задержек законопроект требует дополнительной доработки, в частности, относительно четкого порядка составления и проверки актов служебного расследования, добавляет адвокат.

Продолжение после рекламы
РЕКЛАМА

Еще одна проблема – само качество служебного расследования, на основе которого формируется акт. В нем часто встречаем нечеткие формулировки вроде "судьба неизвестна", "вероятно погиб", "был артобстрел" и т.д. Такие пробелы затрудняют судебный процесс. А если нет свидетелей происшествия – и подавно. " На сегодняшний день уже распространена практика, обращаются люди о признании умершим. Все зависит от доказательной базы. Если собрана достаточная база, что действительно были основания считать, что человек погиб, - это показания свидетелей, акт служебного расследования, другие моменты. Процедура проходит на соревновании сторон - каждая сторона должна доказать обстоятельства. Если база нормально доказать обстоятельства. Алина Самарец.

Однако Минобороны может оспорить решение, продолжает собеседница издания. "Обычно Минобороны по всем делам судится до последнего. Военные части меньше судятся и по выплатам с родственниками", - добавляет адвокат.

Другой интересный момент – разрешить заявление о признании физического лица безвестно отсутствующим или объявление его умершим подавать по месту дислокации воинской части, к которой принадлежало лицо на момент исчезновения. Не открывает ли это возможности для воинских частей объявлять пропавших без вести военных умершими без согласия родных? Апостроф обратился с запросом в Уполномоченный ВРУ по правам человека.

В Секретариате омбудсмана сообщили, что право командира воинской части на обращение в суд с целью оглашения военнослужащего умершим предусмотрено, в частности, абзацем девятым пункта 27 Положения о прохождении гражданами Украины военной службы в Государственной пограничной службе Украины, утвержденного Указом Президента Украины от 29 декабря 1159 года.

Так, согласно действующей редакции указанного пункта Положения: Признание военнослужащего безвестно отсутствующим или объявление умершим или установление факта смерти военнослужащего осуществляется в порядке, определенном Гражданским процессуальным кодексом Украины, по заявлению начальника органа Госпогранслужбы, в котором военнослужащий проходил службу или в распоряжении которого лица», – говорится в ответе на запрос.

Зачем хотят упростить процедуры признания умершими

Зачем в Раде вообще взялись упростить и ускорить механизм признания безвестно отсутствующими и объявления умершими военнослужащих? Мотив многими воспринимается настороженно, вспоминая предыдущую инициативу, урезавшую выплаты семьям пропавших без вести (установление лимита в 50%). Кроме того, говорят, что правительство готовит изменения, предусматривающие отчисления из суммы, предусмотренной в случае гибели военного, всех начислений, которые были произведены за время его пребывания в статусе "пропавшей без вести".

Совторник законопроекта Ольга Василевская-Смаглюк отвергает связь инициативы с дефицитом средств для выплат денежного довольствия пропавшим без вести военным. "Наша основная цель - это ускорить выплаты, именно для этого был написан этот законопроект, потому что четыре года люди не могут получить выплаты, - говорит она "Апострофу". - Что касается дефицита средств бюджета, такого дефицита пока нет".

По ее словам, идея написания этого документа родилась именно из общения с семьями пропавших без вести.

"Ко мне обратилась моя бывшая сотрудница о том, что ее муж, пропавший без вести военнослужащий, имеет родственников на оккупированных территориях, или эти родственники умерли на оккупированных территориях, и на них депонируют средства. То есть часть средств, она, мама двоих детей, его давно официальная жена, вынужденная разделить территориях.

Продолжение после рекламы
РЕКЛАМА

Поэтому, прежде всего, этот законопроект нацелен на то, чтобы помочь не депонировать эти средства именно на проживающих на оккупированных территориях либо в Российской Федерации, либо умер там. Потому что через суд родные вынуждены через Казахстан получать подтверждение о том, что они умерли, или что они не претендуют и так далее. И потом с этими бумагами уже идти в суд.

И это отнимает очень много сил, времени и денег, потому что, чтобы представлять интересы наших правопреемников на эти выплаты, они вынуждены нанимать адвокатов, в том числе на этих территориях, где враг», – пояснила нардеп.

Впрочем, понятно, что при острой нехватке финансирования продолжение противостояния врагу, сокращение расходов семьям пропавших без вести может рассматриваться. Вопрос, станет ли властям мужества сказать об этом откровенно, будут ли проталкивать это в законодательных нюансах и щелях?