Вчера Кабинет министров принял постановление об особенностях проведения инвентаризации имущества железнодорожного монополиста. Согласно документу, активы «Укрзализныци», находящиеся в зоне проведения антитеррористической операции и АР Крым, временно не будут инвентаризированы и учтены в уставном капитале создаваемого сейчас акционерного общества «Украинские железные дороги». Эксперты считают это уместным шагом, учитывая невозможность осуществления контроля над этими активами.
Согласно постановлению правительства «Некоторые вопросы инвентаризации имущества предприятий железнодорожного транспорта, находящегося на временно оккупированной территории и территории проведения АТО» (текстом располагает А') предусмотрено временное исключение активов «Укрзализныци», находящихся на территории оккупированного Крыма и в зоне проведения антитеррористической операции (АТО), из процесса инвентаризации имущества. Этот процесс проводится сейчас с целью формирования уставного капитала акционерного общества «Украинские железные дороги» (УЖД), которое сменит «Укрзализныцю» в вопросах управления железнодорожным транспортом страны.
При этом указанное имущество войдет в отдельные акты учета активов и будет закреплено за будущим акционерным обществом на правах хозяйственного ведения. Проводить эту работу по учету будет комиссия по созданию ПАО УЖД совместно с Министерством инфраструктуры. После прекращения АТО и оккупации АР Крым, активы, находящиеся на этих территориях, будут инвентаризированы и включены в уставной капитал УЖД.
Как следует из пояснительной записки к документу, постановление разработано с учетом нестабильной ситуации, сложившейся на неподконтрольных сейчас Украине территориях. При этом, по словам разработчиков документа, для проведения инвентаризации имущества предприятиям необходимо иметь непосредственный доступ к объектам. Кроме того, по оперативным данным разработчиков, так называемое Министерство транспорта самопровозглашенной ДНР обязало структурные подразделения «Донецкой железной дороги» все приказы и поручения «Укрзализныци» не рассматривать и не выполнять. Соответственно, провести инвентаризацию в таких условиях не представляется возможным, а законодательных актов, регламентирующих ее проведение в таких затруднительных условиях, не существует.
Акционирование государственной администрации железнодорожного транспорта «Укрзализныця» предусматривается постановлением Кабинета министров от 25 июня 2014 года, хотя законодательная база для этого была создана еще два года назад. Этот документ предусматривает создание публичного акционерного общества УЖД, 100% акций которого закреплены в собственности государства без права отчуждения. Акционирование железнодорожного монополиста является частью госпрограммы реформирования железнодорожного транспорта и является одним из требований Европейского банка реконструкции и развития для продолжения совместной работы над новыми проектами.
Руководитель индустриальной группы «Энергетика и инфраструктура» и партнер компании Deloitte&Touche Артур Огаджанян отмечает, что шаг, предпринятый вчера Кабмином, является абсолютно логичным и правильным. «Компания не может включать в свой капитал активы, которые она не контролирует и от владения которыми не может получить доходы»,– отмечает эксперт.
При этом, по его словам, этот факт не повлияет на саму процедуру акционирования. «Остаточную балансовую стоимость таких активов назвать сложно, но понятно, что в абсолютном выражении это достаточно значительные цифры, хотя в относительном выражении (в процентах) могут не достигать даже 10%»,– добавляет господин Огаджанян.