RU  UA  EN

пятница, 15 ноября
  • НБУ:USD 41.00
  • НБУ:EUR 43.40
НБУ:USD  41.00
Бизнес

Бизнес по-винницки: как скандальные "почтальоны" разоряют государство на аренде судов

В Одесском порту пытаются реализовать очередную теневую схему

В Одесском порту пытаются реализовать очередную теневую схему Фото: sudostroy.com

В Одесский порт заходит ООО "Нейтас Марин". Эту фирму называют новой "прокладкой" скандально известного бизнесмена Анатолия Шестаковского, о чем стало известно из письма, поданного "Нейтас Марин" на аренду государственного буксира "Гайдамака", который недавно отремонтировали за государственные деньги.

Пока во всей стране дует ветер перемен, Одесса, кажется, живет словно на другой планете. Фирмы-прокладки в здешних портах стали таким же регулярным явлением, как восходы и закаты.

Сейчас в Одесский порт рвется очередной буксирный оператор – ООО "Нейтас Марин". Известно, что эта компания официально обратилась к руководителю филиала Администрации морских портов Украины (АМПУ) "Дельта Лоцман" Александру Голодницкому с просьбой разрешить использование буксира "Гайдамака" для операций в ОМТП. В своем запросе "Нейтас Марин" предлагает почасовую оплату за аренду буксира. При этом компания просит установить в договоре гарантированные 35 часов работы судна, а остальные услуги оплачивать исходя из фактически отработанного времени.

"Нейтас Марин" похожа на десяток других компаний, созданных в последние годы для реализации различных теневых схем заработка на буксирном рынке Большой Одессы. Фирма зарегистрирована в июне 2019 года. Ее уставный фонд – скромные 1000 грн. Своих буксиров у нее нет – она будет арендовать государственный портофлот на условиях, выгодных для ее основателей. И не слишком выгодных для государства. Разница с фирмами-близнецами лишь в том, что бенефициар "Нейтас Марин" Анатолий Шестаковский не скрывается за подставными лицами, а официально числится в уставных документах.

Море в тени

Семья Шестаковских – старший Анатолий и его сын Александр – хорошо известна на украинском рынке морских перевозок. Она уже фигурировала в международных скандалах, но каждый раз Шестаковские выходили сухими из воды.

В начале 2000-х, как пишут СМИ, фирма Шестаковских Manchester Shipping S.A., зарегистрированная в оффшорной Либерии, взяла в аренду у Одесского порта два нефтеналивных судна на условиях бербоут-чартера: "Инженер Вальчук" и "Рута". В 2013 году Шестаковские безосновательно прекратили платить фрахтовые платежи по этим судам, продолжая их использовать за пределами Украины. А в 2015 году бизнесмены подделали документы для бербоут-чартера на судно "Инженер Вальчук", незаконно продлив срок его действия еще на пять лет. В 2018 году "Инженер Вальчук" был возвращен госпредприятию в нерабочем состоянии и с многомиллионными долгами.

"Рута" до сих пор находится под арестом в Ливии за контрабанду нефтепродуктов. В ливийской тюрьме уже пять лет заключен экипаж "Руты" – 14 украинских моряков, судьба которых, похоже, мало волнует Шестаковских.

"Нейтас Марин" не сильно беспокоится по поводу имиджа своего хозяина. "Мы надеемся на увеличение грузооборота в порту Одесса, что должно привести к увеличению количества судозаходов, а потому считаем возможным дополнительно пересмотреть количество гарантированных часов работы буксира через три месяца", - оптимистично заявляет компания в письме.

Примечательно, что буквально три месяца назад работа ОМТП стала объектом критики со стороны президента и других высших должностных лиц страны. Причиной низкой эффективности порта он называли коррупционные схемы, связанные в том числе и с арендой государственных буксиров.

"У нас есть огромное количество сигналов, что в морском порту деятельность осуществляется далеко не всегда в интересах государства… Нас очень интересует практика, когда государственные буксиры сдаются за полцены частным компаниям почасово…", – отметил тогдашний замруководителя Офиса президента и нынешний премьер-министр Алексей Гончарук.

Чиновники не случайно обратили внимание на почасовую схему аренды. Ведь в этом случае частная фирма оплачивает только время работы буксира, а его стоянка и техническое обслуживание ложатся на плечи государства. Это все равно, что арендовать государственное поле пшеницы только на время сбора урожая и при этом забрать все зерно себе.

К тому же, буксир "Гайдамака" в нынешнем году был отремонтирован в Николаеве за 13,1 млн грн. Естественно, эти деньги заплатило государство. "Гайдамака" – буксир ледового класса, построенный на Николаевском судостроительном заводе в 2005 году. По одесским меркам это молодое судно: в портофлоте ОМТП до сих пор трудятся буксиры 1980-х годов.

Звенья большой цепи

"Нейтас Марин" стал очередным и вряд ли последним звеном в большой коррупционной сети, которая развернулась в ОМТП после прихода туда в 2017 году "винницких почтальонов" – начальника Одесского филиала АМПУ Игоря Ткачука и и.о. директора ОМТП Виктора Войтко. Выходцы из Винницы ранее занимали руководящие должности в госпредприятии "Укрпочта", отсюда и прозвище.

Напомним, летом нынешнего года фигурантом громкого скандала стало ООО "Навигейт", тоже связанное с Шестаковскими. Эта фирма обратилась к Виктору Войтко с намерением взять в аренду государственные буксиры. Речь шла о восьми судах из портофлота ОМТП: "Пурга", "Труженик", "Стивидор", "Ударник", "Новатор", "Бугаз", "Кентавр" и "Сфинкс". История попала в СМИ, которые сомневались, что аренда пройдет на условиях прозрачного конкурса.

В 2018 году руководство ОМТП уже пыталось реализовать похожую схему с помощью ООО "Одесса Портофлот", в состав соучредителей которого вошли как винницкие соратники "почтальонов", так и капитаны одесских буксиров. Из-за сознательно заниженной оценки судов потери государства от такой аренды журналисты оценивали минимум в 700 тыс евро.

Шестаковские – не единственные партнеры Ткачука и Войтко по различным схемам. Как отмечают СМИ, из решения Шевченковского районного суда Киева №81967344 от 7 мая 2019 года следует, что руководители ОМТП по сговору с российским криминальным авторитетом Андреем Марисовым организовали схему, при которой большая часть доходов госпредприятия не поступает государству, а оседает на счетах подконтрольных им структур "для выведения за границу, дальнейшего обналичивания и передачи активным участникам террористических групп".

Суд объяснял, что свою деятельность Марисов ведет, "заручившись поддержкой должностных лиц ОМТП, Черноморского межрегионального управления Госслужбы морского и речного транспорта Украины и используя подконтрольные ему коммерческие предприятия "Экофлот", "Си Уинд", "Навир Сервис", "Вел Шиппинг", "Марин Порт Сервис Пивденний", "ПраймЭдженси" и "Таг Сервис".

Весной 2018 года прокуратура Одесской области открыла уголовное производство против руководителей ОМТП по делу ООО "Экофлот". Официальных заявлений о результатах расследования с тех пор не было. А 11 февраля нынешнего года под офисом АМПУ в Одессе прошел митинг работников ОМТП и общественных активистов против "буксирной мафии".

Тему "винницких почтальонов" поднимал президент Владимир Зеленский на совещании в Одессе. "Доходы в 2015 году – 1 млрд грн, в 2018-м – 421 млн грн, чистая прибыль в 2015 году составила 397 млн грн, а в 2018 году – уже 19,2 млн грн. Зарплата директората очень интересна: в 2015-м – 14 тыс. грн, а в 2018-м – 192 тыс. грн. Может, вы скажете, что все нормально? Но мне кажется, что-то не то", – сказал президент.

С момента совещания прошло больше трех месяцев, а одесские "гайдамаки" продолжают свои набеги. Но если повстанцы XVIII века, давшие имя буксиру, боролись против гнета помещиков, то наших героев справедливость волнует в последнюю очередь.

Читайте также

Мобилизация водителей: ждет ли Украину топливный кризис

Новый закон о мобилизации усложнит пересечение границы водителями, к чему это приведет