RU  UA  EN

четверг, 21 ноября
  • НБУ:USD 41.00
  • НБУ:EUR 43.20
НБУ:USD  41.00
Бизнес

Эту войну России не выиграть: что происходит на рынке бензина и автогаза в Украине

Скачок цен на бензин и автогаз произошел в октябре

Скачок цен на бензин и автогаз произошел в октябре Фото: УНИАН

В Украине с минувшего лета цены на нефтепродукты держались на относительно стабильном уровне, однако в середине октября резко пошли вверх. Динамика изменения цен на сжиженный автомобильный газ была более плавной, но и этот вид горючего также дорожает. "Апостроф" выяснял, с чем связан недавний рост цен и что от них ожидать в ближайшее время.

Нефть достигла потолка

В последние недели в Украине существенно подорожал бензин. В первой половине октября АЗС предлагали А-95 по 30,10-30,20 гривен за литр. Однако с того времени цена подскочила на 1,7 гривны – до 31,80-31,90 гривен. Стоимость литра бензина А-92 повысилась с 29,20-29,30 до 30,80-30,90 гривен, а дизельного топлива – с 28,80-28,90 до 30,60-30,70 гривен.

Причина этого подорожания находится за пределами Украины, считает эксперт "Нефтерынка" Александр Сиренко. Еще с весны правительство ввело государственное регулирование цен на топливо с ориентацией на котировки европейских агентств. Соответственно, когда правительство публикует очередные предельные цены, операторы рынка сразу подтягивают свои цены к этому уровню.

"В то же время, на отечественном рынке сегодня проблем нет, - говорит Сиренко. - Дефицита нефтепродуктов не наблюдается. Работают НПЗ в Кременчуге ("Укртатнафта" под контролем группы "Приват" Игоря Коломойского) и Шебелинке (госкомпания "Укргаздобыча", "дочка" "НАК "Нафтогаз Украины"). Регулярно идут поставки горючего из Беларуси и Литвы".

Что касается подорожания горючего в Европе, то оно вызвано ситуацией на рынке нефти, которая в последнее время постоянно дорожала. Еще в начале сентября на мировом рынке ее стоимость находилась на уровне 70-72 долларов за баррель, а к началу ноября она достигла 83-85 долларов.

"Рост цены на нефть обусловлен несколькими факторами, - считает директор консалтинговой группы "А 95" Сергей Куюн. - Конечно, на нее повлиял осенний взрыв цены на газ. Поскольку нефтепродукты (мазут, печное топливо и т.п.) являются одной из альтернатив газу, то это обусловило определенное давление на их цену. Впрочем, спрос на нефтепродукты растет и сам по себе. Экономика Европы восстанавливается после ковидных ограничений, и это способствует увеличению потребления бензина".

Впрочем, в начале ноября на рынке наблюдается определенная стабилизация.

"Конечно, очень трудно сейчас предсказывать, как поведет себя цена на нефть в дальнейшем, однако есть ощущение, что на сегодняшний день она достигла потолка, - считает Сергей Куюн. - Главным образом развитие ситуации будет зависеть от решений ОПЕК. По предварительным данным, организация намерена в ближайшее время увеличить добычу нефти. За такое решение выступают, в частности, Соединенные Штаты (сами США не являются членом ОПЕК, - "Апостроф"), которые заявили о намерении надавить на правительства стран-экспортеров нефти для увеличения поставок. И, если такое решение будет принято, то, скорее всего, мы увидим определенный откат цен от нынешнего уровня".

Впрочем, ОПЕК+ решил с декабря увеличить нефтедобычу в соответствии с ранее оговоренными планами - на 400 тысяч баррелей в сутки.

Фото: Getty images

Европейский стандарт

Цена на сжиженный газ для автомобилей за последнее время также выросла – с 17,80-17,90 гривен до 18,40-18,50 гривен за литр.

Впрочем, по мнению Сергея Куюна, дальнейшее повышение вряд ли возможно.

"Цена на автомобильный газ имеет достаточно выраженные сезонные колебания, – говорит эксперт. – В течение осени-зимы потребление газа значительно сокращается, что вызывает заметное его удешевление, которое, скорее всего, вскоре ощутят потребители".

Однако ситуация на рынке может достаточно резко измениться из-за действий России. В настоящее время Украина получает из этой страны 30-35% сжиженного газа, используемого для автомобилей. Поэтому если "северный сосед" сократит объемы поставок, это может сильно повлиять на ситуацию.

Такое развитие событий достаточно вероятно, учитывая, что в последнее время Россия развернула против Украины настоящую энергетическую войну. Газовый транзит направляется в обход нашей транспортной системы, цена на газ достигла небывалых высот, прекращены поставки в Украину энергетического угля, заблокирована возможность импорта электроэнергии... Вполне логичным продолжением этой политики была бы и отмена поставок сжиженного газа.

И первые шаги в этом направлении Россия уже делает. По словам Александра Сиренко, с рынка поступают сообщения о значительном сокращении российским правительством количества разрешений на экспорт сжиженного газа в Украину.

"Например, одна из компаний-поставщиков собиралась ввезти в июле 40 тысяч тонн, имела соответствующие договоры с российскими производителями. Однако они получили разрешение всего на 10 тысяч тонн. Поэтому сегодня украинским трейдерам приходится искать другие источники поставок", - рассказал специалист.

В то же время, Кабинет министров недавно принял решение отложить на год внедрение нового технического регламента на сжиженный газ, согласованного с соответствующими директивами ЕС. Этот документ предусматривает высокие требования к сжиженному газу, используемому в качестве моторного горючего.

"По каким соображениям это было сделано, неизвестно, – говорит Александр Сиренко. – Решение было принято неожиданно, без предварительных обсуждений с участниками рынка. Большинство специалистов склоняются к мнению, что причиной такого решения является зарубежное влияние".

Дело в том, что сжиженный газ, поставляемый в Украину из России, в значительной степени отличается от используемого в Европе. Преимущественно это марка СПБТ (смесь пропана и бутана техническая). В то же время, для заправки автомобилей по европейским правилам должен использоваться газ марки ПБА (пропан-бутан автомобильный). К этому газу технический регламент выдвигает более высокие требования. В нем нормируется содержание более горючего пропана (что обеспечивает более легкий запуск двигателя, особенно в холодную погоду), не допускается жидкий остаток в баке (тогда как по стандарту СПБТ такой остаток может составлять до 1,6% объема) и устанавливаются более жесткие требования к составу выхлопа (в том числе к содержанию в нем серы).

Следовательно, после внедрения нового технического регламента большая часть российского газа, который сегодня поставляется в Украину, стала бы "непроходной" на наши АЗС.

Фото: УНИАН

На зиму должно хватить

По мнению Александра Сиренко, ссылки на якобы техническую неготовность к принятию нового стандарта являются надуманными.

"Украина уже успешно прошла внедрение стандарта Евро-5 для бензина. И это не вызвало никаких заметных потрясений или перебоев поставок. Украинские заводы оперативно "подтянули" собственные производственные мощности, импортеры также быстро приспособились. Рынок полностью сохранил стабильность, - говорит эксперт. - Разговоры о недостатке лабораторий также не выглядят убедительно. Имеющихся аккредитованных трех предприятий вполне хватило бы для запуска процесса перехода на новый стандарт".

Таким образом, последние события свидетельствуют о том, что Россия с одной стороны прилагает усилия к тому, чтобы сохранить возможность поставок сжиженного газа в Украину, а с другой стороны пытается манипулировать объемами этих поставок для того, чтобы создать проблемы на отечественном рынке.

Впрочем, по крайней мере, со сжиженным газом эта политика быстрых результатов не принесет. По словам Александра Сиренко, готовясь к внедрению нового технического регламента, украинские импортеры ввезли в страну достаточно большое количество сжиженного газа, который соответствует этому документу. Благодаря этому, а также ощутимому сокращению спроса в преддверие зимы, сегодня на рынке имеется избыток этого продукта, что полностью страхует потребителей от повышения цен, по крайней мере, в ближайшие месяцы.

И, в целом, рынок автомобильного горючего гораздо меньше приспособлен для ведения традиционных для России торговых войн.

"В Украине есть значительное количество поставщиков и производителей нефтепродуктов, - говорит Сергей Куюн. - Поэтому рынок не так остро реагирует на разного рода ограничения, поскольку всегда есть альтернативные источники. Если в силу каких-то обстоятельств образуется дефицит, рынок быстро ищет пути его преодоления. Все направления открыты, нефтепродукты и сжиженный газ могут приходить и по морю, и по железной дороге, и автомобильным транспортом. Поэтому здесь инструменты шантажа срабатывают гораздо хуже. Соответственно в ближайшее время украинским водителям не придется почувствовать новых волн подорожания нефтепродуктов".

Читайте также

Мобилизация водителей: ждет ли Украину топливный кризис

Новый закон о мобилизации усложнит пересечение границы водителями, к чему это приведет

Новини партнерів