RU  UA

пятница, 19 апреля
  • НБУ:USD 39.40
  • НБУ:EUR 42.00
НБУ:USD  39.40

Помочь Вооружённым Силам Украины! Ссылка для переводов

Экспорт украинских схем в Словакию, или Почему "Миллионера из трущоб" не там снимали

О странном украинском следе в одной из словацких компаний

О странном украинском следе в одной из словацких компаний Фото: pixabay.com

Если бы авторы фильма "Миллионер из трущоб" были знакомы с особенностями ведения бизнеса, завязанного на Украину, то, вполне возможно, вместо индийского избрали бы для своей картины украинский сюжет. Ведь, как известно, украинский бизнес – это уникальное явление, которое в один момент может превратить рядового гражданина в мультимиллионера почище, чем любое телешоу "выиграй миллион". Так в свое время случилось с "рижскими бомжами" Эриком Ванагельсом и Станом Горином, сумевшими загнать Украине две буровые платформы стоимостью по 400 млн долларов каждая. Так произошло с тернопольским спортсменом Романом Зеньо, который в мгновение ока стал номинальным владельцем многомиллионной лотерейной компании "УНЛ". И так, похоже, происходит сегодня с рядовым (почти) жителем киевского спального района Оболонь Михаилом Олевским, которому "повезло" оказаться конечным бенефициаром словацкой энергетической компании Petroltrans A.S. с оборотом в несколько сот миллионов долларов.

Наверное, небольшая ранее энергетическая компания, Petroltrans со штаб-квартирой в Словакии, так и осталась бы неизвестной широкой украинской и словацкой общественности, если бы вдруг не оказалось, что она вполне способна за пару лет продемонстрировать рост в несколько сот процентов, а затем и составить конкуренцию ведущим местным компаниям.

Обратила внимание журналистов на себя Petroltrans совсем недавно - в августе текущего года, когда словацкие СМИ сообщили, что она выиграла тендер на поставку топлива Словацким железным дорогам (местный аналог Укрзализныци) на 88 млн евро. На первый взгляд, ничего необычного в этой новости нет, если бы не одно интересное "но". Оказалось, что несколько лет назад владельцем фирмы стал числиться гражданин Украины, некий Михаил Олевский. В наблюдательном совете компании, к слову, также сплошные украинцы – Александр Коваленко, Константин Гузенко и сын уже упомянутого Михаила Олевского Даниил. Получается, что время прихода "украинской команды" неожиданным образом совпало со скачкообразным ростом оборотов компании.

Таинственные незнакомцы

Пораженные предпринимательскими талантами наших земляков, мы решили связаться с ними и выяснить, как им удалось использовать полученный в Украине опыт и за столь короткий срок, всего за несколько лет, поднять обороты Petroltrans в несколько раз - до очень неплохих для небольшой Словакии 262 млн евро.

Однако узнать это оказалось не так просто. Ведь о бизнесмене Михаиле Олевском в Украине в буквальном смысле слова никто ничего не слышал. Вся информация, которую о нем удалось собрать, получена из открытых данных, опубликованных официальными органами Словакии. Заключается она в том, что Михаил Олевский, 1962 года рождения, является гражданином Украины, проживающим в квартире многоэтажки по улице Приречная киевского массива Оболонь. Попытки дозвониться по телефонному номеру, записанному на эту квартиру, не увенчались успехом – номер просто не отвечал. После этого мы написали письмо на официальный E-Mail компании, указанный на ее сайте, однако ответа так и не получили.

Подъезд в доме на ул. Приречной, где прописан Михаил Олевский

Не оставляя надежду раскрыть секрет бизнес-успеха семьи Олевских, мы решили связаться с сыном владельца Petroltrans Даниилом Олевским, который, напомним, является членом наблюдательного совета этой компании. О нем в украинском Интернете удалось найти несколько больше информации: Даниил Олевский оказался основателей двух общественных организаций – ГО "Интегрум", которая занимается благотворительностью, и благотворительного же фонда "Позитив", оказывающего поддержку наркозависимым гражданам. По этой информации, через данные реестра юридических лиц, удалось выяснить и адрес Данила Олевского – он также оказался жителем многоэтажки на Оболони, но по улице Героев Сталинграда. Впрочем, ни телефоны указанных организаций, ни телефон оболонской квартиры Данила Олевского, нам также не помогли – по каждому из них ждали либо длинные гудки, либо сообщение, что номер не обслуживается.

Многоэтажка на ул. Героев Сталинграда, где прописан Олевский-младший

Заинтригованные такой "неуловимостью" наших героев-миллионеров мы решили, так сказать, расширить зону поиска, и тут нас ждал сюрприз. На одном из российских сайтов, посвященных благотворительности, мы обнаружили перепечатку интервью с Даниилом Олевским, где он рассказал, что организовать фонд помощи наркоманам его подвигло то, что он сам пережил зависимость от этой беды, а также указал свой контактный номер для всех, кто нуждается в помощи. Именно по этому номеру нам и удалось поговорить с сыном владельца словацкой Petroltrans.

"Никакого отношения…"

Сразу отметим, что этот разговор нам мало помог в главной цели – выяснить, как украинцам построить столь успешный бизнес в Словакии. При первом звонке Даниил Олевский тут же, сославшись на занятость, попросил таймаут. Второй разговор оказался несколько более продуктивным – член набсовета Petroltrans даже попытался ответить нам на несколько вопросов, впрочем, довольно сумбурно.

Первым делом Даниил Олевский, с нетерпением и даже, как нам показалось, с некоторым испугом поинтересовался, где мы взяли его номер. При этом он отметил, что не является соучредителем каких-либо фондов и никаких контактов не оставлял. Выглядело это несколько странно, так и хотелось спросить – от кого же он прячется?

Затем, предвосхищая наши вопросы, он заявил, что Petroltrans никакого отношения к Украине не имеет, и бизнеса с ней не ведет. По его словам, вся связь многомиллионной словацкой фирмы с Украиной заключается в том, что член наблюдательного совета является украинцем.

На наши вопросы, проще или сложнее организовывать бизнес в Словакии нежели в Украине, лучше ли там ситуация с налоговой нагрузкой, Данил Олевский также не ответил. "Я не могу вам сказать по налоговой нагрузке в Словакии, потому что к этому не имею никакого отношения… Конечно, есть ряд преимуществ, чем в Украине, но вам указать на них не могу", - рассказал нам Олевский, после чего разговор закончился. Ей Богу, создалось впечатление, что Олевский отбарабанил написанную ему кем-то речь, целью которой было как можно быстрее свернуть разговор.

Интересный момент: наши последующие попытки связаться с Даниилом Олевским (мы хотели все-таки узнать контакты его отца) оказались обречены на неудачу: его номер телефона вдруг просто перестал отвечать.

Под мутной водой

Как читатель, наверное, уже догадался, все написанное выше было лишь прологом к описанию основной интриги истории с Petroltrans. О реальных масштабах этой интриги пока что можно только догадываться, но нам удалось выяснить несколько нюансов схемы, где украинских граждан Олевских, скорее всего, используют в роли эдаких "рижских бомжей". Впрочем, в случае с Олевскими, их играют все же не совсем "втемную".

Первый нюанс заключается в том, что, как нам стало известно от источника, близкого к руководству НАК "Нафтогаз Украины", владелец Petroltrans Михаил Олевский, похоже, является близким знакомым сестры нынешнего первого заместителя председателя правления "Нафтогаза" Юрия Витренко. Источник, знакомый с ситуацией, рассказал, что таким образом нынешнее руководство государственной компании реализует свои бизнес-интересы подальше от глаз украинских антикоррупционеров.

Объективности ради, мы решили поинтересоваться напрямую в НАК "Нафтогаз Украины", сотрудничает ли она или, возможно, планирует сотрудничество с Petroltrans. И ожидаемо получили обтекаемый ответ, что, мол, "Нафтогаз" рассматривает возможность сотрудничества со всеми европейскими компаниями в газовой сфере.

Второй нюанс состоит в том, что те, кто, очевидно, инструктировал Даниила Олевского насчет слов об отсутствии любых связей Petroltrans с Украиной, несколько просчитались. Пример декларации, который нам удалось обнаружить в Интернете, говорит о довольно неслабых оборотах между этой словацкой компанией и одной из украинских компаний. Обратите внимание на сумму сделки и то, что в указанном примере речь идет о поставках топлива, произведенного в России.

Это, впрочем, не единственное упоминание о сотрудничестве Petroltrans с Украиной. Так, в известном всемирном каталоге коммерческих компаний указывается, что кроме Словакии и Венгрии, эта фирма "расширяет деловую активность" на другие страны, в том числе – Украину.

Следующий нюанс – с, так сказать, другой стороны, словацкой. По данным нашего источника, как оказалось, к деятельности Petroltrans в Словакии имеет прямое отношение руководитель налоговиков этой страны.

Ну и, как говорится, вишенка на торте – кое-что о ниточках, которые тянутся от Petroltrans к одной довольно одиозной украинской компании, за которой стоит близкий соратник украинского президента. Изучая документы с сайта словацкого Минюста о структуре собственности Petroltrans, мы обнаружили упоминание в них кипрской адвокатской компании DADLAW NOMINEES LIMITED.

Название выглядело знакомым, и оказалось, что память нас не подвела. Именно DADLAW NOMINEES LIMITED, по странному стечению обстоятельств, ведет дела "Украинской национальной лотереи", известной тем, что ее деятельность вот уже несколько лет сопровождают громкие скандалы.

Наиболее масштабный скандал возник вокруг вопроса собственности УНЛ в 2015 году. После него стало понятно, что совсем не последнюю роль в делах "Украинской национальной лотереи" играет Александр Третьяков, народный депутат и замглавы фракции БПП в парламенте, который во главе с охранной фирмой прибыл в офис УНЛ, чтобы противостоять представителям СБУ, проводившим там обыск. Позже сам Третьяков подтвердил, что в УНЛ у него есть "опцион".

В прессе не раз выдвигались предположения, что именно Третьяков является реальным владельцем УНЛ, а записанный в данных реестра житель Тернополя велотренер Роман Зеньо – лишь подставная фигура. Столь серьезной "крышей" можно объяснить то, что именно УНЛ единственная сегодня получает все преференции от государства. Фактически, именно под нее Минфин пишет новые лицензионные условия работы на лотерейном рынке, а двух ее конкурентов лишили возможности полноценно работать с помощью санкций СНБО.

Учитывая, что на лотерейном рынке крутятся миллиарды, а УНЛ еще и активно подгребает под себя уличные игорные заведения, где также вращаются очень немалые суммы, сложно поверить, что всем этим владеет спортсмен, живущий в панельной квартире в Тернополе. Не правда ли, очень напоминает ситуацию с Михаилом Олевским и Petroltrans?

Квартира за 262 млн евро

Если предположить, что за Petroltrans действительно стоит кто-то из украинской провластной верхушки, а Михаил Олевский с сыном Даниилом - не более, чем подставные фигуры, то возникает вопрос: чем именно с ними расплатились за эту "многомиллионную услугу"? Ответить на него непросто, впрочем, попробуем продемонстрировать только один факт.

Чтобы узнать, не менялось ли как-то материальное положение Михаила Олевского в последнее время, мы решили выяснить это в открытых государственных источниках. И не были слишком удивлены, когда в реестре имущественных прав на недвижимость на сайте Министерства юстиции обнаружили следующие данные: в 2016 году на лицо с таким именем и фамилией была зарегистрирована четырехкомнатная квартира по улице академика Лебедева (Голосеево), общей площадью 123,7 м кв. Выводы, как говорится, читатели могут сделать сами.

А мы со своей стороны постараемся не упускать из виду деятельность совершившей "словацкий прорыв" украинской компании. Глядишь, и удастся вычислить секрет ее столь стремительного "омиллионеривания" ее бенефициаров.

Версия для печати
Нашли ошибку - выделите и нажмите Ctrl+Enter
Раздел: Экономика

Читайте также

Гектары за бесценок: сохранят ли украинцы землю от иностранных посягательств

Допуск на рынок земли в Украине юридических лиц привел к большому росту цен на земельные участки, фермеры боятся остаться безземельными

Дефолт как подарок Путину: выживет ли Россия как государство

РФ ожидает кризис, который можно будет сравнивать с экономической катастрофой времен распада СССР

Механизмы для привлечения денег не понравятся украинцам, но без этого мы не победим – экономист Олег Пендзин

Экономист Олег Пендзин рассказывает, где государство может взять средства на новый мобресурс 450-500 тысяч человек