Недавно назначенный вице-премьер по экономическим вопросам Алексей Любченко предложил ряд мер, которые, по его мнению, должны ускорить рост национальной экономики и сделать Украину более привлекательной для иностранных инвесторов. Впрочем, за общими фразами чиновника кроются очень опасные вещи, которые могут отбросить страну в "лихие 90-е".
В мае 2021 года Верховная Рада назначила первым вице-премьером - министром экономики Алексея Любченко. До этого - с апреля 2020 года - он возглавлял Государственную налоговую службу.
Появление в правительстве вице-премьер-министра по вопросам экономической политики, под которого специально была создана соответствующая должность, усилила внимание к эволюции государственной политики в экономической сфере.
Новый член правительства достаточно быстро после назначения озадачил экспертное сообщество, заявив о разработке межотраслевых балансов для Украины. Ведь известно, что межотраслевые балансы системно составляет Государственная служба статистики в рамках статистики национальных счетов на ежегодной основе.
Однако первым системным заявлением высокопоставленного чиновника стала программная статья "Ключевые задачи для экономического роста Украины" в издании LB.ua о приоритетах экономической политики. Статья очень похожа на манифест экономической политики, ведь она содержит очень мощные заявления относительно желаемого автором экономического курса.
Просто напечатать деньги
Алексей Любченко начинает с довольно очевидного признания проблемы инвестиционной непривлекательности Украины как тормоза экономического развития. Однако в дальнейшем вместо решения именно этой ключевой проблемы, подкладывается совсем другой и желаемый многими чиновниками рецепт - мягкая фискальная и мягкая монетарная политика. Говоря простым языком, речь идет просто о печатании денег в инвестиционно непривлекательной среде. Рецепт прост, но это именно тот случай, когда простота хуже воровства.
"Просто напечатать деньги и влить их в экономику, - это самый токсичный вариант", - говорит в беседе с "Апострофом" эксперт Международного центра перспективных исследований (МЦПИ) Егор Киян.
По его словам, в условиях отсутствия реального экономического роста денежная эмиссия приведет к ускорению инфляции: "Мы видим, как она уже сейчас разгоняется, а если к этому еще подключить станок, то цены просто взлетят".
С ним соглашается инвестиционный банкир и финансовый аналитик Сергей Фурса.
"Так или иначе, это - та самая продуктивная эмиссия: давайте печатать деньги, чтобы был рост", - заявил он в комментарии изданию.
Стоит отметить, что фискальная политика является, прежде всего, сферой ответственности Министерства финансов, а монетарная политика вообще является самостоятельным мандатом Национального банка Украины (НБУ), об отсутствии политического вмешательства в деятельность которого у нас так любят говорить.
"НБУ сам должен решить, что и как печатать, и куда эти потоки направлять", - говорит Егор Киян.
Итак, когда чиновник уровня заместителя председателя правительства позволяет себе указанные заявления, он фактически узурпирует полномочия других институтов и подрывает доверие к их авторитету.
Рост долга и инфляции
Экономический вице-премьер предлагает сохранять в финансах первичный дефицит, вплоть до тех пор, пока не появятся "устойчивые темпы экономического роста на уровне 4-5%". Однако первичный дефицит означает, что общий дефицит государственных финансов больше расходов на обслуживание государственного долга.
С одной стороны, небольшой бюджетный дефицит не является чем-то ужасным, особенно, если средства направляются на проекты, которые в будущем принесут значительные дивиденды (и, по умолчанию, перекроют этот дефицит с лихвой).
"Но, если дефицит вызван проеданием, и государство тратит деньги на затыкание дыр, то тогда будет только увеличение долгового потенциала. И, когда придет время долги возвращать, их просто неоткуда будет возвращать", - предупреждает Егор Киян.
То есть, в отличие от тенденций прошлых лет, Алексей Любченко предлагает наращивать долговую нагрузку на налогоплательщиков Украины и финансировать внутренний спрос за счет будущих поколений, которым потом эти долги придется возвращать (уже сегодня на обслуживание государственного долга направляется половина всех государственных расходов - в 2021 году это 600 миллиардов гривен из 1,3 триллиона гривен всех расходов бюджета текущего года).
Это - очень "интересная" стратегия для наших детей, особенно учитывая демографические перспективы Украины.
В привычных всем показателях это означает, что Украина будет иметь дефицит государственных финансов на уровне 4% ВВП и более. Такое предложение прямо противоречит только принятой бюджетной резолюции, где четко указано намерение сокращать дефицит государственных финансов до 3% ВВП и меньше. То есть господин Любченко предлагает полностью перечеркнуть эту стратегию, которая одобрена правительством и является частью плана поддержки макрофинансовой стабильности в Украине.
При этом он почему-то не говорит об увеличении эффективности государственных финансов, хотя эта тема должна быть близка ему как вчерашнем налоговику. Каждую неделю в Украине происходят скандалы, связанные с контрабандой, уклонением от уплаты налогов и коррупцией в крупных размерах, однако вместо решения этих проблем заместитель председателя правительства предлагает дополнительно занять у будущих поколений или просто напечатать денег, как в 1990-е годы, на какие-то загадочные проекты, о которых господину вице-премьер-министру еще предстоит впоследствии объявить.
Это некие "точки роста", о которых уже когда-то шла речь, говорит Сергей Фурса: "Создается впечатление, что из нафталина вытащили правительство Азарова и начали озвучивать их месседжи. Но это - те методы, которые не работают".
По его словам, так называемое целевое использование денег - это коррупция, соответственно, неэффективное использование средств. Кроме того, это приведет к еще большему ускорению инфляции и росту долговой нагрузки.
Назад в "лихие 90-е"
Особого внимания заслуживает предложение "целевого рефинансирования банковских займов". Это, фактически означает, что НБУ должен печатать деньги для определенных проектов.
Такие эксперименты в Украине были в 1990-е годы, и мы их помним из-за гиперинфляции, к которой они приводили. Очень легко спрогнозировать, что произойдет, когда инициаторы таких проектов получат доступ к практически неограниченному источнику средств, где ключевым в кредитной процедуре будет уже не оценка риск-комитетов, а политическое решение. Можно, например, вспомнить недавние многомиллиардные списания проблемных кредитов в государственных банках, выданных до 2014 года по такому принципу.
Алексей Любченко также отмечает в качестве приоритетов "здоровый протекционизм в сферах, которые связаны с переработкой сырьевой продукции, добываемой или производимой в Украине".
В таких чувствительных вещах очень важна конкретика. Украина является членом Всемирной торговой организации (ВТО) и участником многих торговых соглашений, и любое подобное заявление без конкретики вызывает обеспокоенность по поводу нарушения международных обязательств. Предлагает ли вице-премьер ограничить экспорт железорудного сырья из Украины? Это ведь главный пример украинского сырья во внешней торговле. Если нет, то о каком именно сырье идет речь?
Кроме этого, протекционизм, как правило, имеет коррупционную составляющую, и, в принципе, он вреден для экономики, отмечает Сергей Фурса.
Что делать
Ну и, наконец, о том, с чего начинается статья господина Любченко - проблема инвестиционной непривлекательности украинской экономики. А вот здесь программная статья вице-премьера избегает конкретных рецептов, ограничиваясь общими словами об усилении защиты прав инвесторов и дерегуляции.
Но именно по этим направлениям украинцы (и потенциальные иностранные инвесторы) заждались экономических реформ. Именно поэтому, возможно, экономическому ведомству, которое возглавляет Алексей Любченко, правильнее было бы сосредоточиться на улучшении инвестиционно-деловой среды, а не на чужой функции печатания денег? Ведь в сферах защиты инвесторов и дерегуляции дел очень много, и на них действительно можно построить более успешную страну.
Экономика - это наука об эффективном использовании ограниченного количества ресурсов. Когда министр экономики вместо четкой стратегии повышения эффективности предлагает занять и напечатать больше денег, - это плохой старт.