Российские власти бросили все силы на сдерживание обвала рубля. Одним из инструментов борьбы с девальвацией традиционно является увеличение учетной ставки, что и сделал в спешном порядке Центробанк РФ, подняв ее в середине августа с 8,5% до 12% годовых. Однако высокая процентная ставка имеет и обратную сторону, проявляющуюся в охлаждении деловой активности. "Апостроф" разбирался, насколько эффективно власти РФ противостоят девальвации и инфляции, и в чем риск повышения учетной ставки центробанком.
Ставка больше, чем рубль
Курсовое ралли, которое продолжалось в России весь июль и первую половину августа, закончилось или, скорее всего, взяло паузу.
Напомним, в первые числа июля российская валюта резко обвалилась, доллар взлетел выше отметки 90 рублей. Весь минувший месяц курс доллара рос, неуклонно приближаясь к 100 рублям, ну а самой "сотки" он уже достиг (и даже на некоторое время превысил) в середине августа.
Впрочем, практически сразу после этого рубль начал отыгрывать потери, и в последние дни курс держится у отметки 94 рубля/доллар.
Читайте: В Кремле хотят отобрать тайные запасы валюты у миллиардеров: кто станет "дойной коровой"
Произошло это не само по себе. Различные инсайдеры сообщали, что в правительстве РФ очень болезненно отреагировали на безостановочный рост валютного курса и, главное, преодоление психологического уровня в 100 рублей за доллар. Говорят, что в связи с курсовым ралли из спячки даже вышел президент России Владимир Путин, который поручил Минфину и центробанку принять меры по снижению курса доллара.
На самом деле, у властей было не так уж много инструментов для сдерживания роста валютного курса, не говоря уже о том, чтобы отогнать его на прежние позиции.
Эксперты, в том числе опрошенные "Апострофом", прогнозировали, что ЦБ РФ пойдет на повышение учетной ставки, что, по идее, должно, как замедлить рост цен, так и понизить курс доллара к рублю. Что касается первого, то пока о результативности этого шага говорить рано, а вот курс действительно снизился. Правда, не сразу.
Нужно отметить, что регулятор повысил ставку еще в июле - с 7,5% до 8,5% годовых, а до этого она не менялась с сентября 2022 года. Но 15 августа центробанк провел внеплановое заседание, на котором поднял учетную ставку сразу на 350 базисных пунктов (или на 3,5 процентных пункта) - с 8,5 до 12%.
Минфин, в свою очередь, настоятельно предлагал обязать российских экспортеров продавать большую часть валютной выручки – это должно увеличить объемы поступающей в РФ валюты и, как следствие, снизить на нее спрос. Позже мировые издания со ссылкой на источники сообщили, что ведущие экспортеры "согласились" на предложение продавать валюту внутри России.
При этом, если добровольно-принудительная продажа валюты экспортерами (а, точнее, пока что только информация об этом) действительно сыграла свою роль в стабилизации валютного курса, то повышение учетной ставки центробанком на нем никак не отразилось.
"Рынок ожидал большего повышения. Именно поэтому после фактического увеличения ставки ослабление рубля продолжилось, - сказал в комментарии "Апострофу" финансовый аналитик Андрей Шевчишин. - Только после того, как центробанк начал обсуждать ограничения на движение капитала, рубль понемногу начал укрепляться".
Повышение ставки не помогло, и это стало понятно уже на следующий день, соглашается инвестиционный банкир и финансовый аналитик Сергей Фурса.
"Дело в том, что природа давления на курс рубля никак не связана с природой разных процентных ставок в разных юрисдикциях. Когда вы поднимаете ставку, вы ждете, что к вам придет спекулятивный капитал, но такой капитал в Россию сейчас не придет. Соответственно, эффект от роста ставки вряд ли можно ожидать", - пояснил эксперт в разговоре с изданием.
Та же ситуация, по его словам, в отношении оттока капитала – более высокие ставки, по идее, должны это процесс затормозить, но, если отток капитала связан с экзистенциональной проблемой страха от того, что происходит в стране, эффекта не будет.
"Поэтому сам рост ставок не помог, а рубль укрепился посте того, как было проведено совещание Путина с экспортерами, на котором экспортерам рассказали, сколько и как они должны вернуть валютной выручки. И это временно помогло. Но как долго это будет помогать, я не знаю. Может это будет неделя, месяц, три месяца", - сказал Фурса.
Тем не менее, центробанк в случае необходимости готов продолжить повышать учетную ставку. Кроме того, до конца года можно ожидать более жестких ограничений на движение капитала.
При этом определенные ограничения на перемещение валютных средств вводятся уже сейчас. Так, Ситибанк, российская "дочка" американской Citigroup, с 22 августа прекратила прием долларов и евро в своих кассах.
А австрийский Raiffeisen Bank, который с августа не принимает в кассах доллары и евро, с 1 сентября вводит комиссию в размере 50% на все переводы в американских долларах из других банков (при этом минимальный размер комиссии составит 1000 долларов).
Рост вернется
Парадокс нынешней ситуации состоит в том, что установившийся на сегодня курс на уровне 93-95 рублей за доллар все равно существенно выше того, что был до июльского обвала (80-84 рубля/доллар). В связи с этим напрашивается конспирологическая теория о том, что власти, по сути, обвалили курс, преподнеся это как укрепление нацвалюты после преодоления психологической (и, кстати, вполне физической) отметки в 100 рублей.
Такая манипуляция могла быть осуществлена в пропагандистских целях, так как в России в единый день голосования 10 сентября состоятся выборы, и для властей было бы нежелательно, чтобы, по крайней мере, до этой даты, рубль ушел в новое пике.
Однако, скорее всего, недавняя девальвация все же не была искусственной, и, даже если до выборов правительству и центробанку удастся удержать курс на нынешнем уровне, есть все основания предполагать, что в скором времени падение рубля возобновится.
В частности, аналитики "Альфа-Капитала" полагают, что доллар может снова вырасти до 100 рублей и больше. Их оценки базируются на том, что продажа экспортной выручки будет иметь ограниченное и недолгое влияние на курс. Кроме того, на ослабление рубля играет отток капитала из РФ, который согласно расчетам Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования, после вторжения превысил 250 миллиардов долларов (для сравнения, во время мирового финансового кризиса 2008 года из России вывели порядка 150 миллиардов долларов).
А по словам профессора Университета Помпеу Фабра в Барселоне, бывшего ректора Российской экономической школы Рубена Ениколопова, рубль будет девальвировать до тех пор, пока в РФ не решат проблему бюджетного дефицита. А дефицит растет из-за увеличения военных расходов на фоне падения нефтегазовых доходов.
Слабый рубль, на самом деле, помогает российскому правительству сокращать дефицит бюджета, так как в рублях доходы, полученные в валюте от продажи нефти, газа и другого сырья за границу, номинально становятся выше.
Но негатив от девальвации все равно больше. Самая главная проблема – это рост цен. Эксперты считают, что инфляция вследствие ослабления рубля проявится в полной мере уже в сентябре.
В частности, ожидается подорожание хлеба на 10%. Из-за обвала рубля обслуживание импортного оборудования, которое используют российские хлебопеки, существенно подорожало. Росту цен на хлеб также способствует "мудрое" решение Путина выйти из "зерновой сделки" – зерно и вслед за ним мука подорожали в среднем на 20%.
Дорогие кредиты, нулевой рост
Как было сказано выше, Центробанк России повысил до 12% учетную ставку, но девальвацию рубля это вряд ли остановит. И также далеко не факт, что такой шаг замедлит инфляцию (некоторые экономисты ожидают до конца года "ценовое цунами" в РФ).
Тем не менее, эффект от увеличения ставки будет. Причем негативный.
"Это всегда негативно для деловой активности, а также удорожает кредиты – это стандартная история, которая происходит во всем мире при росте ставок", - говорит Сергей Фурса.
В частности, можно ожидать существенного увеличения процентов по ипотеке. А это, в свою очередь, будет способствовать углублению кризиса на рынке недвижимости, который наблюдается с начала 2023 года, - жилье в России строится, но почти не распродается, и удорожание ипотеки только усилит эту тенденцию.
"Аналогично более дорогим будет любое кредитование, что будет гасить кредитный импульс и давить на различные производственные аспекты", - говорит Андрей Шевчишин.
Понимают всю серьезность проблемы и в самой России.
"Следует ожидать резкого замедления роста кредитования с сентября, остановки инвестиционного цикла и падения ВВП в пределах 0,2-0,4% квартал к кварталу с учетом сезонного фактора уже в четвертом квартале 2023 года", - написал в своем телеграмм-канале независимый российский финансовый аналитик Павел Рябов.
Таким образом, повышение учетной ставки (которая, напомним, может еще увеличиться до конца 2023 года, согласно заявлениям ЦБ РФ), наверняка приведет к замедлению экономического роста, а, возможно, и к падению ВВП в текущем году.
"Это один из факторов, и он будет работать в сторону падения экономики", - говорит Сергей Фурса. - "Есть и другие факторы – санкции, отток капитала. И как будут они работать, мы не знаем".
От себя добавим, что как санкции, так и отток капитала вряд ли будут способствовать оздоровлению российской экономики. До недавнего времени консенсусный прогноз роста российского ВВП на 2023 год составлял 1,5-2%. С учетом вновь открывшихся обстоятельств даже этот далеко не выдающийся показатель может оказаться недостижимым (не говоря уже о более негативном сценарии падения экономики).
Но государство российское сейчас, похоже, озабочено лишь войной (и в меньшей степени "социалкой" в преддверии выборов) и не скупится на соответствующие расходы. А это, как уже было замечено выше, означает увеличение бюджетного дефицита.
"В свою очередь, это будет формировать как девальвационный, так и инфляционный навес", - говорит Андрей Шевчишин.
Таким образом, мы можем со всей смелостью констатировать, что те меры – в первую очередь, поднятие учетной ставки центробанком, которые призванны замедлить рост цен и ослабление рубля, поставленных целей не достигнут, зато убьют и без того вялый экономический рост. А это значит, что денег на войну у страны-агрессора будет становиться все меньше. Но плохая новость состоит в том, что пока для этого у нее средства еще имеются.
Читайте: 100 рублей за доллар: в России публично высмеяли Путина