В ближайшее время в Украине должен быть принят законопроект 9422, который усилит регуляцию рынка кредитования. Сегодня средний показатель ставки на "деньги до зарплаты»" колеблется на рынке в пределах 2-2,5% в день, НБУ собирается ее ограничить до 1%. Но, похоже, новая норма может негативно повлиять на развитие микрокредитования в Украине, поскольку это обусловит ликвидацию значительного количества игроков. Уменьшение объема кредитования небанковскими финансовыми компаниями неизбежно скажется на украинцах, привыкших закрывать ежедневные потребности за счет "быстрых кредитов". Детальнее об этом читайте в материале "Апострофа".
С начала войны спрос на потребительские кредиты постоянно растет. Только в первом квартале 2023 года микрокредитование по данным НБУ выросло на 39%, вместе с тем количество МФО в Украине заметно уменьшается. Только за июль небанковский финансовый рынок сократился на 17 компаний. Часть из них идет из-за отсутствия инвестиций, ведь МФО, в отличие от банков, существуют за собственные средства, часть – не выдерживает жестких регуляторных норм. Для большинства компаний работать в условиях сложных реалий военного времени и жесткого урегулирования финансово невыгодно, и они прекращают свою деятельность, другие уходят с рынка принудительно под давлением высоких штрафов. В этом году рынок покинули такие известные компании, как Ccloan и Mister Cash, Зекредит, получили штрафы даже такие лидеры рынка, как "Манивео" и "Быстро деньги".
Для участников рынка очевидно, что НБУ - мощный регулятор, который придерживается последовательной политики в направлении урегулирования. Но вместе с тем, рынок находится в достаточно сложном состоянии: отзыв лицензий, штрафы, тенденция роста размера штрафов и т.д.
Читайте также: Пир во время войны: почему банки в Украине получают прибыль, а бюджет - убыток
Законопроект 9422 должен урегулировать ситуацию с кредитами в пользу потребителей. Но игроки рынка сомневаются, что со снижением ставки начнется бум и рынок начнет расти. Ведь ставка – это не доходность. Это уровень дохода компании, и ни одна МФО на украинском рынке сегодня не зарабатывает прибыль 2% в день. Поэтому каждый процент снижения дохода существенный и может иметь даже фатальные последствия для компании. Пример Европы показывает, что изменения на рынке должны быть эволюционными, а снижение ставок – постепенным. К примеру, в Польше ставка снижается в течение 10 лет”, - комментирует директор Credit Plus Владимир Довгаль.
Начальник Управления защиты прав потребителей финуслуг НБУ Ольга Лобайчук отмечает, что сегодняшние ставки по микрокредитам (даже с учетом невозврата) являются необоснованной стоимостью и с этим что-то нужно делать. Поэтому именно сегодня необходимо привести украинское законодательство к европейским практикам цивилизованного кредитования.
В действительности Закон может иметь прямо противоположный результат, а именно – уменьшение доступности кредитов. Кредитная ставка должна быть оптимальной и для клиента, и для кредитора – иначе последние не будут заинтересованы предоставлять ссуды. Ведь если кредитные ставки ограничены, но расходы для кредиторов (например стоимость привлечения средств) остаются высокими, это может привести к уменьшению количества доступных кредитных предложений и усложнить задачи для заемщиков, ищущих финансирование. Кроме того, больше заемщиков будут отклонены из-за более жестких требований по кредитной истории, доходам и т.п.
Вокруг нового Закона идет оживленная дискуссия участников рынка, ведь с одной стороны, идея хорошая и цель справедлива, потому что призвана уменьшить финансовую нагрузку на клиента.
"Из-за ухудшения экономической ситуации в стране потребители становятся более уязвимыми и нуждаются в особой защите, поэтому решение ВР по ограничению ставок целесообразно. Учитывая экономический и политический контекст, заинтересованность правительства в урегулировании финансового сектора, в частности ограничение ставок, очевидна. Вместе с тем следует учитывать необходимость развития сектора, поскольку потребность украинских граждан в кредитных средствах действительно высока", — говорит СЕО Moneyveo Сергей Синченко.
С другой стороны эксперты уверены, что этот проект требует значительной доработки. “Если его примут в той редакции, что у нас есть, последствия могут быть катастрофическими. МФО просто исчезнут как вид финансовых услуг", - убежден Владислав Белан, CEO MyCredit.
По мнению эксперта, предложенную ставку 1% в день смогут "выдержать" только крупные игроки рынка за счет наличия большего количества клиентов и возможности уменьшения издержек. Это приведет к ликвидации значительного количества игроков.
В целом, ограничение кредитных ставок может повлиять на динамику рынка кредитования и поведение как заемщиков, так и кредиторов, следует учитывать баланс между регулированием и обеспечением конкурентоспособности рынка.
При формулировании нового уровня ставки 1% не учитывается современное состояние экономики Украины. В период полномасштабной войны у людей нет уверенности, будет ли завтра работа, дом, а значит, и возможность вернуть одолженное. Относительно опыта зарубежных стран, на который ссылаются авторы законопроекта, этот опыт вырван из контекста.
А как же права кредиторов? Похоже, в проекте о них вообще не подумали.
Нацбанк утверждает, что в 2020 году 63 страны из 108, которые исследовались, ввели ограничения по предельным размерам процентных ставок и это имело положительную динамику. В частности, речь идет о развитых странах: США, ЕС, Сингапуре и других.
Но стоит обратить внимание на то, что ни одна из стран, введших ограничение предельного размера процентной ставки, не имеет учетной ставки на уровне 25% годовых, как сейчас в Украине.
В ЕС 10 мая 2023 года учетная процентная ставка была повышена и составляет 3,75 %.
В США, на фоне проблем в банковской системе, учетная ставка была повышена до рекордных 5,25%.
Вместе с ограничением ставки указанные страны предоставили кредиторам механизмы для легального и быстрого возврата средств. Там существуют электронные суды, аналоги исполнительных надписей и т.д. Все это позволяет снизить риски кредиторов. Потому что и кредитор, и заемщик понимает, что заемные деньги обязательно будут возвращены.
Так, в Великобритании существует система электронных судов (Online Court), которая позволяет быстро и эффективно разрешать дела, связанные с нарушением условий кредита. Кроме того, там действует система исполнительных надписей (Writ of Control), позволяющая кредиторам получить официальное разрешение на истребование долга с недобросовестных заемщиков.
Кроме того, все указанные страны предоставляют кредиторам разветвленную систему получения информации о должнике (аналог наших бюро кредитных историй, которые передают информацию не только об имеющихся кредитах, но и, например, о движении денежных средств). К примеру, в той же Великобритании, согласно правилам Financial Conduct Authority, кредиторы вправе запрашивать информацию о движении средств на банковских счетах потребителя в случаях, когда это необходимо для оценки кредитного риска и принятия решения о выдаче кредита. Это позволяет кредиторам лучше оценивать кредитоспособность заемщика и возврат кредита.
Большинство из указанных стран шли к постепенному ограничению процентной ставки, снижая существующую среднюю процентную ставку на рынке, давая рынку адаптироваться – Великобритании, США, других странах. В Украине же средняя дневная ставка (как говорят в НБУ) сейчас составляет 3,5% годовых, значит, предлагается мгновенно снизить ее более чем в 4 раза.
Как свидетельствуют открытые данные ссуды к зарплате в США могут иметь процентные ставки более 600%.
Источник: https://www.cnbc.com/2021/02/16/map-shows-typical-payday-loan-rate-in-each-state.html
Игроки рынка обращают внимание также, что авторами законопроекта не учтен негативный эффект, который будет иметь его реализация на потребителей финансовых услуг.
В обществе активно распространяется тезис о том, что кредиты, предоставляемые финансовыми компаниями – это зло. Такое впечатление сложилось на фоне негативных кейсов, которые, безусловно, по тем или иным причинам возникают и приобретают огласку. Вместе с тем, пользы от финансовых компаний гораздо больше. Это подтверждается следующим:
1) На сайте официального представительства Президента Украины регулярно создаются петиции о запрете МФО, которые распространяются в том числе в средствах массовой информации и так называемых антиколлекторских группах, но ни одна из них не набрала хотя бы четверть необходимого количества голосов. Это свидетельствует о том, что услуги МФО востребованы. Ликвидация МФО приведет к ухудшению экономического статуса большого количества потребителей финансовых услуг.
2) В Украине услугами небанковских финансовых учреждений пользуется около 3 млн человек в год. Из них 80% являются постоянными клиентами, не допускающими просрочки и регулярно пользующимися услугами финансовых компаний. Это свидетельствует о том, что клиенты, учитывая условия и стоимость кредита, продолжают пользоваться ими, потому что это удобно, быстро и решает их проблемы.
3) Наибольшее количество жалоб от клиентов о деятельности финансовых учреждений — это жалобы на то, что им отказано в выдаче кредита или предоставлена сумма меньше, чем они желали получить. Это свидетельствует о том, что: микрофинансирование важно для клиентов; у небанковских финансовых учреждений существуют процедуры проверки и оценки кредитоспособности.
4) Средняя оборачиваемость кредита составляет 15 дней. Это свидетельствует о том, что такой вид ссуд является именно ссудами "до зарплаты". Они действительно необходимы в современных условиях. Потому что у многих людей, в связи с полномасштабной войной доход нестабильный, бывают задержки оплаты труда. Получить же кредит в такой срок в банковском учреждении практически невозможно.
5) Потребности населения в кредитовании, начиная с сентября-октября 2022 г., вернулись до 50-60% от потребностей довоенного периода. Однако размер выданных кредитов свидетельствует об осторожности участников рынка в скоринговых политиках. В настоящее время объем рынка держится на уровне 26% от довоенного. То есть удовлетворяет спрос в кредитовании только наполовину.
Банки не имеют возможности удовлетворить этот спрос, потому что кредитуют не за счет собственных средств, а благодаря привлеченным депозитам. С 24 февраля 2022 года прошел более года, а большинство банков до сих пор не возобновило потребительское кредитование. Следовательно, остановка кредитования финансовыми компаниями неизбежно приведет к понижению покупательной способности большой доли населения. Это, в свою очередь, может привести к поиску нелегальных путей получения кредита (например, ссуды у теневых кредиторов и т.п.).
Законопроект также может оказать отрицательный эффект для экономики в целом. Принятие предложенных ограничений на фоне стремительного сокращения рынка небанковских финансовых услуг и фактически выживание бизнеса в условиях полномасштабной войны в нашей стране нецелесообразно на сегодняшний день. По данным Национального банка Украины, только за четвертый квартал 2022 года количество предоставлятелей небанковских финансовых услуг сократилось на 88 финансовых компаний (17 кредитных союзов, 11 страховщиков, 8 ломбардов и 8 юридических лиц лизингодателей). При этом в общей сложности за 2022 год из рынка вышли более 420 учреждений, среди которых подавляющее большинство — это финансовые компании и кредитные союзы.
В 2023 году негативная тенденция сохранилась и введение дополнительных ограничений приведет к закрытию абсолютного большинства небанковских учреждений и, в итоге, роковым последствиям для рынка и экономики.
Закрытие небанковских финансовых учреждений повлечет за собой " домино": сокращение деятельности также других связанных предприятий и организаций (мобильные операторы, скоринговые системы, продуктовые IT-компании, платежные учреждения), что вместе обусловит рост количества безработных и недополучение бюджетом налогов и сборов. На сегодняшний день общее количество рабочих мест, создаваемых финансовыми компаниями, — примерно 5 000 человек. Объем уплаченных налогов и сборов составляет миллиарды гривен в год.
Большинство финансовых компаний в отличие от банков осуществляют кредитование за счет собственных средств. Соответственно они имеют полное право участвовать в разработке нормативно-правовых актов для регулирования их хозяйственной деятельности. Поэтому рынок ожидает от регулятора учета экспертного мнения кредиторов.
Спрос на кредитные средства украинских потребителей сегодня не удовлетворен, а при введении указанных новаций без соответствующего анализа и учета указанных экспертами рисков, он снизится еще больше, что приведет к уменьшению оборота денег в экономике.
Читайте: Могут даже заблокировать счета: банки ужесточили ответственность при пополнении карт