Банковская система Украина в первом полугодии нынешнего года получила рекордную прибыль, тогда как в аналогичный период прошлого года банки показали убыток на несколько миллиардов гривен. На первый взгляд парадоксальная ситуация, учитывая фактор войны, имеет довольно простое объяснение и требует определенной корректировки. "Апостроф" разбирался, почему украинские банки, невзирая на войну, получают сверхдоходы, и конвертируются ли они в рост национальной экономики.
Украинские банки в первом полугодии 2023 года получили 67,6 миллиарда гривен чистой прибыли, сообщается на сайте Национального банка Украины (НБУ).
Этот показатель является рекордным для отечественной банковской системы - несмотря на войну.
Регулятор напомнил, что в первом полугодии 2022 года у банков Украины был убыток на 4,6 миллиарда гривен.
Читайте: Могут даже заблокировать счета: банки ужесточили ответственность при пополнении карт
"Главными факторами прибыльности сектора остаются рост процентных доходов, прежде всего от высоколиквидных активов, и несущественные объемы формирования резервов", - говорится в сообщении Нацбанка.
По данным НБУ, операционный доход банков за указанный период вырос на 35%, процентный доход – на 41%, комиссионный - на 22%.
В НБУ уточнили, что по состоянию на 1 июля 2023 года, только восемь банков из 65-ти, действующих сегодня в стране, оказались убыточными, их совокупный убыток составил 112 миллионов гривен (сами банки при этом не называются).
Экономика в минусе - банки в плюсе
Финансовый аналитик Андрей Шевчишин в разговоре с "Апострофом" пояснил, за счет чего у банков образовалась столь значительная прибыль.
По его словам, речь идет, в первую очередь, о процентной и операционной прибыли. Первая формируется за счет разницы между процентными ставками по кредитам и депозитам. При этом операционная прибыль была достигнута банками за счет размещения средств на других рынках, например, вложений в депозитные сертификаты НБУ и облигации внутреннего государственного займа (ОВГЗ), операций купли-продажи валюты, повышения комиссии.
"Комиссии за проведение операций были подняты практически всеми банками, причем существенно, что привело к существенному увеличению доходов", - отметил эксперт.
Так же не стоит сбрасывать со счетов оптимизацию, которую из-за замедления деловой активности в стране вследствие войны, провели многие банки по всем направлениям – в отношении банковских отделений, персонала, внутренних процессов, маркетинговых стратегий и так далее.
При этом банки сложно винить в том, что они вкладываются в безрисковые депозитные сертификаты и ОВГЗ, а не кредитуют бизнес, считает Андрей Шевчишин.
По его словам, многие компании сейчас находятся в простое, кроме того, есть значительные риски, связанные с угрозой для энергетической инфраструктуры страны – они были прошлой зимой и сохраняются для нового отопительного сезона. Также есть проблемы у аграрного сектора – у многих предприятий, особенно мелких, они были и раньше, а после того, как Россия вышла из "зерновой сделки", стало сложно практически всем, так как банки либо вообще не кредитуют отрасль, либо устанавливают космические процентные ставки для минимизации возможных последствий.
"Кредитование в таких условиях весьма проблематично", - резюмировал эксперт.
С другой стороны, деньги, полученные банками в виде прибыли, могут оказаться очень кстати после войны.
"Когда все закончится, безусловно, такая ситуация будет большим позитивом для системы, поскольку у нее есть запас прочности. Другое дело, что этот запас прочности вызывает некоторые сомнения в плане сделанных ранее резервов. И, если резервы не сделаны, эта прибыль просто пшиком уйдет на их формирование – я этого совсем не исключаю", - сказал Шевчишин.
Деньги пенсионеров и "оборонки"
Однако нормальной нынешнюю ситуацию назвать сложно.
"Мы же прекрасно понимаем, что в условиях экономического кризиса, падения ВВП (в 2022 году он упал на 29,1%, в 2023 году ожидается слабый рост в пределах 2-2,5% - "Апостроф"), сверхдоходы банков не могут взяться на ровном месте. У банков нет руки Мидаса (мифический царь древней Фригии), прикосновение которой к любой субстанции превращает ее в золото. Мы должны понимать, что за это должен кто-то заплатить. И этот кто-то – население и реальный сектор экономики", - сказал в комментарии изданию экономист и финансовый аналитик Алексей Кущ.
Как уже было отмечено выше, сейчас банки получают сверхдоходы в основном благодаря государственным инструментам, таким как ОВГЗ и депозитные сертификаты.
"В этих двух инструментах сосредоточен почти триллион гривен банковской ликвидности. Там деньги работают под 20% годовых (в зависимости от условий размещения ставка может быть несколько ниже или несколько выше 20% - "Апостроф"), и в условиях фиксированного курса это превращается в 20% валютной доходности, - рассказывает Кущ. - По ОВГЗ деньги платятся из бюджета, то есть они фактически забираются у пенсионеров, медиков, из сектора обороны. Что касается депозитных сертификатов, то здесь выплаты за счет Национального банка, то есть, фактически, тот доход от (денежной) эмиссии, который государство может присваивать себе и, опять же, распределять в обществе на наиболее насыщенные программы, приватизируют банки, то есть эти средства также забираются у населения, сектора обороны, экономики".
Еще можно исправить ошибку
Так почему же так произошло?
"Банковская система получила суперприбыль из-за ошибочной монетарной политики НБУ, - заявил "Апострофу" бывший член Совета НБУ Виталий Шапран. - Произошло не только слишком большое повышение учетной ставки (2 июня 2022 года регулятор повысил ставку сразу с 10% до 25% годовых), но на высоком уровне ее продержали более года (27 июля 2023 года ставка была снижена до 22%). Это дало возможность банкам зарабатывать на депозитных сертификатах НБУ и поднимать ставки по кредитам - ставки по депозитам поднимали менее охотно. Такая тенденция дала возможность нарастить чистый процентный доход за первое полугодие почти на 40%".
По его словам, такая политика в условиях войны недопустима, и сейчас необходимо создавать условия для повышения деловой активности внутри страны и возвращения беженцев из-за границы.
"НБУ сейчас сидит на двух мешках с деньгами: во-первых, огромные золотовалютные резервы на 41,7 миллиарда долларов, а во-вторых, большой объем гривны в депозитных сертификатах на уровне 310-480 миллиардов гривен. Банки в первом полугодии могли бы 200-300 миллиардов отправить на кредиты или в ОВГЗ, но этого не произошло", - говорит Шапран.
По его словам, монетарная политика НБУ привела к накоплению дисбалансов, в рамках которых банки оказались в плюсе, а бюджет воюющей страны - в минусе: "Думаю, что такой наглядный и публичный дисбаланс уже должен привлечь внимание ДБР".
Ну а устранить дисбаланс можно достаточно легко, устранив причину его возникновения.
"Увеличение ставки сразу в 2,5 раза было колоссальной ошибкой, которая и привела к этому перекосу. Соответственно, исправление этой ошибки приведет к тому, что банки начнут получать адекватный размер прибыли по государственным инструментам. Это уменьшит в два раза прибыль, зато, по крайней мере, часть этих денег пойдет в реальный сектор экономики", - резюмировал Алексей Кущ.
Читайте: Клиент "ПриватБанка" пожаловался на начисление долга по кредитам: что ответили в банке