В четверг, 6 октября, Евросоюз ввел против России очередной, восьмой пакет санкций, что еще больше ухудшит финансовую ситуацию в этой стране. Между тем, Россия по итогам фейковых референдумов "приняла" в свой состав четыре области Украины. Временная аннексия этих территорий происходит на фоне успешного продвижения украинской армии, которая медленно, но уверенно, отвоевывает оккупированные земли. Тем не менее, РФ, очевидно, попытается восстановить разрушенные ею же города и села на захваченных территориях. Это необходимо для того, чтобы завоевать лояльность местного население и показать, что Россия пришла "навсегда". Но это потребует и немалых финансовых вливаний. "Апостроф" выяснял, есть ли у агрессора средства на эти цели, чем придется в связи с этим пожертвовать регионам в РФ, и как на это отреагируют жители самой России.
Президент России владимир путин подписал законы о "принятии" так называемых "ДНР" и "ЛНР", а также временно оккупированных территорий Херсонской и Запорожской областей в состав РФ. До этого соответствующие документы единогласно одобрили обе палаты российского парламента. Кроме того, свое "компетентное" слово сказал Конституционный суд РФ, признавший законной временную аннексию украинских территорий.
Как известно, этому предшествовало проведение на оккупированных территориях четырех украинских регионов фейковых референдумов, результаты которых в Кремле были нарисованы заранее. После "волеизъявления" и "подсчета" голосов путин 30 сентября подписал договоры с гауляйтерами этих территорий о "принятии" их в качестве новых регионов в состав РФ.
В самый разгар вышеописанного фарса украинские войска освободили "российский" город Лиман Донецкой области. ВСУ постепенно освобождают и другие территории, объявленные РФ своими. Причем не только на востоке, но и на юге, в Херсонской области.
В связи с этим в сети уже шутят, что украинские военные решили таким образом пересчитать голоса псевдо-референдумов с последующим их аннулированием.
По крымскому сценарию
Несмотря на успешное продвижение ВСУ, враг все еще достаточно силен для того, что сохранить контроль над некоторыми оккупированными районами нашей страны. Официальные лица РФ обещают новым "гражданам", по крайней мере, новое жилье, уничтоженное в ходе "освобождения", а также зарплаты, пенсии и другие выплаты. Таким образом они рассчитывают завоевать лояльность.
Что-то подобное происходило после оккупации Крыма в 2014 году. Тогда российские власти начали заливать оккупированный регион деньгами в надежде превратить его в витрину "суверенной демократии". Точные цифры расходов на Крым неизвестны, однако по различным оценками, они составляют от 3 до 10 миллиардов долларов в год.
Но даже столь щедрые вливания не принесли большинству крымчан благополучия. Достатоочно вспомнить встречу возмущенных низкими пенсиями жителей полуострова с тогдашним премьер-министром РФ Дмитрием Медведевым, которая состоялась в мае 2016 года. Тогда Медведев бросил ставшую крылатой фразу: "Денег нет, но вы держитесь!"
Но Крым достался оккупантам в довольно приличном состоянии, чего не скажешь о разрушенных (теми же оккупантами) украинских городах в ходе нынешнего этапа войны. В случае с Мариуполем, например, речь должна идти, по сути, не о восстановлении, а о строительстве нового города с нуля (после деоккупации это предстоит делать Украине). Ну и, в-третьих, - тогдашнее финансовое положение России было не в пример лучше нынешнего. За широкомасштабную агрессию против Украины страны Запада ввели против РФ жесткие санкции. Так, 6 октября был введен очередной, восьмой пакет санкций, который предусматривает новые запреты на импорт стоимостью в 7 миллиардов евро для ограничения доходов России, а также экспортные ограничения, что еще больше лишит военно-промышленный комплекс Кремля ключевых компонентов и технологий. Экономическая ситуация в РФ стремительно ухудшается.
На сегодня на Западе заморожены российские госактивы примерно на 400 миллиардов долларов, при этом общая сумма не доступных РФ средств, включающая активы госкорпораций и приближенных к Кремлю олигархов, может составлять до 1 триллиона долларов.
Более того, сейчас всерьез обсуждается возможность отключения от системы SWIFT "Газпромбанка", в котором находятся средства в евро, вырученные от продажи нефти и газа (так как другие крупные российские банки, такие как "Сбербанк" и ВТБ, уже давно отключены от SWIFT). Отрезание "Газпромбанка" от международных рынков, по сути, заморозит накопленные на его счетах валютные средства, а речь идет, между прочим, о десятках миллиардов евро.
Из-за санкций обвалился импорт в страну, то есть за иностранную валюту купить практически нечего. Неудивительно, что в российских телеграмм-каналах – не в оппозиционных, а провластных - распространяются слухи о готовящемся запрете на свободное обращение иностранной валюты на территории РФ. Тем не менее, курсы покупки долларов и евро в обменных пунктах существенно выше официальных, а поэтому, если запрет на хождение валюты все-таки введут, то в скором времени можно ждать расцвета "черного рынка". Будет как когда-то в СССР: официальный курс доллара составлял 75 копеек, а "черный", то есть рыночный – 3 рубля, а временами и все 5 рублей.
Даже до вступления в силу европейских санкций в отношении нефти и газа, которые ожидаются ближе к концу года, доходы России от продажи углеводородов обвалились. Это привело к сокращению поступлений в российский бюджет. Если в первые полгода федеральный бюджет выполнялся с профицитом, то в последние месяцы уже образовался его дефицит, который на сегодня составляет почти 350 миллиардов рублей или около 6 миллиардов долларов. Ожидаемое с 4 декабря ограничение цен на российскую нефть должно привести к еще большему падению выручки от продажи энергоносителей и, как следствие, - доходов бюджета. В итоге дефицит российского бюджета по итогам текущего года, скорее всего, превысит как минимум в 1,3 трлн руб или 0,9% ВВП. Ближайшие три года для российского бюджета тоже будут дефицитными. Так в 2023 году дефицит госбюджета составит 3 трлн рублей – это 2% ВВП.
Денег действительно нет
Возникает вопрос: как в такой Кремль собирается финансировать захваченные украинские территории? И собирается ли он вообще их финансировать?
"Их Минфину – труба, поэтому, думаю, что эти "новые" территории, если они не будут освобождены ВСУ, останутся на самофинансировании, - сказал собеседник "Апострофа", приближенный к финансовым органам власти Украины. – Но, даже если что-то и выделят, то в путинской России эти деньги разворуют и до населения ничего не дойдет".
С этим утверждением согласен инвестиционный банкир и финансовый аналитик Сергей Фурса. "Сейчас российский бюджет уже дефицитный, поэтому лишних денег у них нет, -сказал он "Апострофу". – То, что они сейчас заявляют (о финансировании оккупированных территорий), это просто заявления".
Однако в вопросе финансирования отжатых у Украины регионов российские власти не рассчитывают на бюджетные средства. В разговоре с "Апострофом" руководитель аналитического направления сети "АНТС" Илья Несходовский напомнил, что Кремль поручил российским регионам "взять шефство" над оккупированными территориями, а потому деньги на них будут выделяться не из федерального бюджета, а из бюджетов субъектов федерации.
"А это значит, что на местном уровне они должны будут отказаться от каких-то программ. Например, так было, когда для того, чтобы построить так называемый "Крымский мост", они отменили очень многие срочные программы по строительству", - рассказал эксперт.
Мост через Керченский пролив между российской Кубанью и оккупированным Крымом
Как видим, даже в относительно благополучные годы российская центральная власть изымала у регионов средства и направляла их туда, куда считала нужным. В нынешней же ситуации Москва продолжит грабить периферию, что, в условиях всеобщего сокращения средств, приведет к еще большему обеднению российской провинции.
"Не будет нормальных дорог, не будет полноценного финансирования школ, больниц, а также будет существенное ухудшение качества жизни людей, которые живут в конкретном регионе, ведь экономить будут именно на них", - говорит Несходовский.
Центробежная сила
Оккупация Крыма в 2014 году вызвала в российском обществе эйфорию и способствовала росту рейтинга путина, который до этого начинал изрядно проседать. Однако повторить успех "Крым наш!" не получится. Если российская пропаганда долгие годы приучала граждан РФ к мысли, что Крым должен "вернуться в родную гавань", то ни Донецк с Луганском, ни, тем более, Херсон или, скажем, Мелитополь, россиянам, в общем-то, не нужен.
Между тем, еще только в августе так называемые власти "ДНР" и "ЛНР" оценивали свои потребности в 3,5 трлн рублей. Очень сложно предположить, что жители Санкт-Петербурга сильно обрадуются тому, что деньги, которые были зарезервированы в городском бюджете на ремонт фасадов в историческом центре, направят на восстановление домов в далеком от них Мариуполе, который "северная столица" России взяла под свое шефство.
Поэтому не исключено, что питерцы, потребуют оставить деньги в городе и навести в нем, наконец, порядок, на что их мэр Александр Беглов, похоже, абсолютно не способен, даже имея солидные финансовые возможности. Впрочем, если в Санкт-Петербурге или в некоторых республиках Северного Кавказа, отъем средств в пользу "присоединенных" территорий еще может вызвать определенное возмущение граждан, то массовых волнений в масштабах всей России ожидать не стоит.
"Ничего не будет", - категорично заявляет Сергей Фурса.
А вот сопротивления региональных элит исключать нельзя, считает Илья Несходовский.
"Будет страдать их бизнес, уменьшатся финансовые потоки, воровать бюджетные средства станет сложнее, - поясняет эксперт. – И я считаю, что это усилит центробежные процессы, но не снизу, а со стороны чиновничьего класса. На фоне ослабления центральной власти, которое уже неизбежно, они начнут роптать. И это может привести к усилению их желания жить отдельно и не кормить Москву. С такими тенденциями, я думаю, лет через пять мы уже увидим несколько независимых республик".
Очень похоже, что к такому сценарию начали готовиться многие региональные руководители, которые уже не спешат отправлять на фронт мобилизованных, формируя из их числа отряды территориальной обороны в самих регионах. От кого эти отряды собираются обороняться, вопрос открытый. Но, в случае чего, они смогут пригодиться и для отстаивания новоиспеченного суверенитета.