RU  UA

воскресенье, 22 декабря
  • НБУ:USD 41.55
  • НБУ:EUR 43.25
НБУ:USD  41.55
Энергетика

Баснословные суммы за отопление: кто виноват и что делать

Расчет объемов потребления тепла вызывает у жителей столицы массу вопросов

Расчет объемов потребления тепла вызывает у жителей столицы массу вопросов Основная причина гораздо больших сумм в декабрьских платежках за отопление по сравнению с ноябрем - похолодание Фото: УНИАН

Декабрьские платежки за отопление взбодрили украинцев не хуже январских морозов. В соцсетях с начала года можно было увидеть не одну жалобу на слишком большую сумму, начисленную теплогенерирующей компанией (в два-три раза больше, чем за предыдущий ноябрь), а также фото самих платежек с суммами 7-14 тыс. грн. Авторов и комментаторов таких публикаций, как обычных людей, так и экспертов в сфере ЖКХ, объединяет недоумение по поводу причин такой разницы начислений за два месяца. Больше всего таких жалоб в Киеве. И это не удивительно, поскольку в столице, как и в других крупных городах, один из самых высоких тарифов на тепло.

Причины роста счетов

Первая и традиционная причина разницы в оплате за отопление в ноябре и декабре — похолодание. Первый зимний месяц всегда холоднее последнего месяца осени. Однако в этот раз в Киеве к этой закономерности добавилось изменение порядка снятия показаний общедомовых счетчиков тепла и формирования счетов за отопление. При этом "Киевэнерго" сообщило о новшестве не заранее, а лишь после того, как в информпространстве уже разгорелся скандал, а контактный центр компании атаковали тысячи недовольных клиентов.

Итак, как сообщили в "Киевэнерго" 17 января, начиная с декабря 2016 года, показания общедомовых счетчиков тепла будут снимать в последние два дня месяца, тогда как до сих пор это делали с 19 по 26-е число.

"Общие причины увеличения платежек за декабрь по сравнению с ноябрем - это похолодание, из-за которого дома потребили больше тепла. А также то, что начисления в этот раз делались также и за часть ноября (после снятия показаний домовых счетчиков), плюс календарный декабрь", — комментирует пресс-секретарь "Киевэнерго" Татьяна Орленко.

В компании говорят, что эти изменения вызваны "утвержденными" механизмами начисления субсидий, а также… многочисленными запросами киевлян по поводу разного количества дней отопления в том или ином месяце.

С одной стороны, унификация – это хорошо. Но в итоге из-за сдвига в датах снятия показаний платежки, которые пришли потребителям за декабрь, включают в себя не только плату за этот месяц, но и за 6-12 дней ноября. В некоторых случаях увеличение теплопотребления и дополнительные 12 дней вполне могли привести к почти двукратному увеличению суммы.

Впрочем, в "Киевэнерго" рекомендуют по каждому платежу обращаться за индивидуальными разъяснениями и перерасчетами. И это имеет смысл, чтобы выяснить истинные причины значительного увеличения суммы в платежке за отопление. Ведь, как выясняется, при пересчете показателей можно найти немало сюрпризов.

Во-первых, с переходом столицы на прямые контракты с потребителями на предоставление услуг отопления, у "Киевэнерго" значительно вырос объем работы по составлению клиентских счетов.

Дело в том, что еще два года назад столичный монополист выставлял счет за тепловую энергию на целый дом, а теперь делает это для каждой отдельной квартиры. Если участь, что каждая многоэтажка состоит из нескольких десятков, а то и сотен квартир, объем работ по формированию счетов у "Киевэнерго" вырос во много сотен раз. Поэтому ошибки при таком объеме работ практически неизбежны.

Кроме того, некоторые эксперты считают, что в определенных случаях счета могут вырасти из-за того, что оплата между квартирами распределяется неравномерно. Именно такую версию в случае с домами, где есть общедомовой и квартирные счетчики тепла (однако, последние — не во всех квартирах), высказал экс-министр ЖКХ Алексей Кучеренко на своей страничке в Facebook.

Как рассказывает эксперт, владельцы квартир, оснащенных индивидуальными счетчиками тепла, как правило, стремятся минимизировать оплату за отопление и для этого при помощи регулятора вручную снижают поступление теплоносителя в свои батареи до минимума, а то и вовсе их выключают. В результате сумма в платежке за отопление очень маленькая. А вот владельцы квартир без индивидуальных счетчиков оплатят все, что потребил дом. "От (показаний) домового (счетчика) отнимается сумма квартирных (счетчиков) и делится на всех остальных (на квартиры без счетчиков, — ред.) по метрам (пропорционально площади квартиры, — вед.). Люди регулируют вручную по минимуму и догреваются за счет всех остальных. Они (остальные, — ред.) за все и доплачивают!" — пишет Кучеренко.

Выход, который здесь может быть - во всех квартирах должны быть установлены индивидуальные счетчики, чтобы было понятно, сколько потребили сами квартиры, а сколько - места общего пользования, отопление которых совладельцы должны оплачивать пропорционально либо площади квартир, либо потребленной ними тепловой энергии.

Иллюстрацией этой теории может быть история с киевским адвокатом Юрием Забиякой, который при отапливаемой площади в 123 кв. м (на жилмассиве Позняки) получил счет, в котором указано, что его квартира потребила 6,8 гигакаллорий тепла на 9,656 тыс. грн. Сумма астрономическая, учитывая, что квартира в не очень старом доме (2003 года постройки), где с энергоэффективностью гораздо лучше, чем в советских панельках. А в последних счета за отопление вдвое меньше.

Однако, когда из "Киевэнерго" Забияке прислали расчеты, по которым ему выставляли счет за отопление, выяснилось, что в его подъезде из более чем 100 квартир с индивидуальными счетчиками тепла – 67, но показания сдали всего 50 из них. При этом из ответа "Киевэнерго" следует, что после того, как от общего потребления тепла отняли показания 50 счетчиков, сдавших показания, остальное распределили между квартирами, в которых счетчиков нет. Из этого следует, что 17 квартирам, которые не сдали показания индивидуальных счетчиков, оплата за отопление просто не начислялась.

Как говорит сам Забияка, в конце отопительного сезона должен быть перерасчет, и не сдавшим показания индивидуальных счетчиков выставят долг, а тем, кто платил за них, вернут деньги. Но суммы переплаты слишком уж большие, поэтому перспектива перерасчета не сильно утешает.

Следует отметить, что такая история может быть преимущественно в новостройках, где в квартирах разводка отопления – горизонтальная. В старом советском жилом фонде разводка вертикальная, при которой установка квартирных счетчиков тепла технически невозможна. Поэтому для них как никогда актуален вопрос энергоэффективности.

Еще один пример – случай со счетами отопления на ул. Кириловской, 15. По данным "Киевэнерго", в этом доме есть встроенное помещение, где расположена частная клиника. В одной из квартир этого дома при площади 88 кв. м счет выставлен на 5,57 гигакаллорий и 7,9 тыс. грн. По данным, которые приводит "Киевэнерго", на эту квартиру приходится на полторы гигакаллории меньше, чем выставлено в счете. Однако в пресс-службе компании, которая отвечала на комментарии пользователей сети Facebook, утверждают, что все правильно, поскольку есть разница в "начислениях потребления коммерческой и жилой площади". Однако, в чем она состоит, сообщения умалчивают. При этом "Киевэнерго" нашло признаки того, что в доме также отапливается подвал, что также может значительно увеличивать расход тепла в доме, а также пообещало проверить, отапливаются ли достроенные владельцами квартир мансарды и балконы.

Еще одна причина высоких счетов – банальный перегрев дома, когда батареи слишком горячие, и люди постоянно открывают форточки, чтобы в квартире не было слишком жарко. Такое происходит в домах, где нет возможности регулировать подачу теплоносителя, либо же управляющая компания, которая обслуживает дом, не делает этого.

Кто виноват и что делать

Неразбериха с платежками и тарифами за отопление, пожалуй, стала тем толчком, которого не хватало некоторым совладельцам многоэтажек, чтобы вплотную заняться хотя бы учетом потребляемого ними тепла, не говоря уже об энергоэффективности дома в целом. Свидетельством тому можно считать комментарии в соцсетях и СМИ, где люди рассказывают, что отныне собираются лично интересоваться показаниями общедомовых счетчиков. Действительно, в домах с вертикальной разводкой отопления открытая публикация этих данных могла бы снять много вопросов по начислениям, поскольку там каждая квартира оплачивает часть стоимости тепла, прямо пропорциональную площади квартиры.

Однако, как показывает опыт, здесь есть немало проблем. Во-первых, в подвал, где находится общедомовой счетчик тепла, всех пускать не будут, иначе получится хаос, по причине которого нельзя будет гарантировать неприкосновенность самого прибора учета. Во-вторых, согласно п. 3 ст. 36 постановления КМУ №1198 от 3 октября 2007 года "Об утверждении правил пользования тепловой энергией" доступ потребителей к прибору учета обеспечивает именно теплоснабжающая организация. Поэтому, чтобы присутствовать при снятии показаний со счетчика, надо писать заявление в "Киевэнерго" или подавать его на горячую линию в КГГА. Но, по факту, как рассказывает советник заместителя главы Киевской горгосадминистрации Алексей Тихонов, главное слово, пускать кого-то или нет, все равно остается за "Киевэнрего".

Многочисленные комментарии в соцсетях от людей, которые подавали заявление на присутствие при снятии показаний счетчика, но так и не получили ответа, говорят о том, что этот механизм четко не отлажен, и вместо прозрачности в этом вопросе царит хаос.

Гораздо легче убедиться в том, что показания сняты правильно в домах, где есть ЖСК или ОСМД, поскольку там это делают обязательно в присутствии их представителя. Также, если есть техническая возможность регулировать подачу энергоносителя в дом, то руководство ОСМД может следить за тем, чтобы при теплой погоде его подавали меньше и дом не перегревался. Поэтому создание юрлица в доме имеет смыл для тех, кто хочет контролировать общее потребление энергоносителей. Не говоря уже о том, что в таком случае значительно проще получить доступ к программам по улучшению энергоэффективности многоэтажек в Киеве, о которых уже писал «Апостроф».

Еще одно новшество

К слову, неясности при начислении оплаты за отопление - это не единственный сюрприз, который ждал киевлян в этом отопительном сезоне. Киевская городская администрация в новом году затеяла проект с внедрением единой платежки для оплаты всех коммунальных услуг. Как объяснил зампредседателя КГГА Петр Пантелеев, городские власти пошли навстречу многочисленным просьбам горожан, которым неудобно заполнять несколько платежек: отдельно за тепло, электричество, воду, газ, обслуживание придомовой территории. В итоге, киевляне за декабрь получили пустой бланк новой единой платежки от муниципального расчетного центра (ГИОЦ) и параллельно - привычные квитанции от "Киевэнрего" и "Киевгаза".

Как пояснили позже в КГГА, пустая платежка – фальстарт. По ней, как и раньше платить надо за придомовую территорию и холодную воду (тем, у кого нет индивидуальных договоров с "Киевводоканалом"). Остальное оплачивается, как и раньше, по счетам, которые выставляют монополисты.

Тем временем городские власти обещают провести переговоры с монополистами, чтобы в будущем те сдавали свои показания в ГИОЦ, который будет формировать единые квитанции для всех столичных потребителей. Однако, учитывая описанные выше проблемы и неясности с формированием счетов за отопление, вполне резонно предположить, что новая прокладка в виде ГИОЦ еще больше запутает этот процесс.

Кроме того, то же "Киевэнерго", при всех его недостатках, за последние два года практически с нуля формировало индивидуальную клиентскую базу и теперь вряд ли захочет отдавать функции по расчетам или их часть на сторону.

"Если мы заключили прямые договора с населением и ведем второй год прямые расчеты без посредника, зачем его возвращать? Это дополнительные расходы на оплату услуг, отсутствие контроля корректности начислений, технические сложности информационного обмена, обусловленные колоссальными объемами клиентской базы", — ответили "Апострофу" в компании.

В "Киевводоканале" относятся к единой платежке не так категорично, поскольку уже давно работают через ГИОЦ, но все же обращают внимание, что для успешности предприятия необходимо согласие всех поставщиков коммунальных услуг.

"В любом случае, независимо от формы квитанции, предварительно этот вопрос должен быть решен и согласован со всеми производителями жилищно-коммунальных услуг. Кроме того, заранее должна быть проведена соответствующая информационная и разъяснительная работа среди жителей столицы", - говорят в компании.

Читайте также

Украина увеличит импорт электроэнергии из ЕС: удастся ли обойтись без отключений света зимой?

Увеличение импорта электроэнергии из Европейского Союза не устранит риск отключений в зимний период

"При минус 10-15 градусах больше двух-трех суток у нас гарантировано будут отключения света". Интервью с советнико премьер-министра Украины

Энергетика Украины в целом готова к отопительному сезону, но не исключены сложности, в том числе, отключения света