Украина ставит перед собой долгосрочную амбициозную цель наладить производство возобновляемого водорода и обеспечить его поставки на европейский рынок. Эта цель коррелирует с планами Евросоюза по использованию водорода в качестве экологически чистого энергоносителя в рамках так называемого "зеленого перехода". "Апостроф" выяснял, насколько реалистичны эти планы.
Украина планирует производить "зеленый" водород и экспортировать его в страны Европейского Союза.
Для поставок водорода в Европу будет создана сеть трубопроводов. Об этом сообщатся на сайте ООО "Оператор ГТС Украины" (ОГТСУ).
"Нашей долгосрочной амбицией является создание сети транспортировки водорода общенационального масштаба…. Приоритетным является запрос на доступ к развитому рынку ЕС", - цитирует сайт начальника управления стратегии ОГТСУ Александра Гайдина.
По его словам, вероятнее всего, первым объектом водородной трубопроводной инфраструктуры станет один из международных коннекторов с последующим развертыванием по трассе Центральноевропейского водородного коридора.
Планируется, что украинский водород будет поставляться через Словакию и Чехию в Германию, а затем и в другие европейские страны.
Экологичный, но дорогой
За водородом прочно закрепилось название "топливо будущего". Его основные преимущества по сравнению с другими энергоносителями – возобновляемость и экологичность (при горении он не выделяет углекислый газ).
Водород уже используется как топливо для автомобилей. Кроме того, на него возлагаются большие надежды в производстве тепловой и электрической энергии.
Вместе с тем, пока что его использование не слишком распространено, что связано с тем, что в природе он практически не встречается в чистом виде, а его производство все еще достаточно дорогостоящее.
Самым дорогим остается "зеленый" или возобновляемый водород, который получают методом гидролиза воды с помощью энергии возобновляемых источников.
"Голубой" водород, который выделяется из природного газа, и "желтый" водород, производимый с помощью атомной энергии, дешевле, но они не могут считаться экологически чистыми.
Евросоюз, который в 2020 году утвердил стратегию "Европейский зеленый курс" (European Green Deal), стал одним из лидеров мирового "водородного движения". Разумеется, Европа делает упор на развитие "зеленого" водорода (хотя на ранних этапах не исключается использование "голубого" и "желтого" водорода).
Только в текущем году Европейская комиссия выделила почти 1 млрд евро на проекты по производству возобновляемого водорода. Речь идет о 15 проектах в пяти европейских странах. Ожидается, что суммарно они смогут произвести около 2,2 млн тонн водорода в течение десяти лет.
При этом страны ЕС собираются не только производить водород, но также импортировать его недостающие объемы.
Важным шагом на пути реализации европейского "зеленого курса" стало утверждение правительством Германии в июле 2024 года "Стратегии импорта водорода и водородных деривативов".
Крупнейшая экономика Евросоюза делает ставку на использование возобновляемого водорода, который преимущественно собирается импортировать, для чего создает разветвленную инфраструктуру его транспортировки. Потребителями водорода станут немецкие предприятия химической и металлургической промышленности, электроэнергетики, железнодорожного, автомобильного, морского транспорта.
К 2032 году планируется создать трубопроводную сеть общей протяженностью около 10 тыс. км, из которых 40% будут специально построены для транспортировки водорода, а 60% будут переоборудованы из уже имеющихся газопроводов.
Ветер, солнце и вода...
Еще до российского вторжения Евросоюз рассматривал Украину в качестве одного из потенциальных поставщиков водорода.
С того времени многое изменилось – технологии производства возобновляемого водорода постепенно усовершенствуются, а планы по его применению конкретизируются.
В Украине "зеленый" водород пока не производят, однако в стадии разработки находятся несколько проектов. Заводы по производству водорода, в частности, должны появиться в Одесской области, на Закарпатье, в Буче под Киевом. Под эти проекты выделяется финансирование зарубежных партнеров.
Также разрабатываются проекты по транспортировке водорода.
В январе 2025 года был подписан меморандум "Водородный коридор Украина-ЕС".
"Коридор будет предусматривать производство возобновляемого водорода в Украине, используя значительный потенциал возобновляемой энергетики страны. Затем водород будет транспортироваться через существующую сеть трубопроводов, часть которых планируется перепрофилировать под водород, в Словакию, Чехию, Австрию и Германию, обеспечивая надежную и конкурентоспособную поставку "зеленого" водорода для региона Центральной Европы после 2030 года", - говорится в сообщении на сайте ООО "Оператор ГТС Украины".
Как видим, пока это все еще планы - хоть и довольно амбициозные по признанию отечественных чиновников.
И их реализация связана с определенными вызовами.
Поскольку европейцы заинтересованы в "зеленом" водороде, Украина при его производстве должна будет использовать "зеленую" энергию.
Речь идет, в первую очередь, о солнечной и ветровой энергетике. Заметим по ходу дела, что в нашей стране существует определенный перекос в сторону энергии солнца, поскольку на нее был выше так называемый "зеленый" тариф (пролоббированный соратниками беглого президента Виктора Януковича – братьями Клюевыми, которые владели солнечными электростанции в Украине).
"Нужно искать энергетический микс, делать больше ветровой генерации, больше (мощностей) накопления энергии", - сказал в комментарии "Апострофу" глава совета Украинской ассоциации возобновляемой энергетики Станислав Игнатьев.
Кроме того, в Украине в последние несколько лет наблюдается определенный дефицит воды.
"Мы сейчас не можем даже наполнить до проектного объема водохранилище Днепровского каскада, - рассказывает эксперт. - Из Дуная нам никто не даст брать воду, поскольку он поддерживает экосистему Черного моря, поэтому нужно либо думать о малых реках, либо смотреть в сторону подземных вод".
Неблизкая перспектива
Отдельным вызовом является транспортировка водорода.
"Водород настолько летуч, что необходима модернизация существующих элементов газотранспортной системы, - говорит Станислав Игнатьев. - Это возможно, но пока никто еще не оценивал, сколько это будет стоить, и где взять эти деньги".
А потому, по его словам, должна быть разработана специальная "водородная" государственная программа, предусматривающая комплексный подход к реализации соответствующих проектов.
Руководитель энергетических программ Украинского института будущего Андриан Прокип более скептичен к водородной теме.
"Трубы, по которым транспортируется газ, непригодны для транспортировки водорода – они будут подвергаться коррозии, будут крошиться, разрушаться, - объяснил он в разговоре с изданием. - Речь может идти о модернизации, которая будет состоять в том, чтобы прокладывать пластиковые трубы внутри (стальных труб ГТС)".
По его словам, ситуацию осложняет и то, что к сегодняшнему дню в Европе так и не произошло водородного бума.
"Технология производства водорода на сегодня довольно дорогая, а модели субсидирования нет. Поэтому многие европейские компании, которые ставили себе в планы производство и потребление водорода, эти планы отменили, - говорит Прокип. - По тем оценкам, которые есть сейчас, по состоянию на 2030 год будет реализовано только 20-25% проектов производства и потребления водорода в сравнении с предыдущими планами".
Таким образом, "водородная революция" немного откладывается.
"У европейцев есть программа отказа от российских энергоносителей до (конца) 2027 года, и они пытаются заменить их водородом максимально. Это понятный горизонт, но он недостижимый. Поэтому можем, скорее, говорить о 2030-2035, а может даже и о 2040 годе", - прогнозирует Станислав Игнатьев.
По его мнению, не отказываясь от перспектив в отношении водорода, Украина сейчас должна сосредоточиться на более реалистичных вещах. Например, на биометане: "На сегодня он у нас уже хранится в газохранилищах и транспортируется по газотранспортной системе".
Андриан Прокип концептуально согласен с таким подходом.
"Сегодня лучше делать те вещества из водорода, на которые есть спрос, и которые легко транспортируются – например, метанол или какие-то полимеры. Они тоже замещают продукты нефтяной промышленности, но при этом они намного проще в транспортировке, чем водород", - резюмировал эксперт.