НАК "Нафтогаз Украины" задумался над продажей 49% акций компании-оператора отечественной газотранспортной системы западному партнеру. И хотя в холдинге утверждают, что на сегодня речь о продаже части газовой "трубы" не идет, источники на рынке не исключают, что покупатель указанного госпакета на самом деле уже определен. Вместе с тем эксперты сомневаются, что какая-либо европейская или, тем более, американская компания решится на подобную сделку, если, конечно, же, речь не идет о некой непрозрачной схеме. О том, что на самом затеяли власти, и при чем здесь очередной "лыжный инструктор" - в материале "Апострофа".
НАК "Нафтогаз Украины", государственная компания, в управлении которой находится отечественная газотранспортная система (ГТС), считает целесообразной продажу стратегическому иностранному партнеру 49% оператора газовой "трубы". Это следует из письма НАК на имя премьер-министра Владимира Гройсмана, копию которого недавно опубликовали СМИ.
В документе говорится о том, что согласно оценке "авторитетной международной компании", стоимость ГТС составляет порядка 14 млрд долларов. Соответственно, предлагаемая к продаже доля оценивается в 7 миллиардов долларов. "Украинское законодательство позволяет квалифицированному международному партнеру приобрести до 49% в уставном капитале оператора ГТС Украины. Если международный партнер заплатит, соответственно, 7 миллиардов долларов за 49% акций оператора ГТС, то такая инвестиция может рассматриваться как определенная гарантия сохранения доходов от транзита на текущем уровне", – отмечается в письме.
Разумеется, партнером в управлении ГТС не может быть компания из России.
Главный коммерческий директор "Нафтогаза" Юрий Витренко, комментируя публикацию письма, назвал это "вбросом манипулятивной информации о "Нафтогазе" в СМИ". По его словам, "Нафтогаз" не просит Кабмин это делать, однако "может предоставлять правительству информацию для принятия решения в интересах украинского народа".
Впрочем, сам факт наличия опубликованного письма Витренко не опроверг.
Транзит под угрозой
Директор специальных проектов научно-технического центра "Психея" Геннадий Рябцев в комментарии "Апострофу" отметил, что принятый в 2014 году закон действительно позволяет продажу до 49% акций компании-оператора ГТС европейскому или американскому партнеру. Речь идет о законе №1645-VII "О внесении изменений в некоторые законы Украины о реформировании системы управления единой газотранспортной системой Украины".
"По большому счету, это письмо – констатация факта, что такая возможность (продать пакет акций компании-оператора – "Апостроф") есть", - сказал эксперт. Вместе с тем, он обратил внимание на то, что такая компания-оператор пока что не выделена в отдельную структуру из состава "Нафтогаза". И сделать это будет невозможно до завершения действия контракта НАК с российским "Газпромом" о транзите газа, который истекает в конце 2019 года. "Этот процесс (выделение нового оператора ГТС) не будет завершен ранее 2020 года", - пояснил Рябцев.
По логике украинских властей, привлечение к управлению (и, возможно, частичному владению) отечественной ГТС необходимо для того, чтобы обеспечить загрузку "трубы". Ведь как известно, Россия строит в обход Украины газопровод "Северный поток-2", который должен быть введен в эксплуатацию ориентировочно в том самом 2020 году. Если данный трубопровод будет запущен, транзит по украинской территории существенно сократится. Немецкое руководство, которое заинтересовано в "Северном потоке-2", так как по нему в Германию будет поставляться газ из РФ по прямой, минуя другие страны, при этом настаивает на том, чтобы транспортировка топлива через Украину также сохранялась. В России, вроде бы, не против, однако, как заявил глава "Газпрома" Алексей Миллер, после 2019 года украинский транзит составит 15-20 миллиардов кубометров газа в год. Это совершенно не устраивает Украину, так как наша ГТС будет рентабельна при загрузке не менее, чем на 40 миллиардов кубов в год. Соответственно предполагается, что иностранный партнер возьмет на себя заботу решить с РФ вопрос увеличения объемов транзита газа. Стимулом для этого станет вхождение в капитал оператора ГТС и получение прибыли от ее эксплуатации.
Без гарантий
Однако эти надежды могут оказаться иллюзорными. "Когда говорят, что войдет партнер и Украина сохранит транзит, - я в этом сильно сомневаюсь", - заявил "Апострофу" директор энергетических программ Центра Разумкова Владимир Омельченко. По его словам, ресурс все равно будет находиться в руках "Газпрома", который вряд ли будет перебрасывать его с "Северного потока" на украинское направление даже ради своего европейского бизнес-партнера.
Геннадий Рябцев также сомневается в успешности проекта по продаже части акций украинской ГТС западному партнеру. Дело в том, что Кабинет министров в марте 2018 года проводил консультации с представителями примерно десятка компаний. "Ни один из этих десяти потенциальных партнеров не дал гарантий сохранения транзита с 2020 года, а также инвестирования в модернизацию системы. Шла речь о том, что, если этот проект будет выгоден, то средства будут инвестированы. Если он невыгоден, то ни одна из компаний инвестировать в ГТС не будет", - рассказал эксперт.
Вместе с тем, несколько источников издания дали понять: власти уже нашли западного партнера, которому и будет продана почти половина украинской "трубы". Якобы речь идет о некой американской компании, имя которой собеседники "Апострофа" либо не знают, либо не хотят называть.
Геннадий Рябцев, впрочем, считает довольно сомнительным участие компании из США в этом проекте. Специалист подчеркнул, что такой компании нужно будет иметь дело не столько с украинской стороной, сколько с "Газпромом", потому что именно с ним нужно будет договариваться о транзите газа, в том числе, о его объемах. Но в таком случае американская компания рискует попасть под западные санкции, прежде всего, американские - как действующие, так и планируемые ("Газпром" пока что не находится под прямыми американскими санкциями, но косвенно ощущает их влияние – "Апостроф").
Глава East European Gas Analysis (США) Михаил Корчемкин в разговоре с "Апострофом" отметил, что, в принципе, американский инвестор может заинтересоваться вхождением в капитал украинской ГТС, "но все зависит от цены". "На мой взгляд, немецкий совладелец был бы полезнее", - добавил он. Намек с Германией понятен - именно Берлин сейчас является главным переговорщиком с Россией по созданию новой транзитной газовой системы в Европе.
Призрак "лыжного инструктора"
Впрочем, у экспертов есть подозрения, что на самом деле в вопросе управления ГТС разрабатывается некая непрозрачная схема с использованием "липовой" западной компании, за которой будут стоять совсем другие люди.
"Как бы так не вышло, чтобы западный инвестор не оказался очередным "лыжным инструктором" (в 2012 году представители украинских властей подписали соглашение о строительстве под Одессой терминала по приему сжиженного газа с испанской компанией Gas Natural Fenosa, при этом свой автограф под документом поставил некий "лыжный инструктор", не имевший никакого отношения к этой компании - "Апостроф")", - отметил Геннадий Рябцев.
Владимир Омельченко также считает, что в этом деле не все прозрачно. "Я думаю, тут какие-то подводные камни, какая-то скрытая игра", - сказал он.
Вопрос - в цене предлагаемого пакета. "Мне кажется, сейчас за 7 миллиардов долларов вряд ли какой-либо зарубежный контрагент согласится купить пакет акций и при этом, по сути, не контролировать компанию. Кроме разве что "Газпрома", который, наверное, все-таки согласился бы (или его офшорные или партнерские структуры с регистрацией в Швейцарии)" , - отметил Омельченко.
Но вот с ценой как раз потенциальному инвестору могут и "помочь". Эксперт программы "Энергетика" аналитического центра "Украинский институт будущего" Андриан Прокип считает, что в Украине есть силы, которые заинтересованы в продаже части ГТС. "Я не исключаю такого варианта, что при этом будут предприниматься действия, направленные на то, чтобы занизить стоимость украинской "трубы", - сказал он в комментарии "Апострофу". Эксперт пояснил, что уменьшение стоимости ГТС напрямую связано с теми объемами газа, которые по ней прокачиваются. Как было отмечено выше, главной угрозой для украинского транзита являются обходные газопроводы России. "Действия будут направлены на уменьшение транзита. Потом "труба" продается западной компании – европейской или американской, и эта компания уже потом проводит успешные переговоры о том, чтобы наша "труба" использовалась. Такая вот схема. У меня нет подтверждений, но исключать такого варианта я не могу", - рассказал специалист.
С другой стороны, подчеркнул Прокип, если украинская ГТС не будет использоваться для транзита в объемах, обеспечивающих ее рентабельность, для государства она не будет представлять большую ценность. "Если сравнивать – "труба" в государственной собственности, но которая мало используется, или "труба" частично в частной собственности, и она используется на более высоком уровне, то это, возможно, - не такой уж и плохой вариант", - резюмировал эксперт.