Скандальный газопровод "Северный поток-2" может заработать уже в конце нынешнего года, а это значит, что в ближайшее время Украина рискует утратить статус страны-транзитера газа. Украинская власть, включая президента Владимира Зеленского, продолжает настаивать на том, что "Северный поток-2" должен быть остановлен, несмотря на то, что страны Запада больше не намерены препятствовать этому проекту. "Апостроф" выяснял, что нужно сделать, чтобы украинская "труба" сохранила свою функциональность, и является ли украинская ГТС гарантией безопасности для нашей страны.
Строительство газопровода "Северный поток-2", по которому топливо будет поставляться в Европу в обход Украины, завершится до конца лета, а его коммерческая эксплуатация начнется уже в конце 2021 года. Об этом заявил глава компании Nord Stream 2 AG (оператор газопровода) Маттиас Варниг.
Как известно, наша страна выступает категорически против достройки газопровода и призывает западных партнеров, в первую очередь, США, с помощью санкций не допустить ввода в строй "Северного потока-2".
Однако, похоже, ни Соединенные Штаты, ни, тем более Европейский Союз во главе с Германией, не намерены более препятствовать реализации этого проекта. По крайней мере, новый президент США Джо Байден, на которого Киев возлагал в этом вопросе большие надежды, заявил, что не будет вводить санкции против газопровода, мотивируя это тем, что он уже почти достроен, к тому же санкции могут навредить американо-германским отношениям.
Напомним, на сегодня между Украиной и РФ действует пятилетний контракт (2020-2024 годы) на транзит газа в Европу. В 2020 году минимальный транзит через украинскую ГТС должен был составить 65 миллиардов кубометров газа, но по факту он был на уровне 55,8 миллиарда кубов, при этом, в соответствии с условиями контракта, российский "Газпром" оплатил весь согласованный объем.
Согласно условиям контракта, в 2021-2024 годах оговоренный в контракте объем транзита сокращен до 40 миллиардов кубометров в год (даже, если фактический объем будет меньше, РФ заплатит за транспортировку 40 миллиардов кубов в год).
Однако, что будет с украинским транзитом дальше, неизвестно.
Уходящая в нынешнем году в отставку канцлер Германии Ангела Меркель неоднократно заявляла, что транзит через Украину должен сохраниться и после запуска "Северного потока-2" (она повторила этот месседж в ходе встречи с президентом Украины Владимиром Зеленским 12 июля), однако без четко закрепленных гарантий это – всего лишь слова.
Россия в ближайшее время не собирается полностью отказываться от транзита газа через нашу страну, что и понятно, так как "Северный поток", в отличие от отечественной газотранспортной системы (ГТС), не способен гибко реагировать на увеличение спроса на газ в Европе. Тем не менее, в РФ называют очень смешные цифры на уровне 10-15 миллиардов кубометров ежегодно, что совершенно не устраивает Украину, так как для сохранения рентабельности "трубы" необходимо не менее 30 миллиардов кубов (по некоторым оценкам, даже этого объема недостаточно).
Кроме того, прекращение и даже существенное сокращение транзита ставит под угрозу обеспечение газом самой Украины, поскольку - мы должны в этом честно признаться - несмотря на отсутствие закупок в РФ с конца 2015 года, поставляемый в нашу страну ресурс в значительной мере является российским по происхождению и поступает к нам по схеме так называемого "виртуального реверса" - то есть европейские трейдеры закупают в РФ газ, который потом перепродают Украине, но соответствующие объемы, идущие транзитом через нашу территорию, закачиваются в хранилища, не пересекая западную границу.
В Украине была разработана правительственная программа по увеличению собственной газодобычи с целью добиться энергонезависимости нашей страны, но она была провалена, и добыча не только не увеличилась, но даже немного сократилась. Соответственно, без импорта нам в ближайшее время не обойтись.
Отдадим "трубу" в хорошие руки
Транзит российского газа в Европу за пять лет действия нынешнего контракта может принести Украине более 7 миллиардов долларов (более 2 миллиардов долларов в 2020 году и около 1,75 миллиарда долларов в каждый из последующих лет). В былые времена, когда по отечественной ГТС прокачивалось 100 миллиардов кубометров газа и больше, доходы были существенно выше, но и нынешних скромных сумм не хочется лишиться.
Ранее в качестве страховки от прекращения транзита рассматривался вариант передачи украинской газовой "трубы" под контроль западной компании – европейской или американской, или целого пула энергетических компаний.
На протяжении нескольких лет вынашивались планы по созданию международного консорциума для управления отечественной ГТС, при этом до оккупации Крыма и части Донбасса речь шла об участии в таком проекте России, однако после упомянутых событий РФ из этих планов была устранена.
Сейчас, когда запуск "Северного потока-2" становится реальностью, идею консорциума пытаются реанимировать. Так, во время выступления в Верховной Раде 18 июля министр энергетики Герман Галущенко заявил, что рассматривается вариант создания такого консорциума, "чтобы обеспечить транзит газа через Украину". При этом министр не предоставил каких-либо деталей.
Но насколько целесообразной была бы передача нашей ГТС под контроль западных партнеров?
Как отметил в разговоре с "Апострофом" эксперт энергетических программ Украинского института будущего Андриан Прокип, передача "трубы" под полный контроль иностранным компаниям означала бы утрату контроля над ней со стороны Украины, что нецелесообразно, учитывая, что ГТС обеспечивает не только транзит, но и газоснабжение внутри страны. Однако, по его словам, управление "трубой" неким консорциумом, безусловно, имело бы смысл.
"Теоретически, если бы западные компании управляли "трубой", появились бы гарантии ее дальнейшего использования, а также средства для ее поддержания", - сказал Прокип.
Другой вопрос - насколько такой сценарий является реалистичным, учитывая то, как мало осталось времени до окончания действия транзитного контракта с Россией.
"Я очень удивлен, что президенту никто не посоветовал ехать в Германию не с фантазиями на тему остановки "Северного потока-2", а с реальными предложениями по участию немецких компаний не только в управлении, но, может быть, и владении нашей "трубой", - сказал в комментарии изданию руководитель специальных проектов научно-технического центра "Психея" Геннадий Рябцев. – На мой взгляд, участие немецкой энергетической компании условно из первой "пятерки", или французской компании, или совместно немецкой и французской компаний, или какой-то американской – но не из числа спекулянтов, а из энергетического пула - станет единственной гарантией сохранения Украиной статуса страны-транзитера газа, которую так хочет получить президент".
Однако, судя по всему, эти вопросы в ходе визита Владимира Зеленского в Германию не обсуждались.
При этом, по словам главы НАК "Нафтогаз Украины" Юрия Витренко, который принимал участие в переговорах, поднимался вопрос сотрудничества двух стран в развитии "водородной экономики". "Украина имеет значительный потенциал для производства "зеленого водорода" и его экспорта в Германию, в чем заинтересована сама Германия", - написал он в Facebook.
Поставлять водород в Германию предполагается по ГТС - разумеется, после того, как по ней прекратится транзит газа.
"Но это достаточно отдаленная перспектива – большой спрос на водород возникнет не завтра, а лет через десять, - говорит Андриан Прокип. - И, для того, чтобы такой проект запустить, нужно, во-первых, вложить средства в дальнейшие исследования поведения газо-водородных смесей в газотранспортной системе, во-вторых, - вложиться в модернизацию и перестройку ГТС (под поставки водорода), в-третьих, - нужны средства для того, чтобы создать мощности по производству водорода".
При этом, даже, если наша "труба" из газовой со временем превратится в водородную, к ее эксплуатации также целесообразно будет привлечь зарубежных, скорее всего, немецких партнеров.
Система хранения водорода
Транзит = суверенитет?
Существует достаточно популярное мнение о том, что Россия воздерживается от активных военных действий в Украине до тех пор, пока сохраняется транзит ее газа в Европу через нашу территорию, и, дескать, прекращение этого транзита, которое связывают с запуском "Северного потока-2", окончательно развяжет агрессору руки.
Соответственно, считают приверженцы такой точки зрения, продолжение транзита даже после начала эксплуатации обходного газопровода, при том, что сама "труба" будет в собственности компании из страны, с интересами которой Россия склонна считаться (например, Германии), станет некоей гарантией ненападения.
Кстати, такой подход к проблеме, по сути, подтвердил глава "Нафтогаза" Юрий Витренко, заявивший (все в том же посте в Facebook), что "интеграция, которая предусматривает, что Европа получает энергоносители из Украины, является также важным фактором безопасности Украины и Европы, поскольку это - фактор сдерживания полномасштабной военной агрессии России".
Впрочем, на этот фактор особо рассчитывать не стоит, считает главный редактор издания "Апостроф", военный обозреватель Денис Попович.
"Я не вижу никаких препятствий для гипотетического нападения, даже если немцы купят нашу ГТС, потому что результаты войны не в пользу Украины не обязательно повлекут за собой смену ее собственника, - сказал Попович. - Что, например, помешает россиянам и немцам прийти к соглашению о том, что "труба" останется в собственности Германии?".
По его словам, России не мешали осуществлять агрессию в отношении Украины, ни Будапештский меморандум, ни другие соглашения о незыблемости украинских границ, ни, собственно, наличие все той же ГТС.
Он также отметил, что наблюдавшаяся весной этого года концентрация российских войск у границ Украины, которую нужно расценивать как подготовку к вторжению, совершенно не учитывала тот факт, что транзит через нашу страну все еще продолжается.
"Гарантом суверенитета, помимо президента, являются армия и флот, а никак не ГТС и то, в чей собственности она находится. Если есть сильная и достаточно технологически развитая армия, то любая страна трижды подумает, прежде чем осуществить агрессию, потому что ее цена может оказаться достаточно высокой", - резюмировал Попович.