Кабинет министров вопреки замечаниям бизнеса утвердил концепцию электронной акцизной марки, идея которой вынашивалась еще с 2013 года. У отраслевых ассоциаций и объединений работодателей возникло множество вопросов к инициативе правительства. Основной из них — зачем усиливать контроль за легальными производителями, если на "теневой" рынок это никоим образом не повлияет. Лоббисты просят власти доработать концепцию, внеся коррективы, о которых говорят производители подакцизной продукции. В противном случае эксперты предупреждают об усложнении администрирования акцизов и давлении на легальный бизнес. К тому же в будущем это может усложнить сотрудничество Украины и Евросоюза в сфере контроля за оборотом подакцизных товаров.
Правительство на заседании в среду 6 июня утвердило концепцию введения электронной акцизной марки – автоматизированной системы контроля за оборотом подакцизных товаров, в частности, табачной и алкогольной продукции. Документ был разработан Государственной фискальной службой и Министерством финансов. "Введение электронной акцизной марки обеспечит создание единого информационного пространства и формирование базы данных об обороте подакцизных товаров, станет действенным рычагом в борьбе с фальсифицированной, контрафактной и контрабандной продукцией", – прокомментировали это решение в Министерстве финансов.
Прежде чем система заработает, правительству предстоит провести большую работу по подготовке нормативной и законодательной базы. План мер Кабмина в этом вопросе предполагает шесть шагов, большинство из которых предстоит сделать уже в этом году (см. документ).
Идея с электронным акцизом не нова. Еще в октябре 2013 года министр доходов и сборов Александр Клименко анонсировал начало тестирования электронной акцизной марки. Этот проект Миндоходов, расформированное после Революции достоинства, поддержала новая власть. Уже в 2014 году будущей глава ГФС Игорь Билоус заявлял о намерении ввести электронный акциз, как инструмент для борьбы с контрафактным рынком.
После нескольких лет ожиданий ГФС предложила следующую концепцию - размещать на бумажной марке уникальный 12-значный код, который позволяет отслеживать "путь" бутылки пива или пачки сигарет от производителя к дистрибьютору и точке сбыта. И этот "маршрут" должен быть подтвержден кассовым чеком. Перемещение товара должно фиксироваться в специальной электронной базе. В частности для реализации этого проекта планируется создание Реестра электронных акцизных накладных и усовершенствование Реестра чеков регистраторов расчетных операций алкогольных напитков и табачных изделий.
Как следует из пояснительной записки к проекту концепции, имеющейся в распоряжении "Апостроф. Экономика", с введением электронной системы контроля за подакцизной продукцией можно рассчитывать на более эффективный механизм администрирования акцизов, в результате чего увеличатся сборы в местные и государственный бюджеты. Другими словами, еще одна цель, помимо борьбы с контрабандой, - это наполнение бюджета. При этом расходы на внедрение и поддержку системы лягут на плечи плательщиков налога, которые ее используют.
Не рыночная игра
В отраслях, производящих подакцизную продукцию, утвержденную правительством концепцию восприняли неоднозначно. С одной стороны, бизнес поддерживает постепенный переход к автоматизации администрирования налогов. С другой, принятая концепция вызвала у бизнеса ряд вопросов к которым, к слову, в правительстве не стали прислушиваться. Основная претензия и опасение бизнеса — увеличение административной нагрузки на всех этапах обращения подакцизных товаров. Причем нагрузки как на фискальные органы, так и бизнес. "В табачной отрасли будет происходить ежегодно как минимум 14 млн сканирований транспортной тары — на уровне производителя и оптовика, 600 млн сканирований блоков — на уровне оптовика и розничного продавца и 3,5 млрд сканирований пачек сигарет розничным продавцом", - так прокомментировали возможные последствия от введение электронной акцизной марки в общем представительским органе работодателей на национальном уровне. Письмо с соответствующими замечаниями работодатели направили в ГФС еще в июне.
Эксперты считают, что так называемый автоматический режим декларирования каждого этапа обращения как акцизных марок, так и партий маркированного товара является недостижимым при нынешнем уровне логистики в Украине. "Такой режим невозможен при отсутствии замкнутого конвейера поставки подакцизного товара от производителя до конечного потребителя. Разгрузка и перемещение транспортной тары даже со складского помещения к залу реализации производится работниками, ни одного автоматизированного склада-магазина в Украине нет", - говорят эксперты организации работодателей.
При этом уточняют, что сканирование на этапе розничной продаже является уникальным опытом лишь в России, тогда как ни одна страна ЕС не требует эту процедуру в рознице. Тогда как правительство в своей концепции ссылается именно на Соглашение об ассоциации, которым предусмотрено развитие сотрудничества между Украиной и ЕС в сфере противодействия мошенничеству и контрабанде подакцизных товаров.
Однако, несмотря на уверения авторов концепции, использование автоматизированной системы контроля не является в ЕС "инструментом обеспечения администрирования акцизного налога". Более того, в некоторых странах ЕС использование акцизных марок вообще не обязательное требование для производителей.
Рынок против
В ассоциации "Укртютюн", в которую входят крупнейшие производители табачной продукции, за неделю до утверждения концепции обратились со своими замечаниями в Министерство финансов. Среди прочего, в письме в Минфин генеральный директор ассоциации Валентина Хоменко отметила, что предложенная концепция существенно не решает проблему засилья "теневого" рынка подакцизной продукции. Кроме того, в случае реализации предложенных концепцией норм, увеличится влияние человеческого фактора при администрировании акцизов. О чем, собственно, говорят и в организации работодателей.
Против введения электронной акцизной марки также выступили в ассоциации "Виноградари и виноделы Украины". Как отметил глава объединения Сергей Михайлечко, под видом борьбы с "теневым" рынком происходит ужесточение работы легального производителя, который и так выполняет все требования по уплате акцизного налога. "В вопросе борьбы с теневым рынком производители являются союзниками ГФС. Однако в случае внедрения электронного администрирования акциза мы окажемся пострадавшей стороной", - говорит Михайлечко.
К слову, финансовый вопрос авторы концепции оставили "на потом". Из документа следует, что для определения объемов финансирования, необходимого для реализации мер концепции, будет проведено финансовое планирование. То есть, пока еще стоимость внедрения этой идеи власти не просчитали.
Несмотря на принятую концепцию, основная работа в этом направлении еще предстоит, и не только в финансовых вопросах. Важно как будет реализован механизм электронной акцизной марки, начиная от администрирования, заканчивая расходами на закупку и установку необходимого оборудования для считывания информации, говорит экономист Международного центра перспективных исследований (МЦПИ) Ангела Бочи. При этом, по ее словам, производители и ритейлеры будут вынуждены переложить расходы по внедрению новой системы на потребителей, в результате чего стоимость подакцизных товаров увеличится. "Также нужно учитывать, что с введением электронной акцизной марки вопрос контрафактной продукции полностью решен не будет. "Серая" продукция как продавалась "мимо кассы", так и будет продаваться", - считает эксперт МЦПИ.