Группа народных депутатов предлагает создать вместо налоговой милиции финансовую полицию, отобрав у Государственной фискальной службы (ГФС) "карательные" полномочия. В Раде настаивают, что налоговая милиция в своем нынешнем виде показывает неэффективную работу, оказывая серьезное давление на бизнес. Однако в Министерстве финансов, ранее ратовавшем за новую службу в составе ГФС, могут помешать парламентской инициативе, ведь с появлением самостоятельного ведомства Минфин лишится надежного инструмента, обеспечивающего контролируемые им поступления в бюджет.
Народные депутаты предложили создать Финансовую полицию – новый орган, который должен заменить подчиненную Государственной фискальной службе налоговую милицию. Финполиция задумана, как самостоятельная структура, подотчетная сразу Минфину, парламенту и Генпрокуратуре. Соответствующий законопроект на этой неделе зарегистрировала группа депутатов из "Блока Петра Порошенко", "Самопомочи", "Народного фронта" и "Радикальной партии".
Идея создания новой службы вместо налоговой милиции не нова. В прошлом году в рамках налоговой реформы Министерство финансов анонсировало создание Службы финансовых расследований (СФР), с сохранением такого ведомства в структуре ГФС. Идею упразднения налоговой милиции и создания ей альтернативы с незапятнанной репутацией в августе прошлого года поддержал премьер-министр Арсений Яценюк, отметив, что новая служба должна быть "демилитаризированной", без погон, без автоматов, но с мозгами и с сильными людьми, которые способны отслеживать все схемы по уклонению уплаты налогов, все схемы по конвертационным центрам и формированию незаконных налоговых кредитов".
Эксперт "Реанимационного пакета реформ" (РПР) Илья Несходовский разъяснил "Апострофу" отличия между двумя подходами – депутатским и минфиновским. По его словам, находясь в структуре ГФС (министерский вариант), налоговая милиция используется не столько для расследования преступлений, что должно быть ее основной функцией, сколько для давления на бизнес и наполнения госбюджета. В варианте депутатов – именно расследование преступлений станет основной функцией новой службы. При этом у ГФС останутся полномочия по части работы с административными нарушениями. "Никто Финансовой полиции "административную ответственность" не передает. Наложение штрафов за несвоевременную подачу отчетности, за нарушения сроков уплаты налогов останется у ГФС. Но ГФС не должна заниматься уголовными делами", – считает Несходовский.
Работа нового органа будет направлена, главным образом, на расследования в отношении бизнеса, уклоняющегося от налогообложения и скрывающего прибыль. Обычные граждане это ведомство вряд ли чем-то заинтересуют. "95% населения получают доходы исключительно в виде зарплаты. И по сути претензий к ним быть не должно: после выплаты зарплаты работодатель удерживает налог и уплачивает его. ... Какого-либо риска для частных лиц не существует", – уверяет первый замглавы комитета по вопросам налоговой и таможенной политики, один из авторов законопроекта, народный депутат из фракции "Самопомич" Андрей Журжий.
Депутат также считает, что если сохранить службу в подчинении ГФС, налоговая по-прежнему будет выступать в роли карательного органа и "прессовать" бизнес, лишь бы выполнить план по наполнению бюджета. К тому же, по словам Журжия, анализ работы налоговой милиции в структуре ГФС за последние два года показал, что около 85% дел, возбужденных за уклонение от уплаты налогов, были закрыты из-за отсутствия состава преступления. "Это говорит о том, что качество работы является очень низким... Если оставить Финансовую полицию налоговой службе, карательная модель никуда не денется: когда одной рукой выписывается акт проверки, а другой возбуждается уголовное дело".
Согласно депутатскому законопроекту, основной "боевой единицей" Финполиции станут детективы, которые получат как оперативные, так и следственные полномочия. Как сказано в пояснительной записке к законопроекту, детективы будут работать с базами данных, собирать доказательства, без вмешательства в работу бизнеса до момента возбуждения уголовного производства.
Подбор детективов и руководства Финановой полиции будет проводиться на конкурсной основе. Руководителя ведомства будут назначать на 5 лет. Набор детективов будет происходить по квотам: не больше 25% бывших сотрудников налоговой милиции, а также лиц, которые работали в профильных департаментах по борьбе с экономическими преступлениями МВД и СБУ. При этом штат Финансовой полиции ограничен 3 тыс человек. "Это примерно в два раза меньше, чем есть сейчас. В прошлом году только налоговой милиции было около 5,5 тыс сотрудников", – отметил Андрей Журжий.
Детективы Финполиции, как предусмотрено проектом закона, как минимум, раз в год будут обязаны проходить психофизиологическое исследование с применением полиграфа. Но подразумевается, что их зарплата будет выше, чем сейчас в налоговой милиции. По данным авторов законопроекта, средняя зарплата в налоговой милиции в прошлом году составляла порядка 4,7 тыс грн.
Народные депутаты рассказали "Апострофу", что представители Минфина в разработке законопроекта о Финансовой полиции участия не принимали. Судьба министерского варианта законопроекта о Службе финрасследований также не совсем ясна. Недавно глава ГФС Роман Насиров заявил, что законопроект находится на доработке в Минфине. Замминистра финансов Елена Макеева не смогла прояснить "Апострофу" планы министерства относительно СФР. Не дали ответа к моменту публикации материала и в пресс-службе Минфина. По мнению Ильи Несходовского, у Минфина есть мотивы не спешить, сохраняя все как есть. Ведь пока налоговая милиция подчиняется ГФС, которая, в свою очередь, контролирует Минфин, министерство сохраняет контроль над ситуацией, не допуская сбоев с поступлениями в госбюджет. Именно поэтому есть вероятность, что министерство подвергнет критике депутатскую инициативу, настаивая на замене налоговой милиции на Службу финрасследований в ГФС.