Счетная палата Украины провела аудит деятельности Государственной фискальной службы, в частности, ее составляющей - Государственной налоговой службы (ГНС), в ходе которого установила немало нарушений. Работа налоговой оказалась неэффективной. Более того, проверка свидетельствует о том, что финансовая система государства находится на грани коллапса. "Апостроф" ознакомился с результатами аудита.
Счетная палата Украины провела аудит деятельности Государственной налоговой службы (ГНС) и обнаружила вопиющие факты нарушений.
Аудит проводился в течение 2019 года и в январе-апреле 2020 года. Проверка также касалась Государственной таможенной службы и Государственной фискальной службы (налоговая и таможенная службы входили в структуру Государственной фискальной службы, которая сейчас находится в состоянии реорганизации. В соответствии с обязательствами Украины перед Международным валютным фондом, ГНС и таможенная служба должна стать отдельными ведомствами). Им в частности установлено, что налоговая не обеспечила создание комплексной системы защиты информации в информационно-телекоммуникационных системах "Налоговый блок", "Единая автоматизированная информационная система", "Управление документами", "Система мониторинга соответствия налоговых накладных/расчетов корректировки критериям оценки степени рисков (СМКОР)", АСМО.
В результате, согласно информации Счетной палаты, непринятие ГНС эффективных управленческих решений по обеспечению информационной безопасности и безопасности объектов критической инфраструктуры привело к "несанкционированному доступу, использованию, публикации, разрушению, внесению изменений, ознакомлению, проверке записи или уничтожению информации и негативным последствиям для населения, общества, социально экономического положения и национальной безопасности Украины".
"Схемы" с НДС и поступления в бюджет
Счетная палата также установила, что меры ГНС в отчетный период по обеспечению поступлений в государственный бюджет, были неэффективными.
Так, объемы поступлений в доходную часть госбюджета по линии контролирующих органов и органов доходов и сборов, не были выполнены по общему фонду государственного бюджета на 28,9 миллиарда гривен.
Более того, ГНС во время проведения аудита отказала Счетной палате в информации о ликвидации схем уклонения от уплаты налога на добавленную стоимость (НДС).
Речь идет об информации от народного депутата из фракции "Слуга народа" Дарьи Володиной, которая поступила в Счетную палату, о "схемном" НДС.
Согласно этим данным, объем выявленного "схемного" НДС за январь-август 2019 года составил 12,5 миллиарда гривен или 7,6% от запланированных поступлений этого налога (165,2 миллиарда гривен) и 28,7% от суммы "схемного" налогового кредита (43,5 миллиарда гривен).
Однако ГНС не отреагировала на неоднократные запросы Счетной палаты о предоставлении информации об отработке возможных схем уклонения от налогообложения НДС и их участниках.
Кроме того, налоговая не проверила около 2 тысяч вероятных выгодоприобретателей за отчетные периоды декларирования с 1 января 2019 года по 1 мая 2020 года на общую сумму рискового НДС в 5,4 миллиарда гривен (причины непроведения проверок - отсутствие плательщиков по налоговому адресу, недопуск к проверке, прекращение деятельности).
Ни ГНС, ни ее территориальные органы, которые были объектами аудита, не предоставили Счетной палате перечни проверенных субъектов хозяйствования относительно правомерности заявленного ими к возмещению НДС.
Счетная палата, в свою очередь, констатировала факты невключения должностными лицами ГНС налогоплательщиков в перечень рисковых субъектов хозяйствования, которые воспользовались "схемным" налоговым кредитом, оформлением нереальных операций в цепи движения сумм "схемного" НДС, и риски неправомерного возмещения НДС при участии должностных лиц ГНС.
"Непринятие действенных мер по противодействию "схемному" возмещению налога на добавленную стоимость (НДС), своевременной отработке доказанных рисковых субъектов хозяйствования (привело к тому, что) не обеспечено устранение условий для применения такими налогоплательщиками "схем" для занижения своих налоговых обязательств по НДС и неправомерному получению возмещения этого налога из государственного бюджета", - говорится в решении Счетной палаты по результатам аудита.
Налоговые проверки без результата
Аудит показал низкий уровень согласования и уплаты в бюджет доначисленных налоговыми органами денежных обязательств по результатам проведенных проверок налогоплательщиков.
"По итогам камеральных, документальных (выездных и невыездных) и фактических проверок, проведенных органами ГНС в течение 2019 года и января-апреля 2020 года, доначисления денежных обязательств составили почти 71,7 миллиарда гривен, однако из-за обжалования налогоплательщиками решений контролирующих органов согласовано 26,1 миллиарда гривен денежных обязательств (36,4% доначисленных), а оплачено лишь около 6 миллиардов гривен (8,4% доначисленных денежных обязательств или 23% согласованных)", - говорится в решении Счетной палаты по результатам аудита .
По результатам проверок в течение изученного периода, органами ГНС было доначислено всего 52,8 миллиарда гривен денежных обязательств, из них 30,8 миллиарда гривен или 58,3% - по плановым проверкам. Налогоплательщиками в этот период согласованно 19 миллиардов гривен или 36% от доначисленных сумм, из них 8,9 миллиарда гривен или 46,8% - по плановым проверкам.
При этом уровень согласования по плановым проверкам составил 28,2%, что в 1,6 раза ниже, чем по внеплановым (45,3%). Всего в бюджет было уплачено 4,4 миллиарда гривен, что составило 8,4% доначисленных сумм (2,8 миллиарда гривен или 9,1% от доначисленных сумм по плановым проверкам, 1,6 миллиарда гривен или 7,4% - по внеплановым).
Сообщается, что за отчетный период из общего количества проведенных документальных (плановых и внеплановых) проверок юридических и физических лиц (всего 50,7 тысячи) безрезультатными оказались 16,3 тысячи или 32,2%, в том числе - 251 плановая проверка юридических лиц (3% от запланированных).
Вследствие неуплаты налогоплательщиками доначисленных по результатам документальных и фактических проверок и согласованных ими сумм денежных обязательств, в бюджет не поступило 18,9 миллиарда гривен.
То есть, можно констатировать, что меры, которые проводились налоговыми органами по погашению и предупреждению увеличения налогового долга, оказались неэффективными.
Безнадежный налоговый долг
Кстати, аудит Счетной палаты выявил огромный рост налогового долга.
"В течение исследуемого периода налоговый долг по налоговым обязательствам как самостоятельно определенным налогоплательщиками, так и доначисленным по результатам контрольной работы, увеличился на 25,6% и на 1 мая 2020 года достиг 107,6 миллиарда гривен", - говорится в материалах по результатам аудита.
В частности, объемы новообразованного налогового долга в 2019 году увеличились на 79% по сравнению с аналогичным показателем 2018 года и были в 3,2 раза больше, чем поступления в государственный бюджет в счет погашения налогового долга за 2019 год. А в январе-апреле 2020 года объем новообразованного налогового долга вдвое превышали поступления в госбюджет в счет погашения налогового долга за этот период.
За отчетный период удалось погасить лишь 15,9 миллиарда гривен или 14,8% налогового долга (по состоянию на 1 мая 2020 года), тогда как было списано 7,2 миллиарда гривен безнадежного налогового долга, что составило почти половину (45,3%) от общей суммы налогового долга, погашенного денежными средствами.
Имеющийся налоговый долг лишь на треть обеспечен стоимостью описанного в налоговый залог имущества налогоплательщиков-должников, что делает невозможным его погашение за счет принудительных мер. При этом удельный вес реализованного имущества в общей сумме описанного в залог составил лишь 0,3%.
Следовательно, большая часть накопленного налогового долга, не обеспеченного налоговым залогом, который, напомним, превышает 100 миллиардов гривен, не будет погашена путем поступления средств в бюджет от реализации имущества, находящегося в налоговом залоге. Вместо этого ее спишут как безнадежный долг.