RU  UA

четверг, 21 ноября
  • НБУ:USD 41.00
  • НБУ:EUR 43.20
НБУ:USD  41.00
Налоги

Без права на амнистию: почему украинцы не спешат "светить" свои капиталы и имущество

Надежд на успех налоговой амнистии немного

Надежд на успех налоговой амнистии немного Фото: Getty images

Объявленная в Украине с 1 сентября амнистия капиталов проходит достаточно вяло. Это связано с тем, что у налоговых уклонистов и "теневиков" практически нет стимулов для "засветки" своих доходов и имущества. Кроме того, банки, в которых должны размещаться легализуемые средства, также не горят желанием брать на себя дополнительные хлопоты. "Апостроф" выяснял, что не так с амнистией и можно ли исправить ситуацию.

Курс на провал

Добровольное декларирование или налоговая амнистия продолжается в Украине уже два месяца. Как сообщил на своей странице в Facebook идеолог этой акции, глава комитета Верховной Рады Украины по финансам, налоговой и таможенной политике Даниил Гетманцев, за это время граждане задекларировали 150 миллионов гривен, а государственный бюджет получил 6,9 миллиона гривен дополнительных поступлений. По мнению парламентария, это является заметным успехом власти.

"С каждым днем динамика улучшается, граждане подают все больше деклараций, проблем ни с открытием счетов в банках ни с подачей деклараций нет," - похвастался депутат.

Впрочем, многие не разделяют оптимизма Даниила Гетманцева. В первую очередь обращает на себя внимание очень незначительный темп декларирования. Если он сохранится, то в течение отведенного на амнистию года (она должна закончиться 31 августа 2022 года) задекларированная сумма едва достигнет 1 миллиарда гривен. Учитывая, что по разным оценкам в "тени" находится от 25% до 35% украинской экономики, а количество наличных денег на руках у населения, по данным Национального банка Украины (НБУ), составляет 594 миллиарда гривен, это крайне незначительная часть тех средств, которые на самом деле должны быть амнистированы и обложены налогом.

К тому же следует напомнить, что добровольному декларированию подлежат не только денежные средства, но и другие формы собственности: корпоративные права, ценные бумаги, недвижимость, земельные участки, транспортные средства, предметы искусства и т.д. И, учитывая, что никаких сведений об успехах в части декларирования этого имущества государство не публикует, можно предположить, что это – те еще успехи.

Так что на сегодняшний день ход налоговой амнистии выглядит скорее не как победа власти, а ее полный провал.

Бедных просят не беспокоиться

Напомним, что налоговая амнистия состоит в том, что в течение одного года (с 1 сентября 2021 года по 31 августа 2022 года) граждане могут задекларировать имеющееся у них имущество, приобретенное без уплаты налогов.

После этого им придется заплатить налог, величина которого может составлять от 5% до 11,5%.

В частности, для валютных ценностей, размещенных на счетах в банках в Украине, а также движимого и недвижимого имущества, находящегося на территории государства, применяется ставка в размере 5% в том случае, если декларант сразу уплачивает полную сумму сбора. В то же время, он имеет право выплатить причитающийся сбор в течение трех лет равными суммами каждый год. В этом случае ставка сбора составит 6%.

Валютные ценности, которые размещены на счетах в иностранных банках или хранятся в иностранных финансовых учреждениях, а также находящееся или зарегистрированное за рубежом имущество облагаются по ставке 9%. При этом можно выбрать порядок выплаты сбора в течение трех лет, и тогда ставка вырастает до 11,5%.

Самая низкая ставка налога установлена на тот случай, если гражданин приобретет за денежные средства, подлежащие декларированию, государственные облигации Украины со сроком обращения не менее одного года и без права досрочного погашения. Если приобрести такие облигации с 1 сентября 2021 года по 31 августа 2022 года до подачи специальной декларации, ставка сбора по их стоимости составит всего 2,5%. Или 3%, если декларант, опять-таки, выбрал вариант уплаты равными частями в течение трех лет.

При этом, если количество имущества гражданина не превышает определенных границ, подавать декларацию не нужно. Закон устанавливает эти пределы на таком уровне:

- денежные средства или банковские металлы на сумму до 400 тысяч гривен (по нынешнему курсу около 14,8 тысячи долларов);

– квартира площадью до 120 квадратных метров или дом площадью до 240 квадратных метров.

- земельные участки, совокупный размер которых не превышает норму безвозмездной передачи, определенной Земельным кодексом Украины;

- одно транспортное средство личного некоммерческого использования (кроме транспортного средства, предназначенного для перевозки 10 человек и более, легкового автомобиля с рабочим объемом цилиндров двигателя 3 литра и более и среднерыночная стоимость которого превышает 400 тысяч гривен (около 14,8 тысячи долларов), мотоцикла с рабочим объемом цилиндров двигателя более 800 кубических сантиметров, самолета, вертолета, яхты, катера).

Если ваше имущество вписывается в указанные рамки, то государство соглашается поверить вам на слово, что вы получили его законным путем, уплатив все причитающиеся налоги.

Зачем амнистия тем, кому и так хорошо

В чем же причины более чем скромных успехов налоговой амнистии? По мнению эксперта по налоговому планированию Алексея Тройникова, главная особенность нынешней налоговой амнистии в том, что она не создает стимулов для легализации состояний.

"Допустим, гражданин задекларировал имеющееся у него имущество и заплатил определенный законом налог, – говорит эксперт. – Какие преимущества это ему дает в сравнении с гражданами, которые этого не сделали? На сегодняшний день – никаких. То есть человек просто потерял 5-9% от своих средств и ничего не получил взамен. Зачем это ему нужно?"

Для того, чтобы налоговая амнистия прошла успешно, государство должно было объявлять ее одновременно с введением контроля над доходами и расходами граждан, считает Тройников. В этом случае люди, обладающие значительными необложенными налогами активами, испытывали бы дискомфорт из-за невозможности свободно пользоваться этими активами, поскольку при значительных операциях пришлось бы объяснять их происхождение. И этот дискомфорт вынуждал бы граждан легализовать полученные ранее доходы.

На сегодняшний день пока что контроль за расходами в Украине не осуществляется, поэтому никаких проблем при денежных операциях граждане не испытывают, независимо от того, уплатили ли они налоги со своих активов, или нет.

Представители власти грозят тем, что в будущем методы косвенного контроля за доходами будут внедрены, и те, кто сегодня не задекларировал имущество, будут иметь проблемы. Однако пока соответствующих законов, которые гражданин мог бы изучить, оценить степень риска и принять осознанное решение, стоит или не стоит идти на налоговую амнистию, нет. А неопределенных угроз со стороны властей украинские граждане слышали уже много, и давно перестали их бояться.

"Люди просто так не станут декларировать собственное состояние и, к тому же, платить с него налоги, - говорит Алексей Тройников. - Они должны почувствовать, что декларация каким-то образом облегчит их жизнь. Поэтому, скорее всего, когда будут разработаны и приняты законы о мониторинге доходов и расходов, власти придется объявить еще одну амнистию. И, если эти законы будут достаточно адекватными, новая амнистия имеет шанс стать более успешной, чем нынешняя".

Еще одна особенность нынешнего декларирования состоит в том, что она не соответствует принципу равенства всех перед законом. Напомним, что по закону подавать декларацию не должны лица, которые после 2005 года хотя бы один раз подавали имущественные декларации в соответствии с законами, которые определяют или определяли правовые и организационные принципы в сфере предотвращения коррупции. То есть от декларирования освобождены все, кто за последние 15 лет хотя бы раз избирался депутатом или занимал руководящую должность на государственной службе.

Возможно, теоретически такое положение закона объясняется тем, что доходы "слуг народа" амнистии не подлежат и должны быть обложены налогами "по полной". Но практический опыт украинских реалий показывает, что не по зарплате роскошная жизнь депутатов и чиновников практически никогда не привлекает внимание налоговых, правоохранительных или антикоррупционных органов. Поэтому фактически на сегодняшний день ситуация выглядит таким образом, что граждане, занимавшие должности на государственной службе, не должны платить налог со своего имущества, а те, кому в жизни так не повезло, должны пройти процедуру амнистии и распрощаться с частью своей собственности.

"Для того чтобы амнистия была успешной, она должна быть одна для всех, - считает Алексей Тройников. - И после того, как чиновники и депутаты задекларируют доходы и заплатят налоги, пусть они объяснят избирателям, откуда они взяли свое имущество".

Банки не хотят связываться

Не в восторге от процедуры налоговой амнистии не только сами налогоплательщики, но и банки, на которые возложена функция приема декларируемых средств.

По закону гражданин, желающий задекларировать денежные средства, должен отнести их в банк и положить на специальный счет. А после того, как эти средства будут амнистированы, и налог перечислен в бюджет, гражданин сможет ими распоряжаться по своему усмотрению: снова обналичить, оставить на счете или совершить необходимые покупки.

Однако банки крайне неохотно оказывают услуги по открытию специализированных счетов.

"Причина состоит в том, что на банк возлагается обязанность осуществлять финансовый мониторинг задекларированных средств, – рассказал "Апострофу" на условиях анонимности сотрудник одного из банков. – И ответственность за какие-то погрешности в проведении этого мониторинга очень высока: штрафы, которые могут достигать размера капитала банка, или отзыв лицензии. Для нормально работающих банков такой риск слишком высок, и они не желают иметь дело со специальными счетами".

По словам источника, на сегодняшний день открытием спецсчетов занимаются три государственных банка, которые к этому вынуждает правительство. Частные учреждения пока воздерживаются от введения такой услуги.

"Поскольку проведение амнистии является инициативой государства, то правильно было бы, если бы оно само и решало все вопросы, касающиеся происхождения средств, не перекладывая эту функцию на банки, – говорит банкир. – Для этого стоило бы принять поправки, согласно которым банки только принимали бы наличные деньги и размещали их на счетах, а финансовый мониторинг возлагался бы на государственные органы. Тогда интерес банков к таким операциям был бы значительно выше".

Если же правительство и НБУ все же обяжут банки заниматься открытием спецсчетов, то они, скорее всего, установят на эти услуги "заграждающие" тарифы, которые отобьют у клиентов желание к ним обращаться.

Что касается граждан, то, по мнению собеседника, их осторожное отношение к декларированию объясняется тем, что они не уверены, что фискальные органы не воспользуются полученной информацией для репрессий.

Ведь вместе с денежными средствами гражданин обязан подать декларацию, где он указывает их происхождение. И, к примеру, он укажет, что долгое время получал зарплату в конверте. Какова гарантия, что налоговики не отправятся к его работодателю с усиленными проверками? А работодатель, в свою очередь, не уволит работника, который стал причиной таких неприятностей?

Также потенциальные декларанты не уверены в конфиденциальности информации, которую они предоставят государству. В украинских реалиях сведения, которые должны быть тайной между гражданином и государством, часто утекают наружу и продаются практически каждому желающему.

"Конечно, люди опасаются за безопасность своего имущества и собственную безопасность в случае, если информация об их состоянии станет известной общественности и представителям криминалитета", - говорит банкир.

Поэтому, похоже, что главная причина, почему задуманная властями налоговая амнистия пробуксовывает, заключается в том, что она не выгодна ни собственникам имущества, ни банкам, которые должны принимать задекларированные средства. И для того чтобы она действительно привела к массовой легализации доходов, государству придется предложить участникам более действенные стимулы и более выгодные и справедливые правила игры.

Новини партнерів

Читайте также

Налогообложение посылок в Украине: плюсы и минусы

Украине перед вступлением в Европейский Союз будет необходимо ввести налогообложение международных посылок

Не только фанаты: заставят ли украинцев платить налоги с доходов, которые они полачают на иностранных интернет-платформах

Массовое налогообложение украинских производителей контента на платформе OnlyFans, а также в YouTube и TikTok выглядит довольно сомнительным

Налоги для ФОПов повысят: какими будут последствия

Реформа упрощенной системы налогообложения лишит Украину конкурентного преимущества и уничтожит малый бизнес в стране