RU  UA

четверг, 21 ноября
  • НБУ:USD 41.00
  • НБУ:EUR 43.20
НБУ:USD  41.00
Транспорт и связь

Курс Кравцова: как на самом деле "Укрзализныця" гасила евробонды

Несмотря на преддефолтное состояние, монополист собирается взять в долг еще $1 млрд.

Несмотря на преддефолтное состояние, монополист собирается взять в долг еще $1 млрд. Фото: uz.gov.ua

14 марта "Укрзализныця" заявила о погашении первого транша еврооблигаций на сумму $150 млн и очередного купона на сумму около $25 млн. Хорошие новости с компанией разделили и обычные граждане: по рынку поползли слухи, что именно из-за скупки "УЗ" долларов на межбанке, курс укреплявшейся до этого гривны резко пошел вниз. Но, как выяснилось, это лишь часть истории. В подробностях - разбирался "Апостроф".

Погашение части долга – это всегда хорошая новость. Особенно, если к этому погашению планомерно готовиться. Однако, как удалось выяснить нашему изданию, в реальности расчет по еврооблигациям "Укрзализныци" происходил едва ли не в "пожарном" режиме. И эффект курсовых колебаний – цветочки по сравнению с тем, к чему могло привести объявление госпредприятием дефолта. А такая вероятность была очень высокой еще буквально за несколько дней до часа "Ч". Впрочем, обо всем по порядку.

"Привет" от Януковича

Чтобы разобраться в хитросплетениях финансовых обязательств "УЗ", нужно вернуться в 2013 год. Именно тогда, в последний год правления Виктора Януковича, госкомпания выпустила свои дебютные еврооблигации на сумму $500 млн., разместив их на Ирландской бирже под 9,5% годовых в валюте – откровенно грабительский процент для займов в валюте. Полное погашение бумаг должно было состояться в мае 2018 года.

В 2015 году – после начала войны на Донбассе и потери части территорий, которые давали до 30% грузопотоков, обслуживать все долги – не только еврооблигации, и не только "УЗ" - стало достаточно сложно. Компания объявила технический дефолт по бумагам. Займы монополиста попали под общую программу реструктуризации.

С кредиторами в 2016 году договорились, во-первых, о повышении ставки до 9,875%, во-вторых, о переносе сроков полного погашения на 2021 год. При этом тело кредита решили разбить на шесть траншей: март и сентябрь 2019 – по $150 млн, март и сентябрь 2020 и 2021 гг. – по $50 млн каждые полгода. Купон в размере около $25 млн выплачивается с ноября 2015 года каждые полгода, всего плата за пользование $500-миллионным кредитом составит порядка $300 млн.

Таким образом, очень сложно назвать выплаты по еврооблигациям неожиданными – график был известен еще три года назад.

Нет реформ – нет денег

Понимая необходимость, среди прочего, накопить ресурсы перед большой выплатой, и. о. главы "Укрзализныци" Евгений Кравцов инициировал в минувшем году масштабную кампанию по лоббированию повышения тарифов на грузоперевозки, а именно по привязке тарифа к инфляции для автоматической индексации. Эта инициатива тут же нашла "отклик" в сердцах аграриев, металлургов, энергетиков и представителей ряда других отраслей, которые обвинили "УЗ" в желании загубить украинскую экономику.

Даже несмотря на то, что вначале года Евгений Кравцов избавился от приставки "и. о.", получив едва ли не личное благословление и протекцию премьера Владимира Гройсмана на продолжение "реформ" на "Укрзализныце", тема с автоматической индексацией тарифов не получила нужной поддержки ни в Антимонопольном комитете, ни в Государственной регуляторной службе, ни в объединениях бизнеса.

Кроме тарифов, других источников получения дополнительной прибыли и решения проблемы с дефицитом вагонов и локомотивов, износом колеи, необходимостью модернизировать инфраструктуру – в "УЗ" так не придумали. Прямые подсказки от оппонента Кравцова – профильного министра Владимира Омеляна – о том, что в госкомпании (пусть и ставшей ПАО) ежегодно крадут на 15 млрд. грн. – тоже не помогли.

Никаких громких реформ, связанных с борьбой с коррупцией и повышением эффективности управления в "УЗ" не происходило. Участники рынка открыто негодовали, что вместо инвестиций в развитие, Кравцов ежегодно отчитывается о многомиллиардных остатках на счетах компании.

Таким образом, когда пришло время гасить немаленькую сумму в марте 2019 года ($175 млн – это примерно 4,725 млрд. грн.), накоплений не оказалось. На горизонте появился реальный риск повторения 2015 года – и объявления дефолта.

Риски для государства

Вот только есть несколько важных "но". Во-первых, на дворе не начало войны, списывать на нее неэффективное управление и отсутствие ресурсов для выполнения своих обязательств – смешно и кредиторы вряд ли поймут.

Во-вторых, "УЗ" - это государственный бизнес, и ее еврооблигации – это квазигосударственные бумаги. Это означает, что, допустив по ним дефолт, Кравцов фактически мог поставить под риски снижения рейтингов и резкого удорожания ресурса (а то и вовсе закрытия внешних рынков) для Украины как государства. А в условиях, когда выполнять требования МВФ не очень хочется, а деньги стране сильно нужны (правительство тоже ждут большие выплаты по внешним долгам), риск умножился в несколько раз.

По данным источников издания, именно из этих побуждений за несколько дней до критической даты эпицентр принятия решений по этому вопросу переместился на Банковую в Администрацию Президента. Якобы Петр Порошенко собрал у себя премьера Гройсмана, Кравцова, министра финансов Оксану Маркарову и главу правления "Ощадбанка" Андрея Пышного и доходчиво, на повышенных тонах несколько часов объяснял, почему госбанк и Минфин должны "подстраховать" "УЗ".

Публичный результат этих переговоров известен: "УЗ" заявила, что для своевременной выплаты взяла взаймы в гривне и в иностранной валюте у "Ощадбанка" и Госагентства по финансированию инфраструктурных проектов.

Здесь есть несколько нюансов. Опровергая информацию о том, что ее транзакции как-то повлияли на курс гривни, в "УЗ" обмолвились: в те дни – 13-14 марта, когда нацвалюта снова стала слабеть, купили на рынке всего $55 млн. Из чего можно сделать вывод, что кредит на 1,49 млрд. грн. был предоставлен в гривне – и очевидно, по ставке не ниже 18% (учетная ставка НБУ), а вероятно, на 1-2 п. п. выше. То есть при рефинансировании этой части кредита фактическая стоимость обслуживания с 9,875% выросла минимум в два раза.

Остальные $120 млн – это и был валютный кредит от одного из двух "помощников", скорее всего – от "Ощадбанка". Интересно, что, по данным Нацбанка, именно 13 марта среднерыночная ставка кредитов по валюте подскочила с 5,7% до 9,9% годовых. То есть практически удвоилась.

Это может означать лишь одно: крупный кредит был выдан по повышенной ставке, при чем, скорее всего, существенно выше средней. И вполне вероятно, что это был как раз тот самый кредит для "УЗ". Таким образом легко предположить, что монополия и здесь не сможет сократить расходы и переплатит за "пожарные" деньги пару миллионов долларов.

Еще более загадочный момент – участие в этой схеме Укринфрапроекта (преемник Госагентства по Евро-2012). Дело в том, что это очень специфическое ведомство, "заточенное" исключительно под "мероприятия по безопасности дорожного движения". При чем практически 99% бюджета агентства идет как раз на эти спецпроекты. О железной дороге или кредитовании кого-либо на коммерческих началах в документах "Укринфрапроекта" вообще не идет речь. Поэтому нельзя исключать, что деньги для возврата долгов "УЗ" брали из какой-то "дорожной" "заначки".

Останавливаться не собираются

Несмотря на столь натужную историю с выплатой первого транша по еврооблигациям, которая едва не привела к проблемам для всей страны, в "УЗ" и дальше не собираются осуществлять никаких особых реформ для повышения своей эффективности. Публично в "УЗ" хоть и планируют в ближайшие 30 лет потратить на модернизацию триллион, но но рассчитывают почти исключительно на дальнейшее повышение тарифов. Следующий транш и купон в сентябре 2019 года – снова на $175 млн, да еще и за полтора месяца до выборов – очевидно тоже будут гасить в "пожарном" режиме.

Но менеджеры Кравцова не унывают и собираются увеличивать долговую нагрузку еще на $1 млрд., то есть фактически удвоить по сравнению с нынешними показателями (около 31 млрд. грн), которыми так гордится их шеф.

Интересно, что думает по этому поводу сам Владимир Гройсман, который опекает и оберегает Кравцова и команду от любых посягательств как со стороны рынка, так и со стороны членов правительства? Ведь именно премьер недавно объявил стратегию на резкое снижение долговой нагрузки и повышения эффективности для всех предприятий, а не только отдельно взятой "УЗ". Теперь, получается, что "отбившийся от стаи" глава госкомпании выстраивает не устойчивый и прибыльный бизнес, а новую долговую пирамиду. Такой подход и без того стоит стране ежегодно нескольких процентных пунктов ВВП.

Министр Владимир Омелян прямо указывает на то, что проблема в "УЗ" - кадровая и состоит в высшем руководстве. Только полностью сменив верхушку и вектор движения, компания сможет чего-то добиться, а не саморазрушаться изнутри.

Читайте также

Возобновление авиаполетов в Украине: что известно, когда ждать

В условиях продолжения войны в Украине возобновление авиаполетов возможно из Львова, Борисполь под большим вопросом