В Украине снова заговорили о возможности возобновления авиасообщения, которое было прервано в первый же день российского вторжения. "Апостроф" разбирался, почему власти вернулись к идее возобновления полетов, из каких аэропортов оно может начаться на первом этапе, и есть ли на сегодня возможность обеспечить безопасность пассажиров, самолетов и воздушных гаваней.
Украина может открыть свое небо для авиаполетов после почти трехлетнего перерыва, связанного с российской военной агрессией против нашей страны.
Первые рейсы из украинских аэропортов могут состояться уже в январе следующего года, заявил на днях старший партнер компании Marsh McLennan Криспин Эллисон (Marsh McLennan занимается страхованием судов, осуществляющих перевозку по "морскому коридору" в черноморские порты Украины и из них).
"Думаю, если нам повезет, то в январе у нас будет пять или шесть авиакомпаний, которые захотят летать", – заявил Эллисон.
В настоящее время рассматриваются два аэропорта, из которых могут возобновиться полеты, – столичный "Борисполь" и аэропорт "Львов".
По словам Криспина Эллисона, лично он склоняется к тому, чтобы был задействован львовский аэропорт, но президент Украины Владимир Зеленский настаивает на том, чтобы это был "Борисполь".
"Я продолжаю говорить, что Львов гораздо безопаснее Тель-Авива. Людям не нравится, когда я так говорю, но я говорю", - сказал Эллисон.
В любом случае, добавил он, окончательное решение будет приниматься на Банковой.
Воз и ныне там
Информацию о возобновлении полетов вряд ли можно считать сенсацией, так как примерно год назад уже озвучивалась такая же идея. В декабре 2023 года возобновление полетов анонсировал тогдашний секретарь Совета национальной безопасности и обороны Алексей Данилов. Тогда предполагалось начать рейсы в 2024 году, чего, как мы видим, не произошло.
Год назад также речь шла прежде всего о безопасности полетов, ведь любой объект на территории Украины является потенциальной мишенью для российских ракет и дронов. Актуальность этого вопроса не исчезла и сегодня, что подтверждается ежедневными обстрелами со стороны врага.
Второй вопрос, который поднимался год назад, и по умолчанию рассматривается сейчас - это страхование полетов и воздушных судов, которые будут их осуществлять. Поэтому нет ничего удивительного в том, что о возобновлении авиарейсов сообщил представитель страховой компании, которая уже некоторое время работает в Украине и имеет дело с рисками в сфере безопасности.
В конце октября этого года в Варшаве состоялась многосторонняя встреча с участием представителей Министерства развития громад и территорий Украины, Государственной авиационной службы, "Украэроруха", Воздушных сил ВСУ, украинских аэропортов, на которой была представлена "дорожная карта" по открытию воздушного пространства Украины в условиях военного положения. Однако какие-либо подробности этой "дорожной карты" пока не известны.
Также следует напомнить, что еще весной этого года сообщалось, что Украина начала переговоры с регуляторами США, Европейского Союза и Израиля о возможности возобновления пассажирских авиаперевозок в нашей стране. Впрочем, пока никаких сообщений о результатах этих переговоров не было.
Безопасность и еще раз безопасность
Так насколько все же реалистично сегодня запустить авиасообщение из украинских аэропортов, и действительно ли что-то принципиально изменилось за год, что позволяет возобновить полеты?
"В военно-политической ситуации я изменений не вижу, более того, идет ухудшение на всех участках фронта. Просто у властей есть две истории, которые они вбрасывают в общество, - что мир будет вот-вот, и что мы сейчас откроем аэропорты, и с определенной периодичностью они возникают, - сказал "Апострофу" бывший министр инфраструктуры Украины, а ныне майор ВСУ Владимир Омелян. - Что касается аэропортов, то я придерживаюсь того же мнения, что и раньше: оптимальный вариант – это "Львов". Теоретически еще "Ужгород", но там нужно провести большой массив физических работ в отношении инфраструктурной составляющей, но этого сделано не было, и я не верю, что это можно сделать в зимний период. О "Борисполе" сейчас речи не может быть в принципе".
По его словам, сегодня, тем не менее, можно было бы найти механизмы, в том числе в вопросах безопасности, для того, чтобы возобновить полеты из Львова.
Авиаэксперт, участник Львовского оборонного кластера Кирилл Новиков считает, что аэропорты "Львов" и "Борисполь" более всего готовы для потенциального возобновления полетов – и технически, и инфраструктурно, и в том, что касается коллективов, и взаимодействия с авиакомпаниями.
"Я уверен, что и по безопасности в какой-то мере эти аэропорты готовы. Но в любом случае они являются потенциальными объектами опасности. Чтобы эту опасность устранить, должна быть гарантия со стороны государства, - сказал эксперт в разговоре с изданием. - Но мы понимаем, что аэропорт "Борисполь" находится в гораздо менее выгодной позиции относительно атак врага в отличие от аэропорта "Львов".
Соответственно, если открывать только один аэропорт, то единственным возможным вариантом может быть западный аэропорт: "Если откроют только центральный аэропорт - "Борисполь", то понятно, что при полетах, например в Европу, этого будет недостаточно с точки зрения безопасности - на маршруте должен быть еще один аэродром, который потенциально может принять в случае внештатной ситуации этот борт. Поэтому понятно, что открывать "Борисполь" будет несколько небезопасно. Поэтому, по моему мнению, кандидат номер один – это "Львов", кандидат номер два – это "Борисполь", но если заработает и "Львов" .
"Если мы открываем, то это означает, что мы создали гарантию безопасности, - сказал собеседник "Апострофа", связанный с авиатранспортной отраслью, который пожелал сохранить свою анонимность. - И поскольку это единственные государственные аэропорты ("Борисполь" и "Львов"), то не думаю, что речь пойдет о запуске одного или другого. Возможно, что сначала будет один, а затем и второй, но если и будет открытие, то они будут на равных рассматриваться".
Однако, по его словам, возобновление полетов в ближайшие месяцы – это слишком оптимистично и рискованно: "В том числе потому, что любая дискуссия на эту тему провоцирует возможность того, что туда сейчас снова прилетит, чтобы больше это не обсуждали. Потому что с точки зрения врага, если аэропорт пригоден для гражданских перевозок, кто сказал, что он не пригоден для военных?".
Слово за партнерами
Важно понимать, что недостаточно открыть для полетов только украинские аэропорты - нужно, чтобы на них согласились и другие страны, в частности европейские и, например, США и Израиль.
Также должны согласиться иностранные авиакомпании.
"Ни одна авиакомпания, которая регулируется американским или европейским законодательством, не пойдет на нарушение соответствующих требований и ограничений, - говорит анонимный собеседник издания. - И даже если европейские или американские власти дадут согласие с пределенными ограничениями, все равно будут определенные корпоративные риски и риски в границах авиаальянсов".
Пока официальных сообщений со стороны наших западных партнеров о предоставлении разрешений на полеты в Украину, хотя бы с ограничениями, не было. Впрочем, они могут со временем появиться.
По словам Кирилла Новикова, возобновление авиасообщения нужно даже не столько самой Украине, сколько нашим партнерам.
"Им очень сложно добираться до Украины. А без того, чтобы увидеть лично, принимать решения о помощи Украине трудно. И я уверен, что даже выдвигают требование, что если мы не откроем полеты, будет меньше уделяться времени Украине, потому что к нам банально тяжело добираться", - объясняет эксперт.
Нельзя исключать, что вопрос возобновления полетов в Украину, в частности, их безопасности, обсуждается на многостороннем уровне, включая Россию.
" Понятно, что есть определенные международные правила, на которые можно опираться, и возможно есть консультации с теми, кто может общаться с Российской Федерацией, что они будут их определенным образом гарантировать и выполнять", - сказал в разговоре с "Апострофом" политолог, доктор политических наук Игорь Петренко.
По его словам, у нас уже есть прецедент в виде морского "зернового коридора", и Россия некоторое время являлась частью этого соглашения: "То есть у нас существуют соответствующие кейсы, которые мы можем по аналогии экстраполировать на нынешнюю ситуацию (с авиаперелетами)".
Время подготовиться
Информация об открытии полетов из украинских аэропортов в недалеком будущем, несмотря на то, что риски безопасности остаются, может даже породить конспирологическую теорию о том, что это индикатор скорого прекращения огня и завершения, по крайней мере, горячей фазы войны.
Однако вряд ли это действительно так – хотя бы потому, что разговоры о возобновлении полетов ведутся уже как минимум год.
"Я бы не ставил в зависимость ситуацию, что она является таким маркером того, что есть какие-то договоренности, или мы выходим на переговорный трек, и мы верим, что Трамп все закончит за 24 часа, - говорит Игорь Петренко. - Это, скорее, показатель того, что произошло приспособление к той ситуации безопасности, и выход на этап большей контролируемости, которая позволяет уже об этом говорить".
Есть еще одна версия, почему сейчас заговорили о запуске полетов.
"Три года аэропорты не функционируют, не получают доходов, и это создает проблемы с потерей кадров, упадком инфраструктуры, соответствием сертификационным требованиям документации, - объясняет собеседник издания, имеющий отношение к авиаперевозкам. - Аэропорт, чтобы его сохранить в функциональном состоянии, должен иметь какие-то, хотя бы минимальные расходы, даже если он не работает. И подобная дискуссия может быть направлена не столько на то, чтобы реально в январе полететь, а на то, чтобы мы получили международные гранты на финансирование этих постоянных расходов, чтобы аэропорты могли себя поддерживать в пригодном состоянии. И в условиях, когда становится понятно, что обстрелы прекращаются с такой-то даты, риски снимаются, аэропорты спрашивают, когда они смогут возобновить работу. Поскольку если эта работа по поддержанию функциональности не будет проведена, на это уйдет гораздо больше времени".
Но даже когда будут созданы определенные условия для осуществления относительно безопасных полетов, все должно происходить постепенно.
"Безопасность – это первый вопрос, второй вопрос – это готовность авиакомпаний, третий вопрос – готовность страховых компаний, которые застраховали такие риски, которые на самом деле до сих пор высоки. Четвертый – это готовность пассажиров и грузоотправителей. Я думаю, что сначала должны заработать грузовые рейсы. Затем, если безопасность в течение длительного времени будет на высоте, подтянутся и пассажирские перевозки", – резюмировал Кирилл Новиков.