В киевском аэропорту "Жуляны" запланирована грандиозная реконструкция - будет продлена взлетно-посадочная полоса, а также появится оборудование, призванное сделать аэродром более безопасным и комфортным. При этом деньги на реконструкцию выделят из бюджета, несмотря на то, что сам аэропорт находится в частных руках. "Апостроф" выяснял, насколько нужен данный проект стране сейчас, в сложный кризисный период.
В столичном аэропорту "Киев" ("Жуляны") запланирована реконструкция взлетно-посадочной полосы (ВПП). Согласно распоряжению мэра Киева Виталия Кличко, ее проведут в 2021-2025 годах.
Реконструкция предусматривает удлинение ВПП на 500 метров - до 2810 метров, строительство новых рулежных дорожек, перронов, установку нового светосигнального и радионавигационного оборудования.
В сообщении на сайте аэропорта говорится, что реконструкция позволит принимать самолеты с большей, чем сейчас пассажировместимостью, что даст возможность сократить количество рейсов при возросшем пассажиропотоке. Речь идет о самолетах типа Airbus A321.
"Кроме того, Airbus A321 - это современные, эффективные и безопасные воздушные суда с низким уровнем шума, что очень важно для городского аэропорта", - отмечается в информационном сообщении.
Что немаловажно, - модернизация аэродрома предусматривает повышение его класса и позволит приземляться воздушным судам по минимуму CAT II категории ИКАО, что означает более точный и безопасный заход на посадку.
На первом этапе проекта, который рассчитан на 2021-2022 годы, должна быть разработана и утверждена проектная документация. Эти работы будут профинансированы за счет средств самого аэропорта.
Финансирование же собственно реконструкции будет осуществлено за счет бюджетных и/или заемных средств. Их точный объем должен быть определен после завершения этапа проектирования.
Назревшая реконструкция
Следует отметить, что необходимость продлить взлетно-посадочную полосу в "Жулянах" действительно назрела.
"С технической точки зрения очевидно, что нынешний размер взлетно-посадочной полосы не отвечает современным требованиям", - сказал в комментарии "Апострофу" эксперт в сфере транспорта Кирилл Новиков.
С этим согласен эксперт общественной компании "Европатруль" Вячеслав Коновалов, который считает решение столичной администрации совершенно правильным.
"Кличко договорился, что из госбюджета профинансируют достройку взлетно-посадочной полосы, потому что наиболее распространенный тип воздушного судна Boeing 737-800, вмещающий 180 пассажиров, не может приземляться там (в "Жулянах") при полной загрузке – как раз из-за длины полосы. Последние ряды не загружают, потому что, если будет выкатка, произойдет такая катастрофа…", - пояснил он в разговоре с изданием.
Это, уже не говоря об упомянутом Airbus А321, а также Boeing 737-900, которые просто не могут садиться на нынешней ВПП в "Жулянах".
Но с реконструкцией могут возникнуть проблемы.
"Уникальность "Жулян" состоит в том, что они находятся в зоне плотной застройки, хотя в сторону окружной есть свободное пространство. Но в этом направлении продлевать (ВПП) нельзя. Поэтому единственный путь – продлевать в сторону города. И перед проектировщиками возникает не самая легкая задача: как вписать продление аэродрома в непрекращающееся разрастание близлежащих микрорайонов", - рассказал Кирилл Новиков.
Самое любопытное, что еще в конце 2019 года глава совета директоров аэропорта Денис Костржевский рассказывал о наличии разработанного мастер-плана реконструкции аэродрома "Жулян", предусматривавшего пять различных вариантов. Этот мастер-план, по его словам, предполагал, в частности, удлинение ВПП (в той версии речь шла об удлинении не на 500, а на 550 метров), а также об установке светосигнального и радионавигационного оборудования.
Остается открытым вопрос о том, будет ли в предстоящей реконструкции использоваться этот мастер-план, или речь идет о принципиально новом проекте.
Государственно-частное партнерство
Важно также понимать, что "Жуляны" хоть и являются коммунальным предприятием и формально пребывают в собственности общины Киева, по факту находятся в частных руках - под контролем олигарха Василия Хмельницкого и его компаньона Андрея Иванова.
Как пояснил Вячеслав Коновалов, собственно аэропорт "Киев" ("Жуляны") является частным, а взлетно-посадочная полоса остается в коммунальной собственности: "Это – стратегический объект, и его не имеют права передавать (в частную собственность)".
Поэтому, на первый взгляд, вполне логично, что деньги на реконструкцию аэродрома будут выделяться из бюджетных средств. Тем более, в Украине действует общегосударственная программа развития аэропортов, независимо от формы собственности, в рамках которой на реконструкцию "Жулян" могут быть выделены средства из государственного бюджета, сказал Кирилл Новиков.
"Но, если будут государственные инвестиции, то государство, в идеале, должно получить какие-то гарантии их возвращения", - добавил он.
Однако, если разбираться в ситуации более предметно, то возникает явная коллизия, когда государство платит за реконструкцию, а деньги получает частный бизнес. В данном случае - Хмельницкий и Иванов.
"Не совсем правильно, если государство вкладывается в инфраструктуру в виде взлетно-посадочной полосы, а потом все деньги получает терминал, который стоит значительно дешевле, и при этом находится в руках частников. Здесь есть конфликт интересов", - заявил "Апострофу" бывший первый замминистра инфраструктуры Украины, директор общественной организации "Инфраструктурный совет" Владимир Шульмейстер.
По его словам, эту коллизию можно решить следующим способом: "При взлете и посадке взимается сбор, и он должен оставаться в спецфонде, который должен использоваться исключительно для поддержания взлетно-посадочной полосы в надлежащем состоянии".
Впрочем, пока что ни о каких сборах никто даже не заикался.
Одной полосы мало
Одним из главных "резидентов" аэропорта "Киев" ("Жуляны") является венгерский лоукостер Wizz Air. В аэропорт также летают самолеты, в частности, белорусской авиакомпании Belavia, польской LOT, испанской Vueling.
Реконструкция аэродрома, как было сказано выше, позволит принимать более современные самолеты, а условия посадки воздушных судов станут более безопасными.
А это, по логике, позволит "Жулянам" привлекать новых перевозчиков, в том числе, переманивая их из крупнейшего в Украине аэропорта "Борисполь". В таком случае получится, что государство своими же руками будет "убивать" государственный аэропорт.
"Им будет выгоднее (летать) в "Жуляны", потому что там аэропортовые сборы намного ниже, чем в "Борисполе", - отметил Вячеслав Коновалов, добавив при этом, что, пока продолжается пандемия коронавируса, прогнозировать что-то крайне сложно.
Кирилл Новиков, в свою очередь, отметил, что "перетекания" авиакомпаний из одного аэропорта в другой происходили и раньше (та же Wizz Air перебазировалась из "Борисполя" в "Жуляны" в 2011 году - "Апостроф"), а потому ничего исключать нельзя.
"Жуляны" выигрывали на том, что они расположены в пределах города, и не нужно далеко ехать", - сказал эксперт.
При этом, по его словам, у "Борисполя" и "Жулян" несколько разные целевые аудитории, которые пересекаются примерно на одну треть.
Поэтому ждать массового исхода авиакомпаний из "Борисполя" и их прихода в "Жуляны" вряд ли стоит.
"Когда у нас полетели лоукостеры, можно было предположить, что всех их затянут к себе "Жуляны", а "Борисполь" останется с классикой. А получилось наоборот, - говорит Владимир Шульмейстер. - Поэтому просто сделать полосу – это еще не факт, что туда кто-то полетит. Это – необходимое, но недостаточное условие".