Народные депутаты смогли 7 февраля проголосовать лишь за один из четырех ранее запланированных к рассмотрению инновационных IT-законопроектов из так называемого "пакета Данченко" – "О доступе к объектам инфраструктуры". Законопроект "Об электронных доверительных услугах", несмотря на отсутствие кардинальных замечаний, отправили на повторное второе чтение, а для включения в повестку дня проект закона "Об электронных коммуникациях" в Раде не нашлось голосов. Что касается законопроекта о возможности госорганами пользоваться "облачными" технологиями, то о нем депутаты словно и вовсе "забыли". "Апостроф" выяснял, можно ли считать результативным прошедший IT-день в Раде, насколько важным для цифрового будущего Украины являются эти законопроекты и когда стоит ожидать очередной попытки провести их через парламент.
"Это, конечно, не полная победа, хотя, выражаясь футбольной терминологией – 1,5 очка мы взяли", — так прокомментировал "Апострофу" результаты успешного голосования за закон "О доступе к объектам инфраструктуры" один из главных инициаторов реформы IT-отрасли в Украине, глава профильного комитета Верховной рады Александр Данченко. Несмотря на то, что три других IT-законопроекта по разным причинам принять не удалось, настроен народный депутат в целом оптимистично, обещает рук не опускать и добиться принятия всего пакета.
Пора что-то менять
Реформа законодательства в IT-сфере назрела действительно очень давно. Страна, которая собирается строить европейскую экономику, уже не может жить по законам, принятым еще в "эру калькуляторов". Это касается как правил ведения бизнеса, так и принципов государственного управления в сфере IT, стандартов по которым работает отрасль, и многих других моментов, требующих современных подходов.
Характерно, что даже, несмотря на отсутствие адекватного законодательства, в прошлом году украинская IT-отрасль была одной из двух сфер экономики (вторая – это АПК), продемонстрировавших рост на фоне общей стагнации. Это, несомненно, говорит о значительном потенциале, который есть у украинских IT.
Впрочем, в этом случае можно говорить скорее о внутриукраинской тенденции, ведь в мировом Рейтинге развития информационно-коммуникационных технологий – 2016 (ICT Development Index, IDI) Украина, по-прежнему, как и год назад, занимает невысокое 76 место. А по сравнению с 2011 годом наша страна вообще провалилась в этом рейтинге на 8 позиций.
По уровню развития информационных технологи и коммуникаций мы до сих пор уступаем практически всем странам бывшего советского лагеря. Для сравнения Беларусь, которая за год поднялась в этом рейтинге на 2 позиции, находится сейчас на 31 месте, Азербайджан – на 58, а наш противник Россия – на 43 месте. При этом в рейтинге есть страны, которым удалось за год показать впечатляющую динамику и подняться на 20 позиций в этом списке.
Конечно, застой в украинских IT на фоне других стран можно объяснить объективными факторами – в стране война, которая основательно подкосила все отрасли. Но с другой стороны, ведь и в довоенное время в динамике развития информтехнологий мы существенно уступали развитым странам, несмотря на значительный потенциал. Одной из главных причин застоя специалисты называют как раз устаревшее украинское законодательство в сфере информационных технологий.
В этом отношении серьезным рывком на этом пути к цифровому будущему должно было стать голосование 7 февраля в Верховной раде за революционные законопроекты, направленные на внедрение современных цивилизованных принципов отношений на рынке IT. Речь идет о так называемом "пакете Данченко" (по имени главы профильного комитета и главного инициатора законодательных изменений, - Ред). Пакет включает четыре взаимосвязанных и взаимодополняющих нормативных акта, которые касаются урегулирования вопросов с доступом к инфраструктуре, развития электронных доверительных услуг, возможности для органов государственной власти пользоваться "облачными" технологиями, а также регулирования и функционирования рынка электронных коммуникаций в целом.
Еще за несколько дней до голосования в Раде, перспективы принятия всего пакета выглядели довольно неплохо. Некоторые сомнения были лишь в отношении законопроекта "Об электронных коммуникациях", единственного, который должны были голосовать в первом чтении (остальные должны были голосовать во втором) – к нему высказали замечания некоторые из субъектов рынка телекоммуникаций, и некоторые нардепы. Но неожиданно оказалось, и другие законопроекты идут в Раде с огромным скрипом.
Не хотим "в облака"
Накануне голосования стало известно, что из обоймы законопроектов выпал тот, которым разрешается органам государственной власти пользоваться "облачными" технологиями. Спикер рады Андрей Парубий даже не вспомнил его в списке "информационных законопроектов". По разным версиям, причиной этого могли стать как замечания силовиков, которым не нравиться сама идея хранения в "облаке" данных государственных учреждений, так и интересы чиновников, связанных с владельцами дата-центров, которые после принятия этого закона могли лишиться кормушки.
"Это просто какой-то огромный "совок", то, что в "облаках" нельзя сохранять данные. Извините, мы живем в эру, когда почти у каждого, особенно из числа депутатов, есть сегодня iPhone или другой телефон, который сохраняет данные в "облаках". Я не берусь говорить, кто лоббирует непринятие этого законопроекта, но помню, что на заседании комитета, где он обсуждался, против выступали некоторые представители силовых органов. Их единственный аргумент был в том, что, мол, хранить данные в облаках менее безопасно. Но все как раз наоборот: ведь именно небольшие решения, не могут обеспечить такого уровня безопасности, как большие "облачные" решения. Кроме того, "облако" гораздо менее затратно в финансовом плане", — прокомментировала ситуацию "Апострофу" советник по IT министра инфраструктуры, а также мэров Львова и Днепра Яника Мерило.
В свою очередь Александр Данченко заявлял, что серьезное сопротивление принятию законопроекта оказывает чиновничье лобби, которое вместо того, чтобы относительно дешево хранить данные своих учреждений в "облаке", за определенную мзду размещает его на серверах локальных дата-центров, тратя десятки миллионов долларов на обслуживание. В связи с этим он не исключил политическое вмешательство.
"В случае с этим законопроектом, скорее всего, можно говорить об определенных политических играх. Здесь свою роль сыграли действия некоторых депутатов, не хочу их сейчас называть, которые нарушили межфракционные договоренности", — отметил Данченко. Впрочем, добавил депутат, могли повлиять на исключение "облачного" законопроекта из списка на голосование и новые замечания, поступившие от силовиков.
Аналогичное мнение высказали и участники рынка. Так, генеральный директор компании "Киевстар" Петр Чернышов заявил "Апострофу", что он очень неудовлетворен тем, что "облачный" законопроект не был вынесен на голосование. Он высказал предположение, что за этим стоит либо лобби из "Госспецсвязи", которое пытается оставить за собой право говорить, соответствует ли защита данных нормам, либо владельцы дата-центров, бизнес-модель которых пострадает после право размещать данные в "облаках".
Компромисс с перспективой
Другой законопроект из "пакета Данченко", которому по вине депутатов во вторник не удалось добраться до этапа голосования – "Об электронных коммуникациях". За него не голосовали вместе с остальными законопроектами, потому что в Раде… элементарно не нашлось голосов, чтобы утвердить собственную повестку дня. Стоит отметить, что вообще весь первый пленарный день депутаты работали, мягко говоря, спустя рукава. В голосованиях по тому, или иному вопросу редко участвовало более 200 парламентариев. Вот и в случае с этим IT-законопроектом, когда под вечер Парубий все же поднял вопрос о внесении его в повестку, для принятия этого решения вновь не хватило голосов.
Объективности ради, стоит отметить, что именно этот законопроект вызывает наибольшие споры. После первого его рассмотрения в прошлом году законопроект был основательно переписан так, чтобы учесть поступившие замечания и выработать компромиссное решение, но, судя по всему, некоторые спорные моменты все же остались. Главные претензии выдвигают крупные мобильные операторы, которым не нравится ряд положений закона о регулировании рынка.
"Закон сам по себе прогрессивный, но в нем есть три пункта, которые нас совершенно не удовлетворяют. Один из них — это розничное регулирование, которого ни в одной цивилизованной стране нет. Причем регулировать будут только те компании, доля на рынке которых 25% и больше. Это означает, что самый маленький оператор – "Life" – он никак не будет регулироваться. И я считаю, что это как-то неправильно. Потому что регулировать нужно тех, кто имеет на рынке монопольное положение 50% и больше доли рынка. У нас такого оператора нет ни одного", — отметил "Апострофу" генеральный директор компании "Киевстар" Петр Чернышов.
Второй пункт, который не устраивает крупных операторов — об обязательной регистрации абонентов sim-карт в течение трех месяцев. "Мы считаем, что это пункт, который направлен против рынка. При этом мы согласны, что нужно людей регистрировать, это правильно, но почему в таком пожарном порядке? По моему мнению, чтобы это процесс прошел органично и безболезненно нужно около 1,5 лет", — считает Чернышов.
Третьим спорным пунктом, как отметил он в одном из последних интервью, является обязанность крупных операторов предоставлять инфраструктуру виртуальным операторам. По мнению Чернышова, в целом закон следует "немножко доработать с участием компаний" и также выносить на голосование в ближайшее время.
На сторону крупных операторов встал… один из авторов законопроекта, народный депутат Роман Семенуха. Ему также не нравится обязательная регистрация sim-карточек и регулирование розничного рынка, а главное то, что регулятор будет назначаться президентом.
"Абсолютная правда, я являюсь, точнее был, одним из его соавторов. Почему меня (подпись Семенухи под законопроектом, — Ред.) не отозвали, я не знаю. Я сегодня написал повторное письмо в секретариат. И там (в законе, — Ред.) действительно было много хороших новелл и его нужно было запускать. Однако он основательно изменился ко второму рассмотрению", — пояснил Семенуха свою позицию "Апострофу".
"Мои замечания известны: это пункт о значительных штрафах (для операторов, — Ред.). Это единоличное формирование регулятора – то есть этот орган будет полностью зависимым от президента Украины. Поэтому, если мы говорим о создании независимого институционно органа, то это недопустимо. Третье – это предоставление регулятору права регулировать розничные рынки (иначе говоря, устанавливать тарифы для мобильных операторов), что прямо нарушает директиву ЕС. Ну и следующий – это тезис об обязательной регистрации при получении sim-карт", — отметил народный депутат.
Семенуха также добавил, что с целью облегчения законопроекта "Об электронных коммуникациях" через парламент, его стоило бы разделить на две части. Первая касалась бы вопросов регулирования: полномочий регулятора, обеспечения его финансовой независимости, порядка принятия решений и прочих моментов, а вторая, собственно, функционирования отрасли.
Интересно, что в вопросах назначения регулятора на рынке электронных коммуникаций, а также штрафов для провайдеров связи, позиция Семенухи не совпадает с мнением операторов. Так, гендиректор "Киевстара" не видит особой проблемы, что это регулятора будет назначать президент. " Мы не против того, чтобы президент назначал регулятора – пусть назначает, это нормально. И мы не против штрафов", — отметил он, комментируя эти вопросы "Апострофу".
А в комментарии Lifecell, который компания передала нашему изданию, и вовсе говорится о необходимости как можно скорее принять закон "Об электронных коммуникациях" в нынешнем виде. "Компания lifecell поддерживает законопроект "Об электронных коммуникации" №3549-1, так же как и другие важные законопроекты… Быстрое принятие этого пакета законопроектов и вступления в силу позволит ввести долгожданные и крайне необходимые реформы в украинской телеком-отрасли, а также приблизит отечественный рынок к лучшим практикам регулирования телекоммуникационных услуг в Европейском Союзе", — отмечается в комментарии компании. По мнению Lifecell, принятие закона будет способствовать развитию конкуренции на рынке и предоставление реальной свободы выбора для абонентов мобильной связи.
Александр Данченко также считает, что законопроект вполне готов к голосованию в первом чтении. "Этот законопроект в несколько раз лучше, чем те нормы, которые есть сейчас. Действительно, он содержит ряд дискуссионных положений. Но это не является проблемой – их, как это принято в мировой законодательной практике, вполне можно доработать с участием заинтересованных сторон в период между первым и вторым чтением", - подчеркнул глава комитета ВР по вопросам информатизации и связи.
Позорное "недоверие"
7 февраля первым из IT-пакета на голосование был поставлен законопроект "Об электронных доверительных услугах". Это действительно революционный и новаторский для Украины документ, который открывает ей путь в цифровое будущее, предоставляя гражданам нашей страны возможность пользоваться всем спектром электронных услуг, принятых в цивилизованном мире. Кроме того, он приближает Украину к интеграции с Евросоюзом. Представляя проект закона, Александр Данченко несколько раз подчеркнул эти тезисы.
Но депутаты, похоже, были гораздо больше озабочены своими делами, чем принятием нужных для страны законов. Можно было заметить, как во время представления законопроекта они общались между собой, то и дело выходили за двери сессионного зала, рассматривали что-то в телефонах, планшетах – только не занимались своей работой. В результате несколько попыток спикера проголосовать законопроект провалились. К счастью, во время голосования за отправку проекта на повторное второе чтение удалось собрать достаточное количество депутатов.
"К закону "Об электронных доверительных услугах" не было ни одного замечания. Поэтому проблема явно в дисциплине депутатов, в их безалаберности и нежелании думать о государстве, — считает Александр Данченко, — Впрочем, я не сдаюсь, потому что знаю, что его поддерживают абсолютно все: и в парламенте, и в ЕС, и в бизнес-среде. Я думаю, что в лучшем случае пройдет месяц, и мы его снова вынесем на голосование".
Первый прорыв
И, наконец, единственный из "пакета Данченко" законопроект, который Верховная рада проголосовала в IT-день — "О доступе к инфраструктуре". Его цель – прекратить неразбериху, которая твориться в отношениях между представителями телекоммуникационного бизнеса и владельцами инфраструктуры – энергетическими компаниями и ЖКХ. Закон позволит выработать единые по всей стране правила размещения оборудования и коммуникаций, что обеспечит развитие высокоскоростного Интернета как в больших городах, так и в отдаленных поселках и селах.
Для провайдеров с принятием закона снимаются вопросы размещения их аппаратуры практически в любом месте – при соблюдении установленных правил. В свою очередь, для владельцев инфраструктурных объектов это означает, что они теперь будут на законном основании получать платежи от провайдеров за размещение на этих объектах коммуникаций и техники.
"То, что был принят закон о доступе к инфраструктуре, которого раньше не существовало, это очень хорошо. Это действительно базисный законопроект", — подчеркнул Петр Чернышов "Апострофу".
Александр Данченко также считает принятие этого закона серьезным шагом вперед на пути к цифровой экономике. "Теперь ждем подписания его у президента и разработки Кабмином и регуляторами соответствующих правил. Не думаю, что это займет слишком много времени. Но окончательно я буду счастлив, если через несколько месяцев провайдеры начнут оперативно строить свои сети без всяческих бюрократических проволочек. Ведь люди это сразу почувствуют", — подчеркнул народный депутат.
Напоследок "Апостроф" поинтересовался у главы комитета, как он все-таки оценивает прошедший в парламенте IT-день – как первый шаг на пути к цифровой экономике, или только как одну четвертую шага.
"Знаете, это очень важная, но все-таки одна четвертая шага. Я максималист, и привык доводить начатое дело до конца. Поэтому о полном успехе буду говорить после принятия всех законопроектов из IT-пакета. Думаю, удастся сделать это в ближайшие недели", — резюмировал Александр Данченко.