Cкандал с двойным гражданством главного фискала Украины Романа Насирова и многих других депутатов и политиков повлекла за собой внесение президентом Петром Порошенко в Верховную Раду как неотложного законопроекта о запрете двойного гражданства. В парламенте и в обществе, однако, разошлись мнения относительно документа, и пока неясно, получит ли он в существующем виде необходимое количество голосов. Эксперты отмечают, что запрет двойного гражданства может являться рудиментом тоталитаризма, и оттолкнет от страны тех, кто выехал, и еще более ухудшит ее привлекательность для жизни и бизнеса.
Насиров и 5 миллионов украинцев
Законопроект "О гражданстве Украины" относительно реализации права изменить гражданство (№6175) президент Петр Порошенко зарегистрировал в ВРУ 13 марта. Его представитель в парламенте нардеп Артур Герасимов пояснил, что документ "касается решения вопроса с двойным гражданством". Законопроект предполагает, что если человек добровольно получил гражданство иностранного государства, то он будет попадать под требование о прекращении украинского гражданства. Нардеп также поспешил заверить, что жителей Крыма, получивших российские паспорта, это не коснется, так как "там о добровольности речь не шла".
Президент обозначил этот документ как безотлагательный, поэтому уже во вторник, 14 марта, депутаты 234 голосами внесли его в повестку дня на эту сессионную неделю.
Документом предполагается, что гражданин Украины, который добровольно приобрел гражданство другого государства, считается таким, который изъявил намерение сменить гражданство и дал согласие на прекращение гражданства Украины. Граждане Украины, у которых на момент вступления в силу этого закона будет гражданство другой страны, обязаны будут в течение шести месяцев отказаться от иностранного паспорта.
При этом единения среди депутатов относительно этого вопроса нет даже в коалиции. Нардепы из Народного фронта, который входит в пропрезидентское большинство, разделились в своей оценке документа. Так, глава фракции Максим Бурбак, общаясь с журналистами в кулуарах Рады, подчеркнул, что лишать гражданства необходимо только депутатов и чиновников: "Считаем, что позор, когда представители судейской, исполнительной, законодательной ветвей власти, депутаты Верховной Рады и местных советов имеют двойное гражданство. Поэтому мы должны принимать решение, чтобы это было запрещено".
В Народном фронте настаивают, что новый механизм приостановки двойного гражданства должен касаться именно госслужащих, народных депутатов и судей, а не обыкновенных граждан.
"Мы будем выступать за то, чтобы именно государственный чиновник не имел права иметь еще одно гражданство, потому что в отличие от обычного гражданина, который таким образом просто нарушает Конституцию, государственный чиновник еще и опасен национальной безопасности и обороне, поскольку он тогда является военнообязанным еще и другого государства и обязан обеспечивать интересы именно другого государства", - уточнил "Апострофу" нардеп, первый замглавы комитета по вопросам правовой политики Леонид Емец. На вопрос, будет ли фракция НФ вносить правки в президентский законопроект или вносить свой, парламентарий ответил, что политсила пока не определилась.
В то же время в БПП уверяют, что законопроект найдет необходимое количество голосов, об чем в частности заявил замглавы фракции Сергей Березенко. Впрочем, поддержка Блоком Петра Порошенко президентского законопроекта и неудивительна. Законодательные инициативы главы государства практически всегда единогласно поддерживаются его фракцией в парламенте.
Истории с двойным гражданством, особенно у чиновников и депутатов, для Украины – не новинка. Кроме отстраненного главы ГФС Романа Насирова, у которого Специализированная антикоррупционная прокуратура нашла еще два гражданства — Венгрии и Великобритании, за последнее время сведения о гражданстве другой страны были также относительно нескольких народных депутатов, в частности Александра Онищенко.
И это далеко не весь список тех, кто, имея иностранный паспорт, занимает ключевые должности в Украине. По словам тех же депутатов, еще несколько народных избранников под куполом имеют по два и больше иностранных паспортов.
Отдельно стоит упомянуть и жителей приграничных областей, которые активно получают паспорта соседних государств для решения вопросов трудоустройства. Жителям, например, Черновицкой или Закарпатской областей намного проще получить румынский или венгерский паспорт, чем многим киевлянам в посольствах туристическую визу в страны ЕС на несколько дней.
Отдельно нужно отметить и проблему тех украинцев,которые не найдя работы на Родине ее покинули и живут в других странах, получив там гражданство, но, вместе с тем, оставив у себя украинский паспорт. Для многих это политическая декларация, свидетельство того, что они не хотят разрывать связи со своей исторической Родиной. Украинская диаспора в США даже выпустила официальное заявление, в котором написала, что принятие президентского законопроекта приведет к автоматическому лишению гражданства около 5 миллионов украинцев.
"Инициативу президента по ограничению прав иностранных украинцев считаем необдуманной, которая приведет к негативным последствиям для Украины из-за потери значительной поддержки украинцев в других государствах, которые на сегодня выступают форпостом лоббирования интересов Украины. В период оккупации Российской Федерацией части территории Украины, а также военных конфликтов в восточных областях считаем эти действия президента противоречащими государственным интересам Украины. Призываем президента отозвать внесенный законопроект, а депутатов Верховной Рады ни в коем случае не поддерживать изменения к закону о гражданстве в представленном виде", - говорится в заявлении.
Или всем, или никому
Юрист Виталий Коломиец напоминает, что в Украине с 1996 года существовала норма о едином гражданстве, но закон почти не предусматривал правовых последствий для лица, которое имело паспорт другого государства, где мультигражданство не запрещено.
"Фактически законопроект мотивирован тем, что необходимо усилить меры безопасности в связи с агрессией. Поэтому логичнее было бы начать с урегулирования случаев утраты гражданства лицами, которые имеют российские паспорта и активно их используют. Так было в Крыму, когда граждане Украины с российскими паспортами даже голосовали на выборах РФ", - заявил в комментарии "Апострофу" Коломиец.
Также юрист рассказал, что законопроект не содержит существенных изменений существующего закона "О гражданстве", а лишь уточняет случаи потери украинского гражданства лицами, которые приобрели его, не прекратив предыдущее гражданство или совершив действия, свидетельствующие о признании его по другому паспорту.
"Конституция Украины предусматривает запрет лишения гражданства, но оставляет право гражданина изменить гражданство. Также Конституция предусматривает, что гражданство может быть прекращено в порядке, установленном законом. В свою очередь закон устанавливает три случая прекращения гражданства: 1) в результате добровольного выхода, 2) потери, 3) в случаях, предусмотренных международными соглашениями. Другим ключевым моментом законопроекта является то, что устанавливаются случаи, когда украинское государство сочтет, что лицо добровольно отказалось от украинского гражданства, например: въезд/выезд по паспорту иностранного государства, участие в выборах или официальной службе иностранного государства, если такое лицо обратилось к официальным органам государства, признавая себя гражданином этого иностранного государства", - поясняет адвокат.
Адвокат Виталий Коломиец указывает на важную деталь, что отмена гражданства не осуществляется автоматически, а только по решению МИД или на основании указа президента и в соответствии со ст. 20 существующего закона.
"До издания указа президента Украины о прекращении гражданства Украины лицо пользуется всеми правами и несет все обязанности гражданина Украины".
Эксперты также считают, что проект закона создан под конкретных политических оппонентов власти. По словам политолога Руслана Бортника, власть может попробовать использовать этот инструмент для борьбы с политическими оппонентами. "Я выражу подозрение, что как минимум 60-70% парламентариев, людей в правительстве и самых высоких чиновников могут иметь двойное гражданство Украины. Здесь важный вопрос даже не самого законопроекта, а вопрос его правоприменения. Есть большая опасность даже не того, что "друзьям - все, а врагам - закон", а что его нормы будут прежде всего применены властью, в руках которой находится силовой инструмент, аппарат расследования в отношении политических и экономических оппонентов. Хотя это не снимает с тех оппонентов ответственности за получение второго гражданства. Я сторонник мультигражданства, но считаю, что чиновники его иметь не могут, безусловно. Но политика в отношении этого вопроса должна быть честной – или всем разрешено, или всем запрещено", - прокомментировал эксперт.
Свобода или авторитаризм
Политолог Кость Бондаренко считает, что институт двойного гражданства, наоборот, следовало бы в Украине легализовать, а срочный законопроект от Порошенко называет – не более, чем желанием президента получить дополнительные очки к рейтингу на фоне истории с Насировым.
"Петру Алексеевичу стоило бы подумать в первую очередь о том, что институт гражданства в Украине был нивелирован именно благодаря ему. Именно он сделал все для того, чтобы гражданство превратилось в пустой звук, когда в один день с нарушением процедуры с барского плеча выдавал гражданство разным Згуладзе, Деконоидзе, Саакашвили и прочим Абромавичусам, которые потом через полгода возвращались в свое привычное гражданство или даже заявляли, что будут принимать участие в выборах у себя на родине, а значит, вовсе не лишались своего первого гражданства", - подытожил политический эксперт.
Юрист Сергей Кищенко настаивает на том, что в двойном гражданстве – нет ничего крамольного, приводя пример других цивилизованных государств.
"Так сложилось исторически, что украинское законодательство почерпнуло массу правовых шаблонов из законодательной базы Советского союза. Институт гражданства эта судьба не миновала, и иметь гражданство другого государства считается чуть ли не преступлением. Действительно, это недалеко от правды, второе гражданство – как минимум нарушение отечественного законодательства. А вот установить наказание за это нарушение должен именно закон, который мы обсуждаем. Я глубоко убежден в неверности избранного пути. Если изучать формы существования гражданства в других странах, то мы увидим, что двойное гражданство достаточно распространенно и не является "изменой государству". Более того, многие развитые страны, такие как Канада, США и другие, используют этот достаточно либеральный подход к двойному гражданству как способ получения дополнительных поступлений в казну государства от налоговых платежей. Современные механизмы устройства гражданства в демократических государствах свидетельствует об увеличении свободы для отдельно взятого индивида, а не о ее ограничении", - пояснил "Апострофу" эксперт.
В целом, внесение президентского законопроекта многих политиков и экспертов подняли принципиальный политический вопрос: какую страну мы создаем – свободную и привлекательную для жизни или же под прикрытием борьбы с российской агрессией такую же авторитарную Россию. После Майдана ожидалось, что новый проект государства, и новые правила игры в обществе, политике и бизнесе будут сформулированы в новой Конституции. Однако, власть ограничилась косметическими правками, которые принципиально ничего не меняют. На практике же мы видим выстраивание совсем другой страны, где вся власть и деньги концентрируются в одних руках, а для несогласных власть быстро и последовательно закручивает гайки.