По закону вице-спикер парламента ОКСАНА СЫРОИД является внефракционной. Однако в Верховную Раду она прошла по списку партии "Самопомич" и считается человеком из близкого окружения лидера этой политической силы мэра Львова Андрея Садового. "Апостроф" пообщался с заместителем председателя ВРУ о процессах в ее политсиле, ожиданиях от предстоящей сессии парламента и прогнозах относительно последующих избирательных гонок.
- Расскажите, пожалуйста, чего вы ожидаете от новой девятой сессии Верховной Рады, которая охватит почти всю президентскую кампанию?
- Есть вещи, которые закономерны для любого политического процесса в любой стране. Парламентская деятельность перед выборами во все годы в нашей стране всегда проходит под знаком выборов. Понятно, что и добросовестные, и недобросовестные идеи и поступки будут и в парламенте, и вне его. Но есть и, наверное, какие-то особенности, которые будут характерны, во-первых, для Украины как таковой, во-вторых, для Украины образца 2018 года. Это прежде всего влияние России, которое, конечно, обострится перед выборами...
- Вы какие выборы имеете в виду – президентские или парламентские?
- И те, и другие. России очень важно восстановить утраченные позиции, поскольку после Революции достоинства и с началом войны из-за национального возрождения в политике активизировались действительно независимые люди, прежде всего, независимые от России. И для нее это большая опасность. Я убеждена, что почти все усилия, которые будут прилагаться Россией, имеют целью дискредитировать эти силы и вытеснить из политической жизни через президентскую кампанию. Россия выставит очень много кандидатов псевдооппозиционеров на президентских выборах для того, чтобы размывать эту идентичность...
Во время этой парламентской сессии также будет много попыток дестабилизировать ситуацию. Например, снова активизируется идея с продлением действия закона об особом статусе Донбасса. И это выглядит абсурдом, потому что Минские соглашения не действуют. Обстрелы продолжаются, так называемая трехсторонняя контактная группа относительно Донбасса практически не работает, "нормандский формат" не работает. Но в одностороннем порядке нас заставляют что-то выполнять. Я почти уверена, что будет та же риторика: "Это же ничего не значит, давайте дальше будем делать вид, что обманываем Путина..." Как будто Путин не знает, что мы его тут обманываем. И это будет звучать с парламентской трибуны.
Есть очень большая опасность, когда мы изображаем, будто мы делаем что-то не очень значительное, но к этому привыкаем. Один раз продлили. Второй. А тогда оставим, потому что уже не так страшно. Потом однажды проснемся, а государства нет...
- Из сказанного очевиден ответ на следующий вопрос, но все же уточним позицию "Самопомочи" относительно продления действия закона об особом статусе Донбасса...
- Наша позиция является неизменной: это угроза и не просто так делается. Я недавно увидела телерекламу Министерства по вопросам временно оккупированных территорий и внутренне перемещенных лиц о том, каким успехом были Минские договоренности. Это же на голову не налазит! Капитулянтские соглашения подаются министерством с печатью ООН будто это священная победа. Для меня это министерство оккупационной администрации на своей территории. То, что соглашения заключены в интересах России, - факт для Америки. Просто у нас эта информация не появляется. Например, есть доклад главы американской разведки в Сенате, где он прямым текстом говорит, что Минские соглашения являются планом России установить контроль над Украиной изнутри, украинскими руками, и только благодаря усилиям украинской оппозиции до сих пор не удалось это сделать президенту Украины.
- Будет ли решен вопрос ротации в Центральной избирательной комиссии (ЦИКе) на следующей сессии?
- Вопрос ЦИКа не стоит и выеденного яйца, потому что он должен был быть решен тихонько и безболезненно еще в 2014 году, когда депутаты пришли в парламент. Сегодня профессиональных людей в Украине, которые понимают природу работы Центризбиркома и смогут урегулировать избирательный процесс, слава Богу, уже достаточно. Но жадность – такая властная булимия – не дает людям этого сделать потому, что каждый хочет еще что-то откусить и никто не может наесться. Каждый хочет все больше что-то контролировать. На самом деле, все зависит от президента, который на основе консультаций с председателями фракций вносит в парламент представления с кандидатурами новых членов ЦИКа. Но они считают, что встречи в три ночи наедине с президентом могут считаться консультациями...
С фракцией "Самопомочи" за четыре года никто не проводил ни разу консультаций. Мы верим, что наш кандидат (Евгений Радченко, – "Апостроф") как человек и специалист сможет качественно выполнить функции члена Центризбиркома. Президент должен прийти в парламент или пригласить к себе глав фракций и сказать: "Давайте обновим ЦИК. Я это вижу так. А как вы это видите?"
Нужно все решить за столом, а не смешить людей, внося 14 кандидатур на 13 мест. Люди над этим смеются, потому что так не делается.
- Но каковы ваши ожидания?
- Это не ко мне ожидания, а к президенту. Порошенко нравится делать сегодня то, что делали все президенты до него. Как только у украинских президентов начинал падать рейтинг, они самоутверждались с помощью парламента, мол, есть еще хуже, чем они.
Сейчас мы наблюдаем, как власть под завершение каденции хочет еще что-то прихватить, проконтролировать. Но мы всегда готовы к долгому процессу обновления. С 2014 года наша фракция готова голосовать за новый состав ЦИКа и предложила свою кандидатуру. Все зависит от президента и крупнейшей фракции ("Блока Петра Порошенко", - "Апостроф").
Хотя на самом деле этот кризис создан не БПП, а ПП (Петром Порошенко, - "Апостроф"). Это фактически является попыткой установить контроль над ЦИКом или, скажем так, сделать состав таким, который бы хотелось одному человеку. Помню, как услышала депутата от БПП, который говорил своему коллеге, мол, сейчас войдем в процесс и всех нагнем. Их отказ голосовать именно и был попыткой всех нагнуть. Конечно, что парламент мобилизовался естественным образом и показал работу и результат. С момента выхода БПП из зала парламента нависала угроза его роспуска и досрочных выборов. Именно на это и рассчитывали, но оно не сработало.
- Считаете ли вы, что это же ситуативное коалиционное большинство может еще раз проявить себя?
- У нас реально правительство меньшинства. Ни одно решение в парламенте не принимается голосами так называемой коалиции. Для принятия решений нужны голоса других фракций. Как мы насчитали, практически 80% решений, которые касались реформ, не были бы приняты, если бы за них не голосовала бы "Самопомич".
- Из-за этого говорят, что фракция работает со властью...
- Чтобы определить, где коалиция, а где оппозиция, то лучше смотреть, на то, кто голосует, когда "делят деньги". "Самопомич" в распределении денег участия не принимает. Когда мы голосуем за медицинскую реформу, закон об образовании или за решения, которые могут заложить системные изменения для развития, то мы голосуем, за небольшой шаг прогресса в развитии государства.
Но когда речь идет о назначении генпрокурора, председателя СБУ и должностей в правительстве, принятие бюджета, "Самопомич" не голосует.
- Часть фракции голосует за проект бюджета...
- У нас голосуют за бюджет только те люди, которые непосредственно принимают участие в работе над соответствующим законопроектом. Например, однажды мы работали над сохранением акциза от продажи для местного самоуправления. Его вообще хотели забрать как местный налог, фактически грабя общины. Потом сказали, что он просто не будет направляться сразу в местный бюджет, а лишь через государственный бюджет.
Мы сказали, что это будет мошенничество. Они (власть, – "Апостроф") оставили акциз в ценах 2016 года. Безусловно, мы были правы в том, что сегодня органы местного самоуправления получают перечисление акциза в ценах 2016 года и еще с задержкой где-то на полгода, хотя в бюджет отчисления поступают вовремя и в ценах этого года. Это пример нужной работы над бюджетом.
- Будет ли принят новый кодекс законов о выборах, как считаете?
- На сегодня шансы его принятия невелики, но гораздо больше, чем были изначально. Для вас не является тайной, что проголосовали проект кодекса в первом чтении случайно. Дурачили одни коллеги других и немножко дали голосов, и этого вдруг хватило. Но с другой стороны, это был акт провидения в хорошем смысле этого слова. Это же не просто так появилось требование во время Революции достоинства изменить избирательную систему и закон под нее. Именно из-за нынешней смешанной избирательной системы [сбежавший экс-президент Виктор] Янукович смог узурпировать власть, фактически получив контроль над парламентом. И поэтому общество требовало изменить закон, для того чтобы любой следующий президент не мог через мажоритарную систему устанавливать контроль над парламентом. У нас президент, который фактически контролирует 50% исполнительной власти и 50% бюджета, никому неподотчетный в этом. Он контролирует все областные и районные государственные администрации, а через них – административную вертикаль власти. Это означает, что выборы на мажоритарной основе всегда будут под влиянием именно президента Украины, кто бы ни находился на этом посту. Поэтому нужно эту систему изменить. Пусть президент соревнуется в президентской кампании, а не в парламентской. А если даже пытается, то – естественным образом, а не через админресурс.
В парламенте почти все политические силы готовы к переходу на пропорциональную основу. Это уже другой вопрос – с открытыми или закрытыми списками. Соглашаются даже депутаты-мажоритарщики, потому что их мажоритарная система просто истощает. Я действительно надеюсь, что нам удастся принять или отдельный закон о другой модели выборов, или это будут изменения на основе кодекса. Все будет зависеть, относительно чего будет компромисс. Я считаю, что должен быть кодекс...
- Скажите тогда, почему "Самопомич" не принимает массового участия в акциях в поддержку нового избирательного законодательства?
- "Самопомич" первая, кто участвует во всех акциях в поддержку избирательной реформы. Я очень люблю провокационные вопросы от журналистов, когда ты вынужден оправдываться. "Самопомич" является одним из ключевых организаторов акций в поддержку избирательного закона и самым активным участником всех акций, которые касаются избирательного закона. Не было никакой акции в Киеве, в регионах, где "Самопомич" не принимала бы участия. Следующая будет 6 сентября возле Верховной Рады. На самом деле разнарядки мы не даем, а говорим: "Люди, есть такая акция, если вы готовы поддержать, приезжайте".
- Снова вопрос о планах Рады на следующую сессию, на этот раз относительно депутатской неприкосновенности...
- Сама по себе неприкосновенность в нынешнем виде является искаженной, но не из-за Конституции, а из-за уголовного закона. Не нужно изменений в Конституцию вообще! Почему депутатам так нужна эта неприкосновенность и почему людей она так раздражает? Потому что фактически, пока следствие придет в парламент для снятия неприкосновенности с депутата, которого подозревают в преступлении, этот депутат имеет возможность скрыть свои активы, откупиться, убежать из Украины.
После принятия нового Уголовного процессуального кодекса в 2010 году уголовное производство открывается по факту совершения преступления, и следствие может вестись спокойно. А обвинительный акт вручается по завершению следственных действий, а не в начале. В то время как до 2010 года мы жили по стандартам уголовного процесса советского образца, когда человек считался подозреваемым с момента открытия уголовного производства.
По кодексу 2010 года и в соответствии с Конституцией, в отношении любого депутата можно проводить следствие. Просто надо внести изменения в регламент Верховной Рады и буквально в некоторые положения уголовно-процессуального закона, чтобы не было исключений для народных депутатов. И все. Не надо приходить в парламент и устраивать шоу, показывать мыльные оперы "курам на смех", что наш генеральный прокурор [Юрий Луценко] очень любит. Соответствующий законопроект "Самопомич" зарегистрировала еще два года назад, чтобы прокуратура и следствие могли проводить все следственные действия в отношении депутата, как и в отношении других людей. Депутаты, в том числе президентская фракция, не голосуют. Президент при этом пафосно носится с законопроектом об отмене депутатской неприкосновенности. Но это блеф. Решение "Самопомочи" не нуждается в этой сложной процедуре рассмотрения в Конституционном суде, трех голосованиях в парламенте...
- Но ваша политическая сила будет голосовать?
- Конечно. Но это попытка президента показать, каким глупым является этот парламент. Нет проблем, пусть его фракция даст 130 голосов за проект закона, который мы зарегистрировали два года назад, и тогда я поверю, что он действительно хочет ограничить депутатскую неприкосновенность.
- Осенью прошлого года во ВРУ проходили массовые протесты, организованные лидером партии "Движение новых сил" Михеилом Саакашвили. В них также принимали участие и депутаты вашей политической силы "Самопомич" Егор Соболев и Семен Семенченко. Но фактически фракция и партия проигнорировали эти протесты. Почему?
- Я помню, что были инициированы мероприятия партией "Рух новых сил", в которых принимали участие и движение "Визволення", членами которого являются Егор Соболев и Семен Семенченко. Часть наших депутатов присоединилась к последним. Но именно партия "Самопомич" не была участником тех протестов.
- Но почему они поддержали эти протесты?
- Это было общественное движение. Отдельные депутаты "Самопомичи", кто считал нужным, поддерживали акции протеста разным образом. Но политическая сила имеет свою программу и работает в соответствии с ней.
- Какие вообще отношения у Садового и Саакашвили?
- Они знакомы много лет. Поэтому, мне кажется, они были и остаются в совершенно нормальных человеческих отношениях.
- А как политики? Готовы сотрудничать на предстоящих выборах?
- Этот вопрос некорректно задавать мне. Об этом нужно спрашивать у Андрея Ивановича. Но из-за того, что отдельные политики, которые сегодня представляют РНС, для меня дискредитированы и для многих членов нашей политической силы, говорить о возможности какого-либо взаимодействия пока нет смысла.
- Сейчас в парламенте есть три депутата, которые пожелали сложить полномочия. Это – Алена Бабак и Андрей Журжий, которые являются членами вашей фракции и внефракционный Вячеслав Константиновский. Решатся ли нардепы поддержать своих коллег и проголосовать за их решения?
- Я не могу вам ответить за парламент. Но уверена, что нельзя людей держать в рабстве. С любой другой работы человек может уйти без проблем. И только депутатство, оказывается, является принуждением, как бы это парадоксально ни звучало. Я понимаю, что не так часто депутаты складывают полномочия в украинской политике. Но на последних парламентских выборах в парламент пришло много людей с искренними намерениями, не имея никаких корыстных мотивов, как например, Андрей Журжий. Для него, действительно, оказалось сложным работать в этой системе. Он вышел из предпринимательской среды, поэтому привык делать те шаги, которые дают результат. В украинской политике все иначе.
- Это единственная причина, почему он решил сложить полномочия?
- О других причинах мне неизвестно.
- Когда он сообщил фракции, что планирует уйти?
- Андрей давно начал говорить о том, что работа в парламенте – не его. И он скорее делал бы что-то другое. Фракция с ним разговаривала об этом, пытались убедить остаться. Но мы также должны уважать принятое Андреем решение. Сейчас мы остаемся с ним в нормальных отношениях и продолжаем общаться.
- За последнее время в Харькове "Самопомич" потеряла нескольких депутатов в городском и областном совете. Причина – разные взгляды на ситуацию, на политическое развитие и борьбу с системой. Поэтому возникает вопрос, какова сейчас ситуация у партии в регионах?
- Есть процессы, которые происходят во всех политических силах. Опять же, возвращаемся к нашей олигархической системе. Все политические партии строились по принципу франшизы. То есть людям в регионах партия давала бренд, за который кто-то должен платить дань.
- А разве "Самопомич" так не работает?
- Нет, в "Самопомочи" нет франшизы. Мы берем людей, которые приходят с идеями и, мы надеемся, с теми ценностями, которые мы декларируем. Если нам становится известно, что люди, которые представляют нашу партию в регионах, делают недобропорядочные поступки, мы принимаем решение идти по пути самоочищения. Например, это произошло в Днепре, где исключили людей из фракции и решили лишить депутатского статуса. Также были подобные ситуации в других городах и областных центрах, где приходилось распускать фракции. Это естественный процесс. Люди приходят, кто-то не выдерживает испытание властью, кто-то не выдерживает испытание деньгами. Так что делать с этими людьми? Надо отпустить на свободу.
- А именно в Харькове что случилось, почему депутаты ушли?
- Я могу не знать всех нюансов, но мне кажется, что собственно там как раз и была такая история, когда некоторые наши депутаты слишком увлеклись сотрудничеством с властью. Хорошо, что они самостоятельно приняли решение о выходе из фракции. Они по-другому видят свою жизнь. Надо их отпустить. И я не вижу никакой трагедии в этом.
Но есть другая история, с которой мы столкнулись. Это – рейдерство. То есть приходят представители других политсил, например, к главе ячейки партии и предлагают деньги за покупку ячейки.
Такая история происходит и с нашими депутатами. Им предлагают перейти в другую партию на следующих парламентских выборах. Причем очень часто аргументируют это тем, что у нас бог знает что происходит. Хорошо, что у нас есть доверие между людьми на разных уровнях и люди могут прийти, позвонить, спросить, узнать из первых уст. А мне кажется те, кто ходит и занимается рейдерством, уверены, что мы между собой не общаемся.
- Сколько предлагают денег?
- Откровенно скажу, я никогда этим не интересовалась. Даже не узнавала, что именно предлагают.
- Вообще вы можете с уверенностью сказать, что контролируете ситуацию в регионах, во фракции, учитывая, что в следующем году парламентские выборы?
- Мне не нравится слово "контроль". Понимаете, для меня контроль ассоциируется с коммунистической партией. Я работаю с людьми в регионах, я доверяю им, а они – мне. Все партийное руководство рассчитывает на человеческие ценности, доверие и совместную работу.
- Вас называют одним из потенциальных кандидатов "Самопомочи" на президентских выборах. Есть ли у вас президентские амбиции, амбиции баллотироваться?
- Когда мне задают этот вопрос, я вспоминаю одну поговорку, но немного ее перефразирую. Пойти в президенты – это не на базар сходить. И сегодня я с грустью смотрю на какое-то массовое выдвижение в президенты, что в принципе обесценивает институт президентства и идею выборов.
И если говорить о выборах президента, я убеждена, что в них должна принимать участие политическая сила, а не персона. Президент Украины сегодня – это организация, которая контролирует 50% исполнительной власти и примерно 50% бюджета Украины. Мы действительно верим, что есть в мире человек, который может иметь такие качества, который будет способен этим управлять? То есть когда речь идет о президенте Украины как об институции, человека туда должна делегировать политическая сила, которая будет готова эту личность поддержать, дать кадры и экспертизу. И только тогда этот кандидат станет успешным.
"Самопомич" решила, что она будет участвовать в президентских выборах. И я считаю, что это правильно. И верю, что "Самопомич" может быть успешной и имеет для этого все основания. Партия действительно обсуждает несколько кандидатов.
- Кандидатов из партии?
- Да, кандидатов из партии. И обсуждается в том числе и моя кандидатура. Повторюсь еще раз, я верю в решение политической силы. Но у меня есть свой кандидат, которого я хочу видеть. И это не я.
- Это Андрей Иванович?
- Посмотрим...
- Вы говорите, что обсуждается несколько кандидатов...
- У вас уже есть два.
- Большой политический вес у председателя фракции "Самопомочи" в Раде Олега Березюка...
- Эти же идеи идут от журналистов. На самом деле столько работы, что нет времени это обсуждать. Хотя процесс обсуждения в партии открыт, и это хорошо.
- Когда будет решение партии?
- Формально решение будет тогда, когда начнется кампания, ранее оно не может быть принято. Даже все самовыдвижения все равно являются неформальными на данный момент. А формальное выдвижение должно состояться где-то в первых числах января, когда начнется избирательный процесс.
- Могут ли быть другие кандидаты, на которых поставит "Самопомич"? Мы знаем, что у вас были переговоры о поддержке единого кандидата от демократических сил Анатолия Гриценко.
- Я понимаю, что украинцы действительно ожидают какого-то объединения. Думаю, это связано с тем, что у нас всегда много кандидатов потому, что их продвигают олигархи, Россия. И у людей складывается впечатление, что эти политики какие-то нелепые. Зачем 25 кандидатов? Люди просто не понимают, что это делается намеренно. Я считаю, что только политическая сила, которая фактически является парламентской, должна принимать участие в президентской гонке. Поэтому "Самопомич" решила, что мы должны участвовать в президентской кампании.
- Но давайте расставим точки над "і". Вы говорите, что партия решила участвовать в выборах. Но поддержка другого кандидата – это тоже участие в выборах...
- Я понимаю, что было бы действительно хорошо объединить всех людей с хорошими намерениями. Проблема только в том, чтобы убедиться, что все эти люди действительно с добрыми намерениями. Мы за то, чтобы объединяться с людьми доброй воли. Но мы против того, чтобы попадать под влияние тех или иных разделителей – людей, которые пытаются обесценить процесс объединения. Поэтому мы работаем, мы общаемся с различными сообществами и работаем над объединением.
- С кем именно общаетесь?
- Я просто не могу знать всего, потому что разговоры с лидерами других партий ведет преимущественно лидер политической силы. Поэтому я думаю, этот вопрос лучше задавать непосредственно Андрею Ивановичу. Могу лишь отметить, что мы общаемся с разными политическими силами, в том числе и с "Демальянсом".
- С Гриценко Садовый ведет переговоры?
- С Гриценко лидер партии общается постоянно. Но о чем именно – можете спросить у Андрея Садового.
- Вариант поддержки единого кандидата от "Самопомочи" возможен?
- Это решит политическая сила.
- Вы возглавляете киевскую городскую партийную организацию "Самопомочи". Но вы не являетесь депутатом Киевсовета, вы не глава фракции. И логичнее было бы эту должность отдать Сергею Гусовскому, который является председателем фракции "Самопомич" в Киевсовете. Почему партия решила доверить эту должность вам?
- У нас так сложилось исторически, что фракция в Киевсовете появилась гораздо раньше, чем появилась партийная организация, еще до выборов в Верховную Раду. Потом в гораздо большем составе фракция зашла в Киевсовет уже в 2015 году. Параллельно начала формироваться городская партийная организация, которой долгое время не хватало лидерства. Поэтому представители киевской ячейки партии мне предложили возглавить киевскую городскую партийную организацию "Самопомочи".
Скажу честно, это непростая среда, потому что Киев – очень сложный город. В столице нет как таковой общины. Киев – это финансовый и административный центр. Это город, который привлекает разных людей из разных уголков Украины. При этом есть киевляне, которые имеют представление о развитии города. И этих людей нужно объединить вокруг общей идеи – как улучшить жизнь в столице.
- В свое время "Самопомич" лоббировала возвращение районных советов в Киеве. Ваша фракция даже регистрировала проект закона о назначении выборов, которое планировалось на 29 мая 2016 года. Но эта тема заглохла, и "Самопомич" о ней также не вспоминает. Хотя это был главный ваш месседж еще на местных выборах...
- Полтора месяца назад мы зарегистрировали законопроект "О столице Украины – городе Киеве". В нем речь идет не только о районных советах. Сегодня Киев не принадлежит киевлянам вообще. В городе нет власти, потому что она на самом деле принадлежит президенту. То есть киевляне фактически формируют крупнейший в Украине бюджет, который составляет более 50 миллиардов гривен, а распоряжается им глава администрации, которого назначает президент. Ни мэр, ни городской совет фактически это все не контролируют.
И поэтому мы два года назад начали работу над новым законом о столице, который недавно зарегистрировали. Мы предлагаем не только возвращение районных советов. Идея в том, чтобы иметь гораздо большее количество районов, которые бы действительно объединяли людей. Они должны быть сформированы по следующим принципам, как сегодня избираются, например, органы местного самоуправления в городах: один представитель на десять тысяч населения. В свою очередь районные советы должны иметь свои исполнительные органы и свои бюджеты. Также мы предлагаем сократить количество депутатов Киевсовета со 120 до 25, учитывая увеличение количества районных депутатов.
- А сколько будет депутатов в районных советах, по вашему закону?
- Мы говорили о 20-30 депутатах в каждом районном совете, в зависимости от районов. Например, если в Деснянском районе живет 300 тысяч человек, значит, будет 30 депутатов.
- Какие шансы у вашего законопроекта?
- Нынешний президент не решится "отпустить" столицу. Только очень сильный президент, который будет уверен в своей власти, поддержит этот закон.
- А мэр Виталий Кличко его поддержит?
- Депутаты от УДАРа являются субъектами законодательной инициативы вместе с "Самопомочью". Во время наработок мы очень тесно сотрудничали с Алексеем Резниковым (заместитель городского головы Виталия Кличко, - "Апостроф"). Поэтому мы считаем, что окружение мэра заинтересовано в этом законопроекте.