24 апреля, в субботу, президент США Джо Байден признал массовые убийства армян в Османской империи геноцидом. До этого на подобное решался только Рональд Рейган еще в 1981 году, который, впрочем, позднее отказался от своих слов, отступив под давлением Анкары. О том, как повлияет данное решение нынешнего хозяина Белого дома на и без того весьма прохладные отношения между США и Турцией, разбирался "Апостроф".
На сайте Белого дома 24 апреля появилось заявление Байдена ко Дню памяти жертв геноцида армян, в котором сказано, что американский народ чтит всех армян, погибших в результате геноцида, начавшегося 106 лет назад. Речь идет о событиях 1915 года, когда режим младотурков приказал собрать всю армянскую интеллигенцию в Стамбул и депортировать. Все это сопровождалось массовыми убийствами, пытками и гонениями на армян. В ходе геноцида погибло более 1,5 миллиона армян. Более 1 миллиона армянских беженцев было рассеяно по миру, а геноцид армян считается одной из причин, почему армянская диаспора так обширно представлена по всему миру, в том числе в США и в Европе. Турция же на государственном уровне упорно отрицает факт геноцида. В то же время Байден подчеркнул, что США признают геноцид армян не ради обвинения кого-либо, а ради предотвращения подобных трагедий.
Ответ Эрдогана не заставил себя долго ждать, и оказался в стиле "а у вас негров линчуют". Президент Турции заявил, что США причастны к геноциду. По мнению турецкого президента, речь идет о событиях, начиная от уничтожения индейцев и заканчивая войнами во Вьетнаме и Ираке.
"Если вы говорите "геноцид", посмотрите на себя. Об индейцах говорить не стоит – все и так известно. Так что вы не сможете прилепить ярлык "геноцид" в Турции. По США могут быть открытые дискуссии по многим поводам: от Вьетнама до Ирака", - передал слова турецкого президента канал NTV в понедельник, 26 апреля.
Кроме того, Эрдоган заявил, что "у армянской стороны нет никаких конкретных доказательств, как нет решения международного суда" по геноциду 1915 года. Президент Турции напомнил об инициативе создать комиссию из ученых-историков, которые изучили бы события столетней давности и отметил, что ответа от США не поступало.
"Мы готовы открыть архивы. У нас есть документы о 1915 годе. Приходите, изучите. А вот США разве откроет документы по своей истории?", - сказал турецкий президент.
Чем чреват удар "геноцидом"
Признание геноцида армян президентом США Джо Байденом – беспрецедентное и политически мощное решение с точки зрения практического воздействия на Турцию, считает эксперт по вопросам международной политики и Ближнего Востока "Украинского института будущего" Илия Куса.
"Полагаю, что в результате признания какого-то резкого разворота или пересмотра турецко-американской повестки не произойдет. То есть, максимум, между ними ухудшатся и без того плохие политические отношения, которые ухудшались и до Байдена, и при Трампе, и при Обаме. Поэтому, конечно, признание геноцида только создаст дополнительные трения в политической коммуникации между Вашингтоном и Анкарой, но не более того. Я не ожидаю какого-то фундаментального сдвига в турецко-американских отношениях, или, например, развала их сотрудничества в тех сферах, которые для них важны - это и региональная безопасность, и партнерство в рамках НАТО, то есть мне кажется, что этого не произойдет", - сказал "Апострофу" эксперт.
Стоит отметить, что отношения между США и Турцией планомерно ухудшаются в течение последних 8-10 лет. В марте Эрдоган неожиданно публично выступил в поддержку президента России Владимира Путина, раскритиковав хозяина Белого дома за его слова об "убийце". История с геноцидом – явное продолжение этого конфликта.
Впрочем, тут есть еще один нюанс: нынешний глава Белого дома – один из лоббистов армянского вопроса в Соединённых Штатах. В 1995 – 2007 годах, будучи сенатором, Байден входил в Группу по армянским делам Конгресса США. Более того, он голосовал за принятие поправки 907, блокирующей предоставление денег Азербайджану (действовала до 2004 года), и за выделение американской финансовой помощи Армении и Нагорно-Карабахской автономии в 1992 – 2008 годах.
Чего ждать в Карабахе?
В Армении тем временем политические круги очень оптимистически смотрят на происходящее. Как рассказал "Апострофу" директор Центра политических и экономических стратегических исследований Бениамин Погосян, некоторые эксперты и политики в Армении считают, что признание Байденом геноцида армян чуть ли не создаст американский зонтик безопасности для Армении и Карабаха.
"Согласно этой логике, после 24 апреля 2021 года США не допустят дальнейших враждебных действий Азербайджана или Турции против Армении или Карабаха и при необходимости вмешаются военным путем. Однако это преувеличение: признание геноцида армян не означает, что Армения теперь является союзником США и любое возможное нападение на Армению автоматически вызовет военный ответ США. Признание геноцида армян также не означает, что США будут препятствовать враждебным действиям Азербайджана против армян, которые в настоящее время проживают в Карабахе, если российские миротворцы покинут территорию. США не признают независимость Нагорного Карабаха, а это означает, что США юридически воспринимают Нагорный Карабах как часть Азербайджана. Поэтому у США нет законных оснований для отправки американских войск в Карабах для борьбы с азербайджанской армией в случае новой эскалации", - рассказал "Апострофу" политический эксперт из Армении.
Но стоит ли ждать обострения на Нагорном Карабахе, где еще не так давно велись полноценные боевые действия? Илия Куса говорит, что сейчас эскалации в Карабахе со стороны Турции не будет.
"Зачем Турции разрушать перемирие в Карабахе, которое они заключили с Россией, и к которому США вообще не имеют никакого отношения? В ущерб себе? Они ничего не будут делать в Карабахе, тем более что по результатам мирных договоренностей прошлого года Турция серьезно усилила свое влияние. То есть тот статус-кво, который сложился вокруг Нагорного Карабаха, он им выгоден. Поэтому обострение в Карабахе – оно не будет направлено против США и их интересов, оно будет направлено против самой Турции. Поэтому вряд ли турки будут отвечать США в регионе, где они, и так, добились успеха, и наоборот, они вытеснили оттуда США", - говорит эксперт.
Зачем нужно было послание Эрдогану?
Тем не менее, признание президентом Байденом геноцида армян следует рассматривать как послание Вашингтона к Турции, говорит Бениамин Погосян.
"Это может быть признаком того, что Турция прекратила быть настолько важным стратегическим союзником, как была раньше. У США – сложные партнерские отношения с Турцией, потому что там отвергают идею быть чистым поборником интересов США и стремится проводить независимую внешнюю политику. Интересы США и Турции одновременно сталкиваются и сходятся во многих регионах мира. Растущий аппетит Турции в Восточном Средиземноморье и определенное сотрудничество с Россией не соответствуют американским интересам", - считает Погосян.
Впрочем, эксперт отмечает, что более напористая политика Турции на Южном Кавказе и в Средней Азии соответствует интересам США.
"Россия и Турция не могут полностью прийти к соглашению на Южном Кавказе, и в конечном итоге сильная Турция в регионе станет головной болью для России. В то же время могущественная Турция в Средней Азии означает для США больше возможностей поощрять общее настроение в регионе в направлении против Китая. В этой сложной паутине американо-турецких отношений признание геноцида армян является одним из возможных средств усугубить разногласия. Это не разрушит двусторонние отношения между США и Турцией, но сделает внутреннюю повестку дня Эрдогана более проблематичной, поскольку оппозиция будет использовать этот факт в своей борьбе против президента Турции. В любом случае шаг Байдена существенно не повлияет на динамику региональной безопасности Южного Кавказа", - объяснил Бениамин Погосян.
По мнению эксперта Илии Кусы, реакция Турции на действия Байдена вполне возможна: например, еще больше ограничить сотрудничество с Соединенными Штатами Америки в области безопасности, обмена разведданными, борьбы с терроризмом на Ближнем Востоке.
"Кроме того, турки потенциально могут начать процедуру пересмотра статуса американских военных баз и статус баз НАТО на территории Турции. Но это все-таки радикальные меры. Потому что делать такое в ответ на обычное политическое заявление, это может считаться чрезмерной реакцией", - отмечает эксперт.
Он отмечает, что единственное условие, при котором Турция может действительно как-то резко отреагировать на подобный шаг Байдена, это если для Эрдогана вопрос признания геноцида станет личным.
"Существует версия, о том, что признание геноцида армян – удар лично по репутации Эрдогана, который этот вопрос курировал сам, очень много комментировал об этой теме, говорил, что не допустит признания геноцида армян со стороны США, очень много обещал, что ответит если такое случится. И получается, что тут его "взяли на слабо", по крайней мере, есть такое восприятие", - считает Илия Куса.
При этом эксперт отмечает, что признание геноцида армян показало тот факт, что американо-турецкая повестка продолжает ухудшаться, и общая тенденция свидетельствует о том, что вполне возможен дальнейший дрейф Турции прочь от Запада и сближение Анкары с другими центрами силы в мире.
"Речь идет о Китае, России, Иране, отдельно с ближневосточными странами, с которыми турки сейчас пытаются найти общий язык. Пытаются они помириться с Египтом и с Саудовской Аравией. Это делается, чтобы создать контрбаланс ухудшающимся отношениям с США. То есть зацепиться с региональными игроками, и отдельно решить с ними те вопросы, которые они могут урегулировать без участия США, как например, Анкара сделала в Карабахе с Россией", - подытожил эксперт.