Экс-президент и экс-премьер Российской Федерации Дмитрий Медведев написал статью в газете "Коммерсантъ". Статья посвящена украино-российским отношениям. Основной смысл этого материала сводится к тому, что с действующим руководством украинского государства "не о чем разговаривать" и следует ждать появления новых людей, которые будут готовы выстраивать "равноправные и взаимовыгодные" отношения с Россией. Статья Дмитрия Медведева содержит определенные и недвусмысленные сигналы для первых лиц нашей страны.
Нынешний заместитель председателя Совета безопасности РФ Дмитрий Медведев, опубликовал в российском издании "Коммерсантъ" заметку, посвященную украино-российским отношениям. Статья размещена под заголовком "Почему бессмысленны контакты с нынешним украинским руководством. Пять коротких полемических тезисов". Содержание материала носит довольно обидный для президента Владимира Зеленского характер, которого Дмитрий Медведев ни разу не назвал по имени и фамилии. Тем не менее, можно не сомневаться, что все пять тезисов обращены именно к нему.
В первом тезисе, Медведев отмечает, что нынешний президент Украины, ранее говорил по-русски и получал средства из российских источников. Но заняв свой пост, "отказался от своей идентичности", начал "истово служить наиболее оголтелым националистическим силам Украины" - и даже стал "большим националистом, чем наиболее радикальные из них".
Во втором тезисе, Медведев еще раз подчеркнул, что нынешнее руководители Украины – "абсолютно несамостоятельные люди", а сама страна находится "под внешним управлением". Которое чрезвычайно непрочно, поскольку США ничего не нужно от Украины, кроме противостояния с Россией. "…Нам с вассалами дело иметь бессмысленно. Дела нужно вести с сюзереном", - отмечает при этом Медведев.
В третьем тезисе, зампредседателя Совбеза РФ, говорит о том, что во главе Украины стоят слабые люди, желающие только набить себе карманы. Эту мысль Медведев развивает в четвертом тезисе, утверждая, что нынешние руководители нашей страны – невежественные и необязательные. "Они постоянно меняют позицию в угоду своим заокеанским хозяевам и политической конъюнктуре... Подписывают Минские соглашения, договариваются в "нормандском формате", а потом — после внутренних бурлений в Раде, на площади или ЦУ из-за океана — разворачивают позицию совсем в другую сторону", - поясняет автор.
Автор материала приходит к выводу, что переговоры с действующей украинской властью абсолютно бессмысленны, а значит следует дожидаться появления в нашей стране такого руководства, которое "не будет нацелено на конфронтацию с Россией". "Вот только с таким руководством Украины и стоит иметь дело. Россия умеет ждать. Мы люди терпеливые", - говорится в пятом тезисе.
Можно не сомневаться в том, что словами Дмитрия Медведева, говорит высшее российское руководство. Что означает это послание? Во-первых, это явный сигнал, что Владимиру Зеленскому можно не рассчитывать на встречу с Владимиром Путиным, по крайней мере до тех, пор пока он не начнет выполнять собственные предвыборные обещания, связанные с достижением мира на Донбассе в рамках "Минских соглашений". Эти соглашения весьма выгодны для России, поскольку предполагают широкую автономию ОРДЛО фактически под протекторатом Москвы.
Здесь нужно вспомнить о серьезной ошибке, которую допустил еще кандидат-Зеленский, накануне своего избрания, пообещав следовать "Минску-2" и не предложив собственных вариантов урегулирования конфликта на Донбассе. Никто, да пожалуй и сам Зеленский, тогда не мог толком объяснить, как можно достичь мира, используя "Минские соглашения", которые считались "мертвыми" при Петре Порошенко. Когда же дело дошло до выполнения этих обещаний (например, в рамках меморандума, подписанного по итогам Парижского саммита 9 декабря 2019 года), вполне закономерно выяснилось, что украинское общество считает их актом о капитуляции. И это не только 5-7% "националистов", о которых толкует в своей статье Дмитрий Медведев. Это значительная часть населения Украины. Они, безусловно, могут желать мира с Россией, но потерю украинских территорий прощать тоже не собираются. Таким образом, не просто "нацики", а собственные избиратели вынудили Зеленского отказаться от безоговорочного выполнения "Минских соглашений".
Поэтому статья Дмитрия Медведева является констатацией тупика в украино-российских отношениях. Разблокировка зависит от урегулирования военного конфликта на Донбассе и решения проблемы деоккупации Крыма. Но теперь Зеленского не желают слушать в Москве, а ценой возобновления переговоров является готовность к сдаче национальных интересов Украины. Однако Владимир Зеленский не собирается идти на уступки, что вызывает явное раздражение в Кремле. Обвинения в несамостоятельности, невежественности и необязательности – все из этой серии.
И все же Украина - далеко не единственный пункт в кремлевской повестке дня. Сейчас в России переключили внимание на другие постсоветские республики – Беларусь, Казахстан, Армению. В частности, в Москве не оставляют идею поглощения Беларуси в рамках так называемого "Союзного государства". По сравнению с Украиной, Беларусь кажется менее твердым орешком. Тихая аннексия "синеокой" также должна представить Владимира Путина в роли "собирателя земель русских". На этом фоне можно временно законсервировать украинский вопрос, и устами Дмитрия Медведева заявить, что "Россия умеет ждать".
Вторым неочевидным, но довольно важным фактором является ситуация вокруг кума Владимира Путина, Виктора Медведчука. Как известно, в пятницу 8 октября, находящемуся под домашним арестом Медведчуку, сообщили о новом подозрении, на этот раз по ст. 111 ("государственная измена") и ч.1 ст. 258-3 ("содействие деятельности террористической организации") Уголовного кодекса Украины. При этом, куму Путина был назначен большой залог в размере 1 млрд. грн. Развитие "кейса Медведчука" раздражает лично Владимира Путина, который хотел бы вернуть своего родственника в украинскую политическую повестку. Именно этим и можно пояснить столь быструю реакцию в виде статьи Медведева, которая, судя по всему, не планировалась редакцией. Снятие обвинений с Медведчука также может быть ценой для возобновления переговоров между Россией и Украиной на высшем уровне.