Сегодня, 6 октября, исполняется 50 лет с начала Войны Судного дня 1973 года. Тогда Египет и Сирия в день еврейского праздника Йом-Кипур (Судный день) напали на Израиль, чтобы взять реванш за Шестидневную войну 1967 года и вернуть захваченные тогда арабские территории. "Апостроф" анализирует исторические параллели между Войной Судного дня и широкомасштабным вторжением России в Украину 24 февраля 2022 года.
Просчеты израильской разведки, которая решила, что египетская и сирийская армия слабее вооруженных сил Израиля и не учла фактор неожиданного нападения, привели к тому, что в первые дни войны Тель-Авив потерял значительные территории. Однако мобилизация всего израильского общества в считанные часы, безоговорочные таланты, воля и четкая координация всех действий со стороны военного руководства страны переломили ход войны в пользу Израиля. Боевые действия были завершены в течение 18 суток победой Тель-Авива, несмотря на неожиданное нападение арабских войск.
Генерал Армии обороны (АО) Израиля Авигдор Бен-Гал, известный как один из героев Войны Судного дня, командовавший 7-й бронетанковой бригадой и остановивший наступление сирийской армии на Голанские высоты, постоянно отмечал, что Израиль в этой войне одержал грандиозную победу, которой практически нет аналогов в истории". Также Бен-Гал подчеркивал, что потери израильской армии в войне "были несовместимы с теми потерями, которые понес противник". Если Израиль потерял немногим более 2,5 тыс. человек погибшими, то потери Египта по разным оценкам колеблются от 5 до 15 тыс., а Сирии – до 3,5 тыс. солдат и офицеров. Потери по танкам у израильтян составили около 1100 единиц против 2300 у арабов.
Генерал Авигдор Бен-Гал
В Войне Судного дня между Израилем с одной стороны и Египтом и Сирией с другой есть много общего с событиями, предшествующими широкомасштабному российскому вторжению в Украину. Поэтому именно сегодня особенно актуально проанализировать основные факты арабо-израильской войны 1973 года и первого этапа русско-украинской войны (февраль-апрель 2022 года).
Израиль-1973: переоценка роли разведки и ошибки в оценке противника
После Шестидневной войны 1967 года линия разграничения с Египтом проходила по Суэцкому каналу. Вдоль восточного побережья канала Израиль построил линию Бар-Лева. Это был оборонительный рубеж протяженностью в 160 км и глубиной до 40 км, позади которого располагались 35 бетонных опорных пунктов (расстояние между которыми составляло от 900 м до 5 км), способных выдержать удары ФАБ-500.
А вдоль линии разграничения с Сирией (так называемая "Пурпурная линия"), Израиль построил оборонительный рубеж глубиной до 12 км, включавший противотанковый ров, минные поля и 17 фортифицированных оборонно-наблюдательных пунктов. Западнее оборонительной линии были подготовлены углубленные огневые позиции для ведения огня из положения "танк в окопе".
В своем стратегическом планировании Израиль рассчитывал на ведение оборонительных действий на восточном берегу Суэцкого канала, опираясь на линию Бар-Лева. Предполагалось сдерживать наступление египетских войск в течение двух суток, чтобы выиграть время для подтягивания резервов и создания условий для перехода в контрнаступление. Считалось, что противник не сможет навести переправы и захватить плацдарм. Группировка войск АО Израиля, которая должна была удерживать линию Бар-Лева, насчитывала 18 тыс. личного состава, до 300 танков и 70 орудий. Такая численность считалась достаточной для предотвращения форсирования египтянами Суэцкого канала.
На Голанских высотах оборонительный рубеж удерживала группировка АО Израиля в составе двух бронетанковых бригад и нескольких пехотных батальонов, что в общей сложности насчитывало до 3 тыс. личного состава, 180-200 танков, до 60 орудий. На случай агрессии сирийцев эта группировка должна была удерживать позиции, давая время для проведения мобилизации и введения в бой резервов.
Позиции Армии Обороны Израиля
План обороны Израиля опирался на предположение, что израильская разведка сможет разгадать планы противника по меньшей мере за двое суток до нападения, которых будет достаточно для нанесения превентивного удара израильской авиацией, проведения мобилизации, перехода в наступление и переноса войны на территорию противника. Но первые дни Войны Судного дня показали, что политическое руководство Израиля переоценило возможности своих разведывательных служб. Также в результате военной реформы, в основу которой был положен опыт Шестидневной войны, произошло существенное сокращение численности механизированных и пехотных бригад, что разбалансировало возможности АО Израиля. К тому же, численность личного состава на опорных пунктах линии Бар-Лева была сокращена почти вдвое (с 800 до 480 солдат).
Можно сделать вывод, что оборонная стратегия Израиля накануне 1973 года воплощала убежденность государственного руководства в полном ослаблении военного потенциала Египта и Сирии после их поражения в Шестидневной войне 1967 года и пренебрегала необходимостью усиления способностей армии.
Украина-2022: сокращение расходов на оборону
В Украине, напротив, командование Вооруженных Сил предусмотрело развертывание группировок войск для обеспечения военного присутствия и усиления охраны государственной границы с беларусью и россией. Кроме того, для адекватного реагирования на провокационные действия в воздушном пространстве Украины было организовано дежурство по противовоздушной обороне экипажами истребительной авиации. Также было обеспечено военное присутствие на угрожающих направлениях действий противника силами воинских частей, восстанавливавших боеспособность на полигонах Старычи, Ровно, Гончаровское, Новомосковск, Широколановка, Чугуев, Раденское. В общей сложности имелось до пяти общевойсковых бригад и подразделения артиллерии.
С 5 по 20 февраля 2022 состоялись командно-штабные учения "Заметіль - 2022" по реагированию на возникновение кризисной ситуации на северном направлении. Также в период с 1 по 28 февраля проводилось тактико-специальное обучение войск по развертыванию и эксплуатации полевой сети связи.
Учения "Заметіль-2022"
По состоянию на 24 февраля 2022 года у границ Украины были развернуты оперативные группировки украинских войск. Однако их численность была в разы ниже созданной россией группировки.
В течение 2018-2021 годов в нашей стране происходило последовательное снижение темпов модернизации и восстановления вооружений и военной техники. Кроме того, после 2020 года снижались и объемы оборонного бюджета. Лишь за половину суток до начала широкомасштабного российского вторжения, украинский парламент принял закон об увеличении расходов на безопасность и оборону на 23 млрд. Отмечались и промедления с мобилизацией. Только 22 февраля 2022 года, после официального ввода российских войск в ОРДЛО, в Украине был объявлен призыв граждан оперативного резерва. В то же время значительное количество воинских частей, в том числе в составе Сил ТРО, оставались в кадрированном виде.
Таким образом, подготовка Украины к отражению широкомасштабной российской агрессии не соответствовала уровню потенциальной угрозы из-за пренебрежения политическим руководством потребностей укрепления обороноспособности государства и развития Вооруженных Сил в условиях длительной войны с россией.
Можно считать, что Израиль и Украина накануне войны хотя и проводили подготовительные меры по отражению агрессии, но они не соответствовали уровню потенциальной угрозы.
Армия обороны Израиля в 1973 году и Вооруженные Силы Украины в 2022 году сделали главную ставку на ведение оборонных действий и выигрыш времени для проведения мобилизации и создания условий для перехода в наступление.
Различия заключаются в том, что Израиль с 1967 года удерживал в оккупации территории Египта и Сирии, отодвинув угрозу от своих границ. А российская федерация с 2014 года оккупировала часть территорий Украины, на которых могла беспрепятственно наращивать военное присутствие.
Оборонная стратегия Израиля основывалась на сохранении труднодоступных барьерных рубежей. Поэтому Израиль имел подготовленную оборону на обоих направлениях вторжения, а Украина - только по линии разграничения с ОРДЛО.
Военные Украины и Израиля сделали ставку на оборону
Израиль: военно-политическая обстановка перед войной 1973
Военно-политическое руководство Израиля не сразу распознало в действиях арабских государств подготовку к наступлению. В частности, концентрация сирийских войск на границе в течение сентября 1973 года рассматривалась как демонстрационные действия.
Израильские разведывательные службы прогнозировали низкую вероятность новой войны, считая, что Сирия не решится напасть в одиночку, а Египет не восстановил возможности своих вооруженных сил после войны 1967 года. Египет сосредотачивал войска на западном берегу Суэцкого канала под предлогом ежегодных военных учений. Подготовка наступления арабами проводилась в режиме строгой секретности: 22 сентября между сирийским и египетским лидерами была согласована дата совместного наступления – 6 октября, однако в войска план наступательной операции передавался медленно. В частности, командиры дивизий получили распоряжение только 3 октября, командиры бригад – 4 октября, командиры батальонов – 5 октября. Командиры рот и взводов получили распоряжение за считанные часы до начала наступательной операции.
Первым сигналом для Израиля о приближающейся войне послужили действия СССР. Сирия и Египет предупредили Советский Союз о готовящемся наступлении. 4-5 октября СССР эвакуировал работников дипломатических учреждений и членов их семей из этих арабских государств. В связи с этим начальник Генерального штаба АО Израиля генерал-майор Давид Элазар провел перегруппировку сил на Голанских высотах, усилив их дополнительными танковыми подразделениями, снятыми с линии Бар-Лева.
Утром 6 октября израильская разведка представила разведывательные данные, подкрепленные аэрофотосъемкой, о запланированном на 18:00 того же дня совместном наступлении сирийских и египетских войск (наступление должно было начаться в 14:00). Однако на совещании израильских чиновников, в котором приняли участие премьер-министр Голда Меир и министр обороны Моше Даян, было отвергнуто предложение начальника Генштаба АО Израиля Давида Элазара о нанесении превентивного воздушного удара по египетским войскам, чтобы Израиль не выглядел агрессором в глазах мирового сообщества. Кроме того, министр обороны Израиля разрешил произвести мобилизацию двух дивизий (70 тыс. военнослужащих), хотя военные требовали мобилизовать пять дивизий и весь резерв воздушных сил. Свои нерешительные действия правительство объясняло предыдущим обострением ситуации в мае 1973 года, когда была произведена мобилизация, но боевые действия так и не начались, что нанесло существенный ущерб израильской экономике.
Главный вывод – руководство Израиля проигнорировало сведения о подготовке Египта и Сирии к нападению, не приняло своевременных мер по усилению обороны и отражению агрессии. А также не желая выглядеть в глазах международного сообщества агрессором, руководители Израиля воздержались от превентивных действий против Египта и Сирии.
Египетские войска форсируют Суэцкий канал
Украина: военно-политическая обстановка в начале войны 2022 года
Украинские власти также игнорировали предупреждения о военных приготовлениях россиян. В частности, в начале ноября 2021 года госсекретарь США Энтони Блинкен во время встречи с Президентом Украины Владимиром Зеленским в Глазго, изложил последнему разведывательную оценку планов российского вторжения. Через неделю министр иностранных дел Украины Дмитрий Кулеба и глава Офиса Президента Андрей Ермак получили аналогичную информацию от советника президента США по безопасности Дж. Салливана. Однако политическое руководство Украины в своих публичных заявлениях пыталось приуменьшить угрозу.
Эти заверения властей соответствующим образом повлияли на общественное мнение. Так, по данным опроса, проведенного социологической группой "Рейтинг" 16-17 февраля, только 19% украинцев оценивали вероятность полномасштабного вооруженного вторжения России в Украину как высокую, 33% - как среднюю, 20% - как низкую, а 25% вообще не видели никакой опасности. Вместе с тем большинство граждан (64%) были уверены, что Украина сможет отразить нападение, если оно таки произойдет.
Вечером 22 февраля 2022 года Вашингтон официально предоставил Киеву данные своей разведки о готовности российских войск к широкомасштабному вторжению "в течение следующих 24-48 часов". Впрочем, украинская сторона, по сообщениям СМИ, скептически отнеслась к этому предупреждению, учитывая, что США уже в третий раз за февраль 2022 года сообщали о дате начала нападения россии.
Впрочем, признавая реальность угрозы, военно-политическое руководство Украины призвало страны Запада предоставить оборонное и наступательное вооружение, включая мощные системы ПВО/ПРО, самолеты и ракетные системы, а также ввести превентивные санкции для сдерживания российской агрессии. Ответ со стороны стран НАТО и ЕС был отрицательным. Главным аргументом здесь выступали опасения спровоцировать путина на агрессию.
В условиях обострения военно-политической обстановки вокруг Украины в начале 2022 года не были приняты своевременные меры по подготовке страны к отражению широкомасштабной агрессии - проведение стратегического и мобилизационного развертывания, объявления военного положения, создание группировок на направлениях ожидаемого нападения войск противника, прежде всего, на юге и севере страны, эвакуации гражданского населения и государственных учреждений. Эти просчеты были обусловлены неверной оценкой военно-политической и военно-стратегической обстановки. Из трех потенциальных сценариев развития событий – широкомасштабная агрессия вс рф, операция с целью установления сухопутного коридора в Крым, локальная эскалация на Востоке Украины – руководство Украины считало наиболее вероятным именно последний.
Несмотря на многочисленные предупреждения, руководство Украины не приготовилось к войне
Можно найти такую общую черту между арабскими государствами в 1973 году и россией в 2021-2022 годах - подготовительные мероприятия к началу агрессии проводились в режиме строгой секретности. А политическое руководство Израиля и Украины недооценило степень угрозы военного вторжения противника и модель реакции на обострение военно-политической обстановки. Но есть и определенные отличия – политическое руководство Украины, в отличие от Израиля, было заранее предупреждено партнерами об опасности агрессии.
Военно-политические последствия для Израиля
Несмотря на эффект внезапности, вооруженным силам арабских государств не удалось нанести поражение Армии обороны Израиля и оккупировать территории, находившиеся под израильским военным контролем после 1967 года. Уже в конце октября 1973 года начались переговоры между враждующими сторонами о разграничении войск.
Руководство Израиля осознавало, что, несмотря на впечатляющие оперативные и тактические успехи на поле боя, АОИ не сможет гарантировать постоянное доминирование над арабскими государствами в военном плане, как в течение Первой, Второй и Третьей арабо-израильских войн.
Это изменение в военно-политической стратегии Тель-Авива проложило путь к израильско-арабскому мирному процессу. Кемп-Дэвидские соглашения 1978 года, заключенные по итогам Войны Судного дня, предусматривали возвращение Израилем всего Синайского полуострова в пользу Египта. Мирный же договор, заключенный между Египтом и Израилем в 1979 году, стал первым случаем, когда арабская страна признала Израиль независимым государством.
Бои на фронтах Войны Судного дня
После достижения мира с Израилем, Египет продолжил свой отход от Советского Союза и, наконец, полностью покинул советскую сферу влияния.
Война Судного дня имела решающее значение для изменения военного баланса сил на Ближнем Востоке. Она заставила Силы обороны Израиля пересмотреть свое отношение к египетским вооруженным силам и снизить уверенность в возможности очередной победы над Египтом в случае новой войны. В то же время, Египет был вынужден признать, что, несмотря на модернизацию и техническое переоснащение собственных вооруженных сил, он потерпел поражение и не сможет когда-либо победить Израиль в военном плане.
Выиграв войну, Израиль обеспечил стабилизацию своего военно-политического положения на Ближнем Востоке в послевоенное время. Эта стабилизация была обеспечена рядом соглашений, договоренностей и мер, впоследствии получивших условное название "израильская модель безопасности". Одним из ее ключевых элементов стало дальнейшее развертывание военно-технического сотрудничества с Западом, прежде всего, с США при формировании особой партнерской модели отношений между политическими элитами.
Военно-политические последствия для Украины
Российской армии не удалось развить первоначальный успех и добиться главных целей наступательной операции. Боевые действия на первом этапе широкомасштабной агрессии продемонстрировали, что враг допустил фундаментальные просчеты и неверно оценил оперативную обстановку, что привело к срыву его планов уже в первую неделю. Хотя российским войскам пока удалось удержать оккупированные территории Луганской, Донецкой, Запорожской и Херсонской областей, враг не смог захватить Киев и свергнуть законную власть Украины, а также уничтожить группировку украинских войск в зоне проведения операций Объединенных Сил.
Российская армия не смогла достичь своих целей
Командование и личный состав ВС Украины сохранили верность конституционному долгу и воинской присяге, героически и решительно выполняли задачи обороны государства, сдерживания и отпора вооруженной агрессии.
Военно-политическая обстановка для Украины претерпела кардинальные изменения после того, как Силы обороны Украины смогли сломать планы противника по захвату Киева и смене легитимной власти, а в ходе проведения Киевской и Черниговской оборонных операций заставили российские войска отступить из Киевской, Житомирской, Черниговской и Сумской областей.
США определили свою поддержку Украины до самой победы, убедив этим других союзников по НАТО присоединиться к оказанию широкой помощи нашему государству, чтобы нанести стратегическое военное поражение россии. В Вашингтоне появилось понимание, что единственный способ устранить угрозу со стороны России – помочь Украине одержать решающую победу над рф и ослабить ее долгосрочный военный потенциал.
Конкретные военно-политические шаги по формированию антироссийской коалиции с целью предоставления военно-технической помощи Украине были реализованы в частности в формате Контактной группы по обороне Украины - так называемый Рамштайн. Ее главная задача – консолидация военно-технической помощи ВСУ со стороны более 50 стран мира, включая государства НАТО.
Передача зарубежного вооружения
Западные страны ошиблись в своих оценках устойчивости Украины и способности ее сил обороны дать отпор врагу. С этим была связана довольно вялая реакция Запада в первые дни войны. Срыв планов врага на первом этапе широкомасштабной агрессии России кардинально изменил отношение Запада к войне. Благодаря вооруженному сопротивлению Украина смогла утвердить субъектность на международной арене, объединив мировое демократическое сообщество вокруг борьбы с неоимпериалистической экспансией россии. Широкомасштабное вторжение россии в Украину привело к изменению геополитического ландшафта Европы, вопрос расширения НАТО и ЕС приобрёл ключевое значение для сохранения стабильности и безопасности евроатлантического сообщества.
Российско-украинская война стала примером неоимперской войны на уничтожение, а Война Судного дня была региональной войной с ограниченными целями. Главные отличия заключаются в том, что война 1973 года не имела глобальных политических последствий. В будущем Украина должна четко на законодательном уровне урегулировать все нюансы перехода государства и всех составляющих сектора безопасности и обороны, особенно ВСУ, от состояния мирного времени к военному положению. Необходимо разработать и внести в действующее законодательство изменения, не позволяющие субъективным решениям определенного круга должностных лиц или отсутствию подобных решений отрицательно повлиять на национальную безопасность государства.
Читайте также: Украине нужно готовиться к тому, с чем Израиль живет уже 75 лет – Сергей Ауслендер