RU  UA  EN

среда, 5 февраля
  • НБУ:USD 41.35
  • НБУ:EUR 42.60
НБУ:USD  41.35
Политика

Выборы во время войны. Опыт других стран и возможности для Украины

Украина Image by Enrique from Pixabay

В последние дни в Украине продолжается дискуссия на тему, возможно ли провести выборы во время войны. Причиной дискуссии стали слова спецпредставителя президента США по Украине и России Кита Келлога, который заявил, что в большинстве демократических стран выборы можно проводить даже во время войны. На Банковой высказывания Келлога подвергли критике. Насколько американский чиновник прав, в каких странах проводились выборы во время боевых действий и каковы их последствия, а возможно ли это в Украине — в материале «Апострофа».

На прошлой неделе спецпредставитель 47-го президента США Дональда Трампа по вопросам Украины и России Кит Келлог заявил, что Соединенные Штаты хотели бы проведения президентских и парламентских выборов в Украине, возможно, до конца года, после вероятного соглашения о прекращении огня.

«Большинство демократических стран проводят выборы во время войны. Я думаю, что это важно. Я думаю, это хорошо для демократии. В этом и состоит прелесть крепкой демократии: у вас есть больше одного потенциального кандидата», — сказал Келлог.

Коммуникационный советник украинского президента Дмитрий Литвин подверг критике предложение спецпредставителя США провести выборы в стране и призвал Вашингтон для прекращения войны разработать конкретный план совместных действий Украины и США.

«Мы не видели полного интервью господина Келлога, только несколько цитат о выборах, поэтому сложно полностью оценить его позицию. Но если его план – только прекращение огня и выборы, то это провальный план – Путина не запугать только этими двумя вещами», – написал Литвин в сети Х.

"Апостроф" проверил, в каких странах проводились выборы во время войны.

США

Если углубляться в историю, то можно отметить, что первое голосование состоялось в Штатах во время Гражданской войны в 1864 году. Тогда война шла непосредственно на территории Штатов. В стране выбирали президента. Победу тогда одержал республиканец Авраам Линкольн. Больше войн на территории страны не было. Но в 20 веке произошло две мировые войны, и Америка в них участвовала. Так, во время Первой и Второй мировых войн в США состоялось три процесса очередных президентских выборов (1916, 1940, 1944) и шесть процессов парламентских выборов (1914, 1916, 1918, 1940, 1942, 1944). В избирательном процессе участвовали и военные, находившиеся на фронтах за пределами страны. Им на фронт доставляли бюллетени для голосования, а затем эти бюллетени в запечатанных самим военнослужащим конверте возвращали в США. Так проходило волеизъявление.

Великобритания

Во время Первой мировой войны в отличие от США в Британии парламентские выборы не проводились, даже несмотря на то, что непосредственно на территории страны военные действия не велись, но территория страны подвергалась обстрелам. Выборы должны были состояться в 1916 году, но парламент продолжал работать и переносил голосование четыре раза – дважды в 1916 году и дважды в 1917-м. Война закончилась 11 ноября 1918 г., и уже через месяц в Британии прошли парламентские выборы. Таким образом, довоенный состав парламента проработал восемь лет вместо пяти лет. Между тем местные выборы в стране прошли в 1914 и 1915 годах.

В период Второй мировой войны парламентские выборы в Британии тоже не проводились. Они должны были состояться в 1940 году, но война в Европе уже длилась и срок выборов перенесли на год, а затем парламент продлевал срок своих полномочий каждый год. Парламентские выборы в Британии прошли 5 июля 1945 года. То есть, парламентарии вместо пяти работали 10 лет.

Если брать новую историю, то выборы проходили во время боевых действий в Сирии, Афганистане и Ираке.

Афганистан

В этой стране война продолжалась долгое время. В 1979 году в Афганистан вошли советские войска. СССР менял руководителей страны, но парламента не существовало. Выборы в парламент прошли в апреле 1988 года на многопартийной основе. Но «победу» одержала Народно-демократическая партия Афганистана, контролируемая Советским Союзом. Правда, следует отметить, что действующая власть контролировала тогда всего 20% территории страны. Остальные Афганистана находились под контролем оппозиции. Так что вопрос, насколько выборы были всенародными, свободными и демократическими, выглядит риторическим.

Вторая волна выборов в Афганистане происходила, когда на территории страны находились войска США с 2001 по 2021 год. При этом активные боевые действия не прекращались. Действующие власти также не контролировали всю территорию страны.

В этот период в Афганистане прошли четыре кампании президентских выборов (2004, 2009, 2014 и 2019 годы). Парламентские выборы прошли в 2005 году. Все выборы сопровождались насилием со стороны Талибана, на избирательных участках происходили теракты и гибли люди. Но и президенты, и парламент избирались. И тут опять же возникает вопрос, насколько эти выборы были конкурентными и демократическими?

Ирак

В Ираке выборы проводились во время активных боевых действий несколько раз. В 2005 году после свержения режима Саддама Хусейна, когда территорию страны контролировали войска США, прошли парламентские выборы. В ходе голосования было зафиксировано несколько нападений на избирательные участки, погибли люди.

В 2010 году в Ираке прошли вторые парламентские выборы. Хотя власти и американские военные приняли меры безопасности, терактов предотвратить не удалось. Снова были погибшие.

Сирия

Во время войны в Сирии, которая началась в 2011 году, несколько раз проводились парламентские и президентские выборы. Президент Башар Асад все это время до своего ниспровержения не контролировал всю территорию страны. Как парламентские, так и президентские выборы в Сирии проходили только на подконтрольной Асаду территории, которая менялась в зависимости от результатов боев. На выборах всегда побеждала его партия БААС и он сам. На последних выборах в 2021 году за Асада проголосовало более 95% избирателей. О демократичности волеизъявления тоже говорить не приходится.

Израиль

В контексте выборов во время войны часто упоминается Израиль. И эта страна действительно является примером демократической страны, которая с момента ее создания в 1948 году имеет успешный опыт не только функционирования политической системы в условиях постоянной внешней военной угрозы, но и проведения выборов в условиях военного положения. Здесь можно упомянуть очень интенсивные, но краткосрочные арабо-израильские войны (1948, 1956, 1967 и 1973 годы), две палестинские интифады (1987–1993 и 2000–2005 гг.), а также периодические военные операции против исламского движения “Хамас” в 2008–2009 и 2023–2024 годах. Между тем войны непосредственно на территории Израиля не ведется. Также следует отметить, что в некоторых регионах, приближенных к зоне конфликта, голосование в целях безопасности не проводится.

Украина

В качестве примера можно вспомнить и нашу страну. После оккупации Крыма и части Донбасса в 2014 году, даже несмотря на продолжение боевых действий, в Украине прошли две парламентские и две президентские кампании. Но здесь следует отметить, что боевые действия велись только в отдельных местах Донецкой и Луганской областей, не было масштабных разрушений и большого количества беженцев, по территории страны не летали Шахеды и баллистические ракеты.

Зуд и вызовы

Как отметил в комментарии «Апострофу» эксперт по конституционному праву Центра политико-правовых реформ, бывший заместитель председателя Центральной избирательной комиссии Украины Андрей Магера, во время военного положения выборы в Украине невозможны.

«Основным условием выборов является прекращение военного положения. А оно может быть приостановлено только в том случае, когда прекратятся широкомасштабные военные действия на всей территории Украины. Военное положение указом президента у нас продлено до 9 мая и все эти разговоры о возможных выборах весной, или летом 2025 года, я называю предвыборным зудом», - говорит эксперт.

«Принцип свободных выборов предполагает два важных элемента: возможность для избирателя свободно сформировать свою политическую волю; возможность для избирателя свободно воплотить свою политическую волю. Без принуждения, обмана, подкупа и так далее. Поэтому во время широкомасштабных боевых действий реализовать эти 2 принципа (из пяти существующих конституционных принципов) невозможно. Следовательно, процесс, который не основывается на основных принципах избирательного права, не является избирательным», - подчеркнул Андрей Магера.

Также эксперт обратил внимание на вызовы, которые встанут перед страной в случае проведения выборов.

«Другая проблема – это возникающие вызовы. ЦИК в настоящее время принимает меры по обновлению реестра избирателей. Однако есть проблема внутриперемещенных лиц. Ну, этот вопрос решится. А еще есть беженцы за границей, точное количество которых мы не знаем, потому что только очень скудная часть их стала на консульский учет. Ну и военные. Даже в том случае, когда будет прекращено действие военного положения и подписан какой-либо договор с РФ, мгновенной демобилизации не последует. Появится вопрос, каким образом и им гарантировать право голоса. А еще оборудование избирательных участков. И главное, мы не понимаем, а какую территорию будет охватывать избирательный процесс», - резюмировал Магера.

То есть, как свидетельствует история, теоретически во время войны выборы можно провести. Но насколько они будут честными и демократическими? Ответ здесь очевиден.

Читайте также

Новини партнерів