RU  UA  EN

воскресенье, 22 декабря
  • НБУ:USD 41.55
  • НБУ:EUR 43.25
НБУ:USD  41.55
Политика

Балтийский регион – это уже горячая точка из-за Путина

Норвежский историк рассказал об угрозах от Путина

Норвежский историк рассказал об угрозах от Путина Норвежский историк и профессор Института оборонных исследований (IFS, Норвегия) Рольф Тамнес Фото: Torbjørn Kjosvold/Forsvaret

Норвежский историк и профессор Института оборонных исследований (IFS, Норвегия) Рольф Тамнес рассказал в интервью "Апострофу", может ли вспыхнуть война между Россией и Норвегией, сможет ли НАТО сдержать Путина, в чем заключается уникальность нынешнего лидера РФ, а также какие уроки следует вынести Западу из войны на Донбассе.

Рольф Тамнес - норвежский историк и профессор Института оборонных исследований (IFS). Родился 18 марта 1951 года. Работает в Институте с 1981 года, из них директором с 1996 по 2012 год. Он также был адъюнкт-профессором в университете Осло с 1995 по 2010. Тамнес получил докторскую степень в 1991 году. Был председателем экспертной комиссии Норвежского совета обороны и безопасности.

Профессор работает над широким спектром публикаций, особенно о норвежской внешней политике и обороне. Известен также своим постоянным сотрудничеством с The Atlantic Council.

- Почему так важно сильное НАТО для политики безопасности Норвегии? И каков определяющий фактор в системе обороны страны?

- Норвегия - это маленькая страна, которая имеет могучего соседа - Россию. Увеличение количества российских вооруженных сил в регионе только подчеркивает асимметричность государственных отношений между двумя странами. Понятно, что Норвегия очень зависима от военной помощи НАТО, поэтому надежная поддержка Альянса и является определяющим фактором в военной стратегии и планировании Норвегии.

- Что, по вашему мнению, означает фраза "сбалансировать" Россию? Какие инструменты нужно использовать для того, чтобы это осуществить?

- На севере Европы практически никогда не думали над тем, как сбалансировать Россию в мирное время, создавая прямую симметричную оборону. Безопасность Норвегии зависит от вероятности эскалации конфликта. Российские лидеры должны понимать, что при нарушении целостности Норвегии они неизбежно будут иметь войну с НАТО. Но сейчас нет причин считать, что Российская Федерация рискнет начать войну.

- Как вы считаете, станет ли Балтика новой горячей точкой в отношениях между Россией и НАТО? Насколько это реально?

- Балтийский регион – это на сегодня уже горячая точка. Я убежден, что меры, которые сейчас принимаются в рамках Плана готовности к действиям НАТО и Американской инициативы европейской безопасности (The US European Reassurance Initiative) смогут обеспечить надежное сдерживание России.

- Возможен ли военный конфликт между Норвегией и Россией из-за агрессивного поведения последней на Арктике? Имеется в виду ситуация вокруг архипелага Шпицберген.

- Ситуация вокруг архипелага имеет свои особенности. Шпицбергенский трактат* от 1920 года определяет полное и абсолютное владение Норвегией этим архипелагом, но запрещает использовать эту территорию с военной целью и требует от стран-участниц договора безусловного выполнения всех условий, указанных в нем.

Шпицберген стал одной из самых сложных тем в норвежской внешней политике. В большей степени из-за того, что Россия пытается вынести этот вопрос в сферу двусторонних отношений и получить от этого привилегированные права. Для Кремля также крайне необходимо сохранять текущий статус-кво, для того чтобы обеспечить свое присутствие в Западной Атлантике. Конечно, уже было немало инцидентов и маленьких кризисных ситуаций. Хотя Россия может оказывать давление, чтобы достичь своих целей, но ее агрессивная политика неизбежно приведет к эскалации. Кстати, россияне четко понимают, что Шпицберген находится в зоне ответственности НАТО.

- Какой, по вашему мнению, является главная цель Путина на этом направлении?

- Что бы там не планировал сделать Путин, но очень трудно представить, что ему таки удастся подорвать суверенитет Норвегии.

- Вы можете сказать, почему Россия существенно усилила свою военную деятельность в Арктике?

- Рост ее военной активности в Арктике отражает общее военное переоснащение Вооруженных сил РФ в течение 2007-2008 годов. К тому же, на севере континента есть своя специфика: основа геостратегии России здесь это субмарины с ядерным боезарядом и необходимость их защиты в Баренцевом море, которое россияне считают своим форпостом. Стратегические ядерные силы имеют значительный приоритет в российском оборонном планировании. Они тратят огромные ресурсы на развитие, размещение и защиту своих сил как на Севере, так и в любом месте.

- Что нужно сделать Норвегии, чтобы противостоять таким действиям?

- Ключевая цель политики и стратегии Норвегии - это улучшение собственной обороны и стимулирования коллективной обороны НАТО. Это требует новых или улучшенных резервных планов, моделирования операций согласно статье 5 Устава НАТО**. А также новые договоренности относительно передачи и размещения союзных усиленных подразделений.

- Готовы ли норвежские вооруженные силы ответить на гипотетическую агрессию России?

- Вооруженные силы Норвегии*** достаточно сильны, чтобы дать отпор на первом этапе конфликта и дождаться помощи Альянса. Хотя размер и состояние сил на севере страны довольно слабые. Поэтому в ближайшие годы нам потребуются значительные дополнительные финансовые ресурсы для улучшения готовности и поддержки Вооруженных сил в сфере логистики.

- Как вы считаете, почему Путин ведет себя так агрессивно на востоке Украины? Каковы были его мотивы относительно аннексии Крыма и начала войны на Донбассе?

- Большая военная реформа, которую провел Путин, базируется на страхе окружения и руководствуется постоянным желанием отплатить за геополитические поражения в 90-х годах прошлого века. Он создал целый диапазон инструментов государственной власти с таким уровнем координации, которой не было раньше. В значительной степени это сочетание традиционной военной власти с нетрадиционными информационными методами. Он демонстрирует, что готов применять эти инструменты, действуя как с помощью прямого военного вмешательства, так и обычного давления и запугивания.

- Как нужно реформировать НАТО, чтобы успешно сдерживать Российскую Федерацию?

- НАТО стало слишком сложной организацией с большим количеством членов и разнообразными интересами. В то же время необходимо принимать новые меры по улучшению обороны. Хотя иногда приходит разочарование из-за слабых лидеров и низкой скорости. Уже было сказано, что сейчас НАТО в гораздо лучшем состоянии, чем десять лет назад, и существенно усилится в следующую декаду. Это говорит нам о том, что Россия не сможет добиться успеха в долгосрочной перспективе, но нужно быть очень терпеливыми.

- Каковы сейчас главные вызовы для Альянса?

- Первый - нужно значительно усилить оборону на передовых рубежах в Центральной и Восточной Европе. Те меры, которые сейчас планируются, существенно помогут достичь этой цели. Второй - морская стратегия НАТО и структура командования должны полностью измениться для того, чтобы соответствовать сценариям, описанным в статье 5**. Третий, чтобы поддерживать доверие к себе, Альянсу необходимо начать играть более активную роль при решении огромных проблем на юге континента.

- Какие уроки гибридной войны в Украине могут выучить другие европейские страны, особенно те, которые имеют общие границы с Россией?

- Хотя гибридная война - это не новое явление, но современные технологии добавили новых измерений к этой проблеме. Как ее решить, нет простого ответа. Но первое, что должно быть - это крепкая первая линия обороны.

- Какова должна быть политика НАТО на этот год?

- К коллективной обороне надо относиться более ответственно, особенно при выполнении собственных планов… В более агрессивном стиле, чем как это есть на сегодня.

- Каким должно быть руководство НАТО для того, чтобы успешно отвечать на текущие вызовы?

- НАТО не будет иметь успеха без сильного руководства. Конечно, что и без США Альянс не сможет существовать. Гарантии США и их силовое содействие имеют значительный эффект. Нам также нужно сильное руководство США для того, чтобы поддерживать сплоченность и управления организации.

* Шпицбергенский трактат был подписан 9 февраля 1920 года в Париже и определил статус архипелага Шпицберген. Согласно ему, над Шпицбергеном устанавливался суверенитет Норвегии, а государствам-участникам договора предоставлялось равное право на эксплуатацию природных ресурсов архипелага и его территориальных вод. Норвегия обязалась не использовать Шпицберген для военных целей. Норвежский парламент признал, что СССР является государством, имеющим наряду с Норвегией особые экономические интересы на Шпицбергене. С 1991г. эти права перешли к России.

** Устав НАТО. Статья 5. Стороны соглашаются, что вооруженное нападение на одну или нескольких из них в Европе или Северной Америке будет рассматриваться как нападение на них всех.

*** Вооруженные силы королевства Норвегия - сухопутные войска, численность 15000, Военно-морские силы, численность 6000, Военно-воздушные силы - 1500 человек, подразделения территориальной обороны.

Читайте также