RU  UA  EN

воскресенье, 22 декабря
  • НБУ:USD 41.55
  • НБУ:EUR 43.25
НБУ:USD  41.55
Политика

Спасти ассоциацию: есть ли подвох для Украины в новом плане Нидерландов

Нидерланды хотят добавить к Соглашению об ассоциации Украины с ЕС утверждение, что оно не означает членство в ЕС

Нидерланды хотят добавить к Соглашению об ассоциации Украины с ЕС утверждение, что оно не означает членство в ЕС Нидерланды затягивают процесс ратификации Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС, но и не отзывают свой голос окончательно Фото: EPA/UPG

После того как Нидерланды продлили срок консультаций по поводу Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС и вроде бы отказались от идеи отозвать свой голос за ратификацию, появляются новые предложения относительно того, как выйти из тупика. Страны ЕС и Украина будут и дальше обсуждать разные варианты, но приоритетным, судя по всему, станет принятие дополнительной декларации, которая закрепит или разъяснит, что Соглашение не является шагом к членству Украины в ЕС. Также в ней должно быть упомянуто, что ратификация документа не будет означать сотрудничество в военной сфере и новую финансовую помощь со стороны Евросоюза. Хотя эти вопросы не регулируются Соглашением об ассоциации, вовсе не факт, что Украина будет готова принять новые условия — некоторые спикеры настаивают, что предложения неприемлемы для Украины. Правда, Киеву и не придется ставить подпись под таким документом вероятнее всего, его будут подписывать лишь представители ЕС.

Вопреки опасениям, полный отказ Нидерландов от ратификации Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС не произошел. Существовала достаточно высокая вероятность того, что власти поставят на голосование в парламенте проект закона об отзыве ратификации Нидерландами. Однако правительство Нидерландов выбрало более умеренный вариант. В письме к парламентариям премьер Марк Рютте и министр иностранных дел Берт Кундерс высказали мнение, что ратификация Соглашения об ассоциации все еще возможна, и именно такой исход будет в интересах Нидерландов. Для этого некоторые его аспекты нужно подкорректировать, чтобы учесть мнение тех, кто голосовал против на апрельском референдуме в Нидерландах.

Нидерландская сторона решила продолжить консультации внутри страны, а также со странами ЕС и Украиной, чтобы к Европейскому Совету, то есть саммиту ЕС, подготовить приемлемое для всех решение. Он пройдет 15-16 декабря. К этому моменту официальная Гаага хочет добиться большей поддержки Соглашения среди оппозиционных партий.

Киев категорически отвергает возможность внесения изменений в текст соглашения. Петр Порошенко, к слову, 31 октября заявил, что опасность удалось устранить. Но Нидерланды настаивают, что необходимым условием для поддержки Соглашения об ассоциации будут следующие тезисы: документ не является шагом Украины к членству в ЕС, не обеспечивает свободный доступ к рынку труда Евросоюза, не ставит вопрос о военном сотрудничестве и финансовой помощи Украине; борьба с коррупцией станет центральной частью Соглашения об ассоциации.

С юридической точки зрения Соглашение об ассоциации не является шагом к членству Украины с ЕС. Подобные тезисы в документе просто отсутствуют. Оно призвано подтянуть Украину к европейским стандартам и наладить торговлю. Поэтому Соглашение многими в Украине воспринимается именно как промежуточный шаг к вступлению в ЕС. И именно на подобную ложь купились граждане Нидерландов, голосовавшие на референдуме против ратификации, ведь, пожалуй, только единицы из них могли читать документ на 1200 страниц.

Как сообщило "Польское радио", 2 ноября в Евросоюзе стартовали переговоры о декларации, которая должна дополнить Соглашение об ассоциации Украины с ЕС и таким образом спасти его. Приложить эту декларацию к Соглашению предложила, если верить публикации, именно нидерландская сторона. С этим должны будут согласиться все страны-участники переговоров. Предполагается, что в этой декларации как раз учтут указанные выше предложения-требования официальной Гааги.

"Мы сейчас обсуждаем с Европейским Советом вопрос относительно интерпретационного документа, который фактически будет иметь целью объяснение положений Соглашения — как работают положения относительно перспективы членства, сотрудничества в сфере обороны и в военной сфере и как работают механизмы оказания финансовой помощи", — заявила ранее замглавы МИД Елена Зеркаль. Она отметила, что вариант с юридически обязывающим документом был сомнительным для Украины. То есть, по словам Зеркаль, будет не нуждающийся в ратификации документ, а что-то вроде кодекса с объяснениями.

Также, по ее словам, базой для интерпретации Соглашения будет похожий документ, который был принят Советом ЕС, после того как застопорилось принятие договора о зоне свободной торговли между Канадой и ЕС. Принятие интерпретационного документа помогло получить согласие последнего противника — бельгийского региона Валлония. Не исключено, что именно таким путем пойдут и Нидерланды вместе с руководством Евросоюза и другими странами-членами.

Редактор "Европейской правды" Сергей Сидоренко не видит особой разницы между интерпретационным документом и юридически обязывающим, поскольку, по его словам, любой принятый на уровне ЕС документ будет иметь обязывающий статус. Как он сказал в комментарии "Апострофу", из предложенных изменений нет пока ясности лишь относительно финансовой помощи, поскольку членство в ЕС в принципе не предусмотрено Соглашением, и там нет положений о свободном перемещении рабочей силы и глубоком сотрудничестве в сфере безопасности и обороны.

"Соответственно, если мы или Нидерланды пропишут некий обязывающий документ, и он будет согласован ЕС, что никаких изменений в этом нет, это ничего не изменит по сути. Это будет некое политическое заявление, которое нужно будет Нидерландам, чтобы показать своим избирателям. Что касается финансовой помощи, будет все зависеть от того, как будет прописана эта формулировка в самом документе. Как он будет называться, на данный момент не до конца ясно, потому что приводятся разные названия", — рассказал журналист. Он предположил, что и тезисы о финансовой помощи также ничего не изменят, потому что Нидерланды не могут отказаться платить взносы в ЕС, поскольку часть взносов через фонд ЕС предоставляется Украине.

По словам Сидоренко, пока не понятно, будет ли подписывать такой документ Украина. "У меня есть ощущение, что Украина не будет и не должна его подписывать. Потому что сейчас идет внутриевропейское согласование. Что сейчас придумывает европейская сторона (подписавшая Соглашение) внутри себя, нас, по большому счету, не очень интересует. Мы, чтобы Соглашение об ассоциации заработало, сделали все, что могли и что должны были. Сейчас очередь за ЕС. Возможно, нас попросят сделать политическое заявление, что мы не против", — объяснил он.

Директор Института евроатлантического сотрудничества Александр Сушко также считает, что Нидерланды пытаются придумать такую юридическую формулу, которая бы успокоила нидерландского избирателя и позволила переубедить парламент ратифицировать Соглашение. И в то же время, по его словам, по нескольким чувствительным вопросам Гаага пытается навязать свою трактовку.

"Например, что Соглашение об ассоциации не является шагом к получению членства в ЕС. На самом деле, это вопрос очень спорный. С одной стороны, Соглашение никаким образом не фиксирует перспективу членства. Формально оно и не является шагом к членству. Но по своей сути оно существенно приближает Украину к членству в ЕС. Поэтому де-факто это происходит", — объяснил Сушко. По его мнению, поэтому Нидерланды и предлагают что-то, что поможет убедить избирателей, но не изменит текст Соглашения об ассоциации и его суть, поскольку финансовая помощь, военная поддержка и другие упомянутые аспекты не регулируются Соглашением. Сушко считает, что Украина не будет иметь отношения к новому протоколу или декларации и не станет подписывать этот документ.

Суть предлагаемого протокола, отметил эксперт, уже известна, и он очевидно неприятный для Украины. "Но, по большому счету, вопрос в приоритетах на этот момент. Приоритет сейчас состоит в том, что нужно завершить ратификацию, чтобы Соглашение вступило в силу. А это можно сделать только таким путем", — убежден Сушко.

Он добавил, что в будущем у противников вступления Украины в ЕС может появиться дополнительный аргумент в виде этого протокола. "Но я считаю, что реально вопрос о членстве Украины в ЕС будет решаться настолько нескоро, что значение этого документа на тот момент будет гораздо меньше, чем значение Будапештского меморандума для территориальной целостности Украины сейчас", — заключил Сушко.

Тем не менее нардеп и замглавы комитета Верховной Рады по иностранным делам Игорь Гузь считает предложения нидерландской стороны неприемлемыми для Украины. Он сказал в комментарии "Апострофу", что такую позицию и должны декларировать МИД и руководство страны, даже если предложения в будущем не будут выполняться.

"Это неприемлемые позиции. Как мы можем принять позицию, что ЕС не будет предоставлять финансовую или военную помощь?! Думаю, что наша сторона должна от этого отказываться и убеждать ЕС искать другие варианты. Думаю, что у руководства ЕС есть варианты, как повлиять на Нидерланды. Возможно, это будут дополнительные условия, но не такие жесткие", — объяснил свою позицию Гузь.

Читайте также