RU  UA  EN

пятница, 3 января
  • НБУ:USD 41.85
  • НБУ:EUR 43.20
НБУ:USD  41.85
Политика

Немецкая зрада и ответка по-украински: чем закончится кризис в украинско-немецких отношениях

Каковы истинные причины обострения отношений между Киевом и Берлином

Каковы истинные причины обострения отношений между Киевом и Берлином Эрнст Вольфганг Райхель Фото: УНИАН

Заявление посла Германии в Украине о выборах на Донбассе вызвало бурную реакцию, в том числе в Верховной Раде и МИД Украины — ряд депутатов решили бойкотировать прием в немецком посольстве, а министерство пригласило дипломата к себе с объяснениями. Депутат же от Блока Петра Порошенко Алексей Гончаренко в ответ на слова дипломата даже разрисовал фрагмент берлинской стены возле здания посольства Германии в Украине. Для многих произошедшее стало настоящей неожиданностью, но причины разгоревшегося украино-немецкого кризиса могут быть намного глубже, чем просто реакция украинского политикума на слова посла Эрнста Райхеля. Остаются тайной результаты визита Порошенко в Берлин, настоящие причины сокращения программы и досрочного возвращения президента в Киев, но хорошо известны серьезные расхождения сторон в вопросе реализации Минских соглашений, как и все большее раздражение Германии в связи с отсутствием реформ и ростом коррупции в Украине. Именно это, скорее всего, и является причиной драматических событий в отношениях Киева и Берлина.

Много шума

Мало кто в Украине обратил внимание на статью во влиятельной немецкой газете "Зюддойче Цайтунг" на прошлой неделе по результатам визита Порошенко в Берлин. В статье указывается, что в правительственных кругах Берлина нарастает напряжение из-за обострения ситуации на Донбасе. По данным, которыми располагает Берлин, говориться в статье, и которые, кроме всего прочего, опираются на отчеты миссии ОБСЕ в восточной Украине, именно украинские военные в настоящий момент пытаются передвинуть линию фронта в свою пользу в расчете помешать сближению Дональда Трампа и Владимира Путина и возможному смягчению санкций. Действия Порошенко Берлин трактует таким образом, что тот пойдет практически на что угодно ради того, чтобы предотвратить отмену санкций против России.

Как известно, после встречи с Меркель Порошенко прервал визит в связи с обострением событий в Авдеевке и вернулся в Киев. Но вопрос отношений с Берлином вдруг опять возвратился на повестку дня уже через неделю. Посол Германии в Украине Эрнст Райхель в своем интервью высказал мысль о том, что выборы на Донбассе возможны до вывода оттуда российских войск и до того, как "на каждой городской администрации будет вывешен украинский флаг". "Без сомнения, это достаточно сложно себе представить - проведение местных выборов без обеспечения безопасности. Но я убежден, что это не является чем-то невозможным, все зависит от условий", - сказал посол. В качестве примера он напомнил, что последние парламентские выборы в ГДР состоялись в присутствии советских военных из Западной группы войск и при коммунистическом режиме ГДР. Посол, однако, отметил, что прямые аналогии неуместны, признал, что выборы без обеспечения безопасности представить себе сложно, и они обязательно должны пройти при соблюдении европейских стандартов.

Несмотря на то, что этот тезис прозвучал из уст Райхеля не впервые (в декабре прошлого года дипломат уже заявлял, что выборы могут состояться раньше, чем Киев получит контроль над границей. Если будут, опять же, условия для свободного волеизъявления) и что по сути он лишь повторил то, что написано в Минских соглашениях, его слова вызвали бурную реакцию украинских депутатов.

Председатель комитета по иностранным делам Анна Гопко и еще около 25 депутатов, представителей комитетов по иностранным делам и евроинтеграции, неожиданно для всех 7 февраля в стенах Верховной Рады предложили вызвать посла Германии в МИД Украины для опровержения своих слов. Прием в немецком посольстве по случаю 25-й годовщины его открытия выступившие парламентарии решили бойкотировать. Отметив, что тезисы Эрнста Райхеля противоречат позиции Берлина, нардепы поблагодарили Ангелу Меркель и отдельных немецких депутатов за поддержку Украины. Впоследствии пресс-конференцию перед торжественным приемом посольство отменило, а МИД Украины все-таки вызвал к себе посла Германии. Встреча состоялась вечером 7 февраля, и по ее итогам стороны подтвердили свою приверженность Минским договоренностям.

Но история на этом не закончилась. Уже сегодня нардеп от Блока Петра Порошенко Алексей Гончаренко, известный своим украинофобством и пророссийскостью во времена Януковича и близостью к президенту Порошенко сегодня, в ответ на слова дипломата разрисовал фрагмент берлинской стены возле здания посольства Германии в Украине. В ответ посольство Германии призвало Украину уважать Венские конвенции о статусе дипломатических миссий. В дипломатических кругах в Киеве просто шокированы таким неожиданным разворотом в отношениях Киева и Берлина, который до недавнего времени был наиболее лояльным украинским союзником среди западных стран. Дипломатам и экспертам довольно сложно понять, какая именно причина привела к ухудшения отношений и главное – какая цель украинского руководства в таком повышении градуса в отношениях с Германией.

А была ли "зрада"?

Эксперты практически в один голос выразили удивление такой реакцией украинских парламентариев, отметив, что в заявлении посла Германии в Украине нет ничего нового. Так, политический эксперт и глава Института публичной политики и консалтинга "Инполит" Сергей Быков отметил, что позиция посла полностью ложится в риторику и Министерства иностранных дел ФРГ, канцлера ФРГ и еще одного участника переговоров в "нормандском формате" - Франции.

"Посол объяснил четко по пунктам, почему возможен и такой вариант. Во-первых, в Минских соглашениях прямо прописано, что контроль над границей передается Вооруженным силам Украины только после проведения местных выборов. Соответственно, о выводе легкого вооружения, стрелкового оружия, боевиков вообще речи не идет до проведения местных выборов. Это, опять же, прямо прописано в Минских соглашениях, которые не просто кто-то там подписал, ни с кем ни о чем не договариваясь. Я хочу напомнить, что Минские соглашения утверждены также и резолюцией Совета безопасности ООН, той организации, которую мы глубоко уважаем, и постоянный представитель Украины сейчас является президентом Совета безопасности. Временно, но является. Поэтому резонанс вызвал лишь тот факт, что фраза была вырвана из контекста и была таким образом преподнесена украинскому обществу", — сказал он.

С ним согласен и политтехнолог Андрей Золотарев, который отметил, что посол просто откровенно высказал то, что в германских политических кругах давно уже на уме: "Я предполагаю, что это не было абсолютной его импровизацией и его частным мнением. Ведь послы – это люди, которые не склонны к словесным импровизациям, свойственным политикам".

Оба политолога сходятся во мнении, что реакция украинских депутатов на слова немецкого посла не была адекватной. "Это абсолютно неадекватная реакция, которая показывает то, что парламентарии читают только заголовки новостей и что у них нет желания обратиться к первоисточнику. А парламентарии должны быть как раз теми представителями государства, теми лучшими украинцами, которые изучают информацию комплексно и могут сформировать комплексное мнение. Здесь, скорее, было показано то, что парламентариям не хватает либо времени, либо желания четко изучать документы, факты и полные тексты заявлений. Это говорит о поверхностности некоторых народных избранников. Я очень надеюсь, что преобладающее большинство парламентариев не страдают от таких проблем", - заявил Быков.

Золотарев предположил, что такая реакция нардепов на заявление посла является подготовкой к выборам. "Безусловно, риторика переходит в режим предвыборной кампании, еще не "избирательной", но уже предвыборной, когда мы четко видим политическое позиционирование, одни стремятся быть супер-патриотами, другие – защитить отечественную промышленность, крестьянина", - сказал он.

О необходимости взвешенной реакции говорит и председатель правления Международного центра перспективных исследований (МЦПИ) Василий Филипчук. "Главное, о чем говорит посол и с чем невозможно не согласиться: нужен компромисс! Нужно искать пути, как договориться и решить конфликт, а не считать, что наша позиция является единственно правильной, что все должны сделать так, как мы хотим. Мы правы, здесь сомнений нет, но если мы не будем искать компромиссов, то рискуем в какой-то момент остаться со своей правотой в одиночестве. Особенно если демонстрировать подобное отношение к послу одной из важнейших стран мира, которая нас пока еще поддерживает, но ничем нам не обязана, а после таких вещей может и изменить свое отношение. И не уверен, что в лучшую сторону", - отметил он.

"А на месте украинских политиков я бы просто не устраивал шоу с бойкотом фуршета в честь 25-летия дипломатических отношений, а все-таки подумал бы о том, что мы уже попадаем в ситуацию цейтнота, и очень скоро ситуация может повернуться против Украины, когда все чаще будут говорить о виновности обеих сторон в том, что конфликт до сих пор не урегулирован со всеми вытекающими отсюда последствиями в виде снятия санкций и артикуляции того, что это внутренний украинский конфликт. Слова посла – это заявление-предупреждение о том, что внешнеполитическая конъюнктура для Украины в 2017 году будет стремительно ухудшаться и у нас есть несколько месяцев для того, чтобы остаться за столом, а не оказаться под столом или на столе", - выразил опасение Золотарев.

В чем причина? И что дальше?

Гипотетически акценты Германии в российско-украинском вопросе могли измениться после назначения министром иностранных дел Зигмара Габриэля, уже экс-главы Социал-демократической партии. На этом посту он сменил своего коллегу по партии Франк-Вальтера Штайнмайера, которого в ближайшее воскресенье должны назначить президентом ФРГ. Только у Габриэля, в отличие от второго, нет дипломатического опыта. Новый глава МИД в свое время показал себя как сторонник поэтапного снятия санкций с России, в случае выполнения Москвой Минских договоренностей.

По мнению аналитика Международного центра перспективных исследований Евгения Ярошенко, с приближением парламентских выборов в Германии Ангела Меркель и Зигмар Габриэль могут выступать с разными вариантами последовательность выполнения Минских договоренностей, поскольку социал-демократы традиционно придерживаются более мягкой позиции по отношению к РФ. Украине в этой ситуации крайне необходимо демонстрировать консолидированную позицию в вопросе урегулирования, поскольку давление на Киев может вырасти, сказал Ярошенко в комментарии нашему изданию.

И хотя одни предполагают, что высказывание Райхеля может свидетельствовать о корректировке подходов Берлина, другие предлагают не искать черную кошку в темной комнате. Текст Минских договоренностей позволяет разночтения, чем до сих пор пользуется Москва. И, согласно когда-то озвученному плану того же экс-министра ФРГ Франка-Вальтера Штайнмайера, Верховная Рада должна была бы сначала принять закон о выборах, затем провести сами выборы, и лишь потом был бы восстановлен контроль Украины над границей.

Политолог-международник и эксперт Института общественно-экономических исследований Николай Капитоненко считает, что заявление Райхеля вызвало такой резонанс, поскольку допускает разные трактовки.

"С самого начала кризиса разница и асимметрия в подходах и восприятии происходящего нами и внешними наблюдателями была заметна, но когда разговоры переходят из теоретической плоскости механизмов урегулирования конфликтов в плоскость оценок и заявлений со стороны дипломатов, разницу сложно не почувствовать. Личное это мнение посла Райхеля или нет — в данном случае не имеет особого значения. Оснований полагать, что подход Берлина к Минскому процессу изменился, нет. Эта формула по-прежнему остается рабочей и самой понятной с точки зрения интересов не только Германии, но и ЕС в целом", — уверен Капитоненко. ЕС заинтересован в минимизации потерь и рисков, замораживании конфликта и попытке решить его через выборы. И если для Берлина первоочередное значение имеет результат, для Украины принципиальна и последовательность выполнения "Минска".

Украинские парламентарии в большинстве своем не готовы проголосовать за конституционные изменения в части децентрализации и выборы в ОРДЛО до вывода российских войск, поскольку это не отвечает настроениям украинского общества. Согласно сентябрьскому опросу Центра Разумкова, 50,6% украинцев выступают против выборов на оккупированных территориях до того, как их возьмет под контроль украинская власть. Согласны на проведение выборов 23,9%. Как сказал "Апострофу" директор аналитической группы Da Vinci AG Анатолий Баронин, тема выборов в ОРДЛО не стоит на повестке дня, и нынешний состав парламента за соответствующий закон не проголосует.

Похоже, главный вопрос, который перед Киевом поставила эта ситуация: какова стратегия по Донбассу? "Я думаю, надо определиться стратегически – выполняем мы Минск или не выполняем, реинтегрируем Донбасс или не реинтегрируем. У нас же сейчас никакой стратегии нет. По сути, сейчас политическое руководство страны играет на замораживание конфликта. Эта стратегия оттяжки времени, если выражаться по-футбольному, приведет в конце концов к пагубным результатам. А нам надо определиться со стратегией, пониманием, как действовать в дальнейшем. Сейчас такого понимания, похоже, нет", - резюмировал Андрей Золотарев.

Вместе с тем, некоторые эксперты связывают реакцию Киева не с разночтениями Минска, а с жесткими сигналами, которые Порошенко получил во время своей встречи в Берлине. Никто не может подлинно утверждать, что именно канцлер сказала президенту, по слухам там было все – от информации по спутниковому наблюдению до откровенного раздражения отсутствием реформ и ростом коррупции в Украине. Ну и, конечно, слово "компромисс" прозвучало от госпожи канцлера так же четко, как и от посла Райхеля. Очевидно, реакция украинского политикума как раз и показала, как этот компромисс понимает нынешняя украинская правящая верхушка.

Читайте также