После того, как в декабре 2019 года во Франции произошла встреча лидеров стран "нормандской четверки", этот формат диалога был поставлен на затяжную паузу. Однако на пресс-конференции 9 марта президент Владимир Зеленский выступил в роли раздражителя в этой истории, заявив, что если встречу лидеров стран "нормандской четверки" по Донбассу не удастся организовать в ближайшее время, то он намерен провести встречи с лидером каждой из стран в отдельности. "Апостроф" разбирался, какие риски и преимущества сулит попытка решить вопрос Донбасса с Россией без посредников, и чего следует ожидать от такого решения главы украинского государства.
Согласно предварительным договоренностям, саммит лидеров стран "нормандской четверки" должен состояться в апреле. Однако на данный момент нет никаких сигналов, свидетельствующих о том, что встреча лидеров Украины, Франции, Германии и России произойдет. В связи с этим, президент Украины Владимир Зеленский заявил, что если встречу лидеров стран "нормандской четверки" по Донбассу не удастся организовать, то он намерен провести встречи с лидером каждой из стран в отдельности.
"В любом случае, готовится "нормандская встреча". Она должна быть. Я от себя скажу, и я это сказал нашим западным партнерам: не будет встречи в Нормандском формате - я найду формат, когда встречусь с каждым из этих лидеров "нормандской четверки". Как говорится, если гора не идет к Магомету, то ничего страшного — значит, я встречусь с каждым отдельно", - заявил Зеленский.
Кроме того, президент Украины заявил, что после блокирования деятельности телеканалов "112 Украина", Newsone и ZIK количество вооруженных провокаций в Донбассе увеличилось. "Я не хочу связывать (провокации в Донбассе, - "Апостроф") именно с этим (закрытием телеканалов, - "Апостроф"), но мы видим, что это в одно время происходит", - сказал президент.
Парадокс ситуации состоит в том, что новая руководительница ОБСЕ, министр иностранных дел Швеции Анн Линде ранее заявила, что Украина уже выполнила все условия для новой встречи лидеров в нормандском формате. Однако посадить за стол переговоров президента РФ Владимира Путина выглядит малореальной задачей.
Напомним, Нормандский формат предполагает встречи в четырехстороннем формате Украина – Германия – Франция – Россия, где обсуждаются вопросы, связанные с конфликтом на востоке Украины. Название формата происходит от встречи глав этих четырех государств, которая впервые состоялась 6 июня 2014 года, во французском городке Бенувиль, что в Нормандии. Последний саммит "нормандской четверки" по Донбассу состоялся в Париже в декабре 2019 года. После этого новый саммит планировалось провести в Берлине, но до сих пор этого так и не произошло.
Подготовка к "нормандской встрече" продолжается больше года. Последний раунд переговоров советников глав стран-участниц состоялся 27 января. По словам главы Офиса президента Андрея Ермака, там обсуждали процесс активизации восстановления мира на Донбассе. Стороны решили продолжить консультации. Киев пытался "внедрить" в формат США, поскольку в прошлый раз, когда подобная встреча состоялась при участи американской стороны (случилось это в апреле 2014 года в формате Украина – США – Евросоюз – Россия), против Кремля были введены санкции, которые сильнее всего ударили по российской экономике.
В Кремле не видят смысла
В Кремле о встрече вчетвером не хотят и слышать. Как сообщил пресс-секретарь Владимира Путина, российский президент не отвергает встреч, но для проведения нового саммита "нормандской четверки" необходимо выполнить договоренности, которые были достигнуты раньше. Песков пояснил, что он имеет в виду положения Минского договора, а уже потом речь идет о тех договоренностях, которые были достигнуты в Париже в декабре 2019 года.
Фактически речь идет о кардинально различных позициях сторон касательно очередности выполнения пунктов Минска-2 в части проведенния выборов в ОРДЛО и возврата контроля над границей. Также не решены вопросы амнистии и предоставления широкой автономии оккупированным россиянами территорий на Донбассе.
Встреча в Париже
"Вокруг этих вопросов все время вертится повестка дня. Если с пленными и перемириями мы могли куда-то продвинуться, то во всем остальном позиции разные, сближения нет. И я думаю, что в ближайшем будущем иначе и быть не может, поэтому конфликт вернется к своему привычному состоянию, которое было до июля месяца прошлого года, т.е. до объявления перемирия", - рассказал "Апострофу" эксперт Международного центра перспективных исследований Николай Капитоненко.
Ермак стал недоговороспособным
10 марта глава офиса украинского президента Андрей Ермак во время онлайн-дискуссии "Конфликт на Востоке Украины: перспективы на 2021 год" заявил, что сейчас на столе для переговоров лежит план мирного урегулирования ситуации на Донбассе, предложенный Францией и Германией и доработанный Украиной, и он только ждет одобрения Россией. По его словам, речь идет об "очень мощном шаге". Однако в Кремле этот план быстро "затоптали": представитель так называемого "ЛНР" в политической подгруппе на переговорах по Донбассу Родион Мирошник в эфире радиостанции "Говорит Москва" заявил, что не знает о существовании нового документа по урегулированию в регионе.
Интересно, что изначально Ермак начинал свою деятельность в Офисе президента в роли человека, способного договариваться с российской стороной. Особенно это проявлялось в вопросах организации обмена пленными. В СМИ писали, что подобная сговорчивость россиян объяснялась некими связями Ермака с заместителем руководителя Администрации Президента РФ Дмитрием Козаком, а также наличием общих бизнес-интересов с Рахамимом Эмануиловым, гражданином России, приближенным к кремлевскому бомонду. Однако последние события на Донбассе – в то числе, и явное обострение на фронте – свидетельствуют о том, что Ермак, похоже, уже не имеет былого доверия со стороны Кремля.
В декабре прошлого года окончательно стало понятно, что вопрос следующего обмена пленными искусственно тормозится Москвой, которая окончательно осознала, что Зеленский не пойдет на политические уступки, и не реализует "правильную" последовательность выполнения пунктов Минских соглашений, а именно – сначала политческая часть и выборы на Донбассе, а уже потом возврат Украине контроля над границей.
Градус враждебности между Кремлем и Офисом Президента Украины повысился, когда СНБО закрыл три телеканала кума Путина одного из лидеров ОПЗЖ Виктора Медведчука. Однако недавнее решение СНБО касательно Харьковских соглашений, согласно которому СБУ поручили выяснить, каким образом 236 депутатов Верховной Рады голосовали за пребывание Черноморского флота Российской Федерации на территории Украины в обмен на снижение цены российского газа для Украины на 30%, и в случае необходимости привлечь соответствующих лиц к ответственности по 111 статье УК, а именно по госизмене, может стать точкой невозврата для Банковой в попытках договориться с россиянами, считает политический эксперт Виктор Небоженко.
Микрофоны заблокированных телеканалов
"Теперь президент России точно не захочет встречаться с Зеленским. Отсюда и такая смелость Зеленского относительно "посмотреть Путину в глаза". Кстати, у Ермака могут быть проблемы в связи с этим, ведь он брал на себя большие обязанности перед русскими и не выполнил их", - отметил в комментарии "Апострофу" Небоженко.
Риски разговора тет-а-тет
Активизировавшиеся в последнее время боевые действия на линии соприкосновения — это то, что не может не беспокоить украинскую сторону, и поскольку переговоры в формате Трехсторонней контактной группы тоже не приводят к необходимым результатам, у украинской власти возникли очевидные мотивы попробовать и двусторонний формат тоже. Однако данная инициатива имеет как свои плюсы, так и очевидные минусы.
"Очевидно, будет идти речь о продвижении украинских инициатив по урегулированию ситуации на Востоке Украины. Но чревато это во многом еще и тем, что встречи на двустороннем уровне, например, с российским президентом, вполне очевидно будут интерпретироваться российской стороной совсем иначе – они будут обрастать фейками, совершенно искривленной информацией, поэтому тут есть весьма существенные риски", - отметил "Апострофу" содиректор программ внешней политики и международной безопасности Центра Разумкова Михаил Пашков.
"Президент Украины хочет сдвинуть процесс переговоров с мертвой точки, насколько это удастся в двустороннем формате – покажет время. Но контакты с Россией на двустороннем уровне вряд ли приведут к существенным подвижкам или переменам. Безусловно, для Украины на сегодняшний день было бы наиболее оптимальным вариантом – многосторонние переговоры с участием партнеров Франции и Германии. Это создает Украине определенные переговорные преимущества. Такой выход на двусторонний уровень этих преимуществ лишает. Поэтому с одной стороны необходимость в переговорах есть, а с другой стороны они несут очевидные проблемы и вызовы", - считает эксперт.
Впрочем, основная проблема отношений Киева и Кремля – не в формате переговоров, а позиции. Тем более, у Офиса Президента существует серьезная проблема с личностью, с которой в России захотят договариваться, поскольку очевидно, что Ермак больше не располагает и долей прежнего доверия. Ключевым вызовом для Украины здесь становится поиск кандидатуры переговорщика, с которой в Кремле будут считаться, договариваться и общаться на равных, как это некогда было в случае с Леонидом Кучмой. Конечно, если подобная кандидатура все-таки объявится, то тогда возникнет вопрос, куда девать Ермака, но это уже совсем другая история…