Европейский Союз одобрил первую в истории общую стратегию ЕС в области безопасности и обороны под названием "Стратегический компас". Такое решение министры иностранных дел и обороны 27 стран - участников Евросоюза приняли на встрече в Брюсселе в понедельник, 21 марта. О том, повлияет ли каким-либо образом новая оборонная стратегия ЕС на Украину, которая уже месяц воюет с осатаневшей Россией, "Апострофу" рассказал содиректор программ внешней политики и международной безопасности, координатор международных проектов Алексей Мельник.
Этот документ готовился заблаговременно, он широко обсуждался с привлечением общественности, дискутировался на многих разных уровнях в самом Европейском союзе. То, что я сейчас увидел, это в целом документ относительно мирного времени, срочно подредактированный под сегодняшние условия.
Понятно, что та часть документа, которая касается оценки угроз, была отредактирована более существенно. А вот шаги остались в общем-то те же. С одной стороны, это может быть повод для разочарования в том, что Европейский Союз в общем-то не сильно придвинулся в попытке стать глобальным игроком, но с другой стороны можно сказать что это, наверное, неплохо, поскольку там я не нашёл ни одного признака намерений реализовать амбиции создания альтернативы НАТО.
Почему это неплохо? Потому что в последнее время президент Франции Эммануэль Макрон и некоторые другие лидеры страны Евросоюза поднимали попытку создания стратегической автономии ЕС с европейской армией. Это было в общем-то контрпродуктивно и нереалистично. НАТО остаётся основой и гарантом европейской безопасности, которая касается военной безопасности. В "Стратегическом компасе" нет никаких индикаторов этих амбиций, к примеру, о создании параллельной структуры НАТО.
Ну а что касается идеи о создании сил быстрого реагирования, то сама идея не новая, но речь идёт о 5 тысячах военнослужащих и о том, что это подразделение будет создано к 2023 году. То есть это не какой-то план немедленного решения проблем, который есть сейчас. В целом, этот документ рассчитан до 2030 года, причём расписан в достаточно щадящем режиме его реализации.
Судя по международной реакции на принятие Евросоюзом этой стратегии, данное событие прошло достаточно незамеченным. Почему? Дело в том, что как было упомянуто выше, Европа поставила перед собой задачу создать контингент из 5 тысяч человек. При этом когда министр обороны Германии Аннегрет Крамп-Карренбауэр сказала, что ее страна возьмет на себя лидерство в этом вопросе, то военные за ее спиной буквально схватились за голову, задаваясь вопросом, где они найдут этих 5 тысяч солдат, ведь для них должно быть соответствующее вооружение. То есть для Европы сегодня выглядит чрезмерной задачей собрать даже 5 тысяч человек боеготовного контингента, который может немедленно быть послан в условия даже не войны, а кризиса. Кстати, Польша вполне могла справиться с этой задачей сама – лучше и быстрее.
И последний момент. Повлияет ли принятие этой новой оборонной стратегии каким-либо образом на Украину? На сегодняшний момент, для той войны, в которой мы сейчас находимся, принятие этого документа абсолютно никакого практического смысла для Украины не имеет.