Министры иностранных дел стран Европейского Союза планируют приостановить действие соглашения об упрощенном визовом режиме с Россией, приняв это решение на неформальной встрече министров иностранных дел стран ЕС в Праге. Некоторые страны, в частности, Чехия и Польша, самостоятельно прекратили выдачу виз россиянам в ответ на агрессию России, однако далеко не все члены ЕС согласны с таким подходом. На что повлияет возможное приостановление соглашения ЕС с Россией, и изменится ли в Европе отношение к россиянам с "мультипаспортом", "Апострофу" рассказал Давид Стулик, старший аналитик Центра "Европейские ценности", многолетний представитель миссии ЕС в Украине.
Скорее всего, решение Евросоюза будет состоять в том, чтобы остановить Соглашение Евросоюза с Россией об упрощении визового режима. Примечательно, что на днях о согласии Германии на такой вариант объявила министр иностранных дел ФРГ Анналена Бербок. Поскольку единого решения среди всех стран ЕС о полной отмене виз для россиян, кроме гуманитарных, нет, вариант с прекращением данного соглашения кажется компромиссным.
Это решение будет политико-символическим и будет иметь смысл и эффективность, ведь станет наказанием России, похожим на санкции: цена виз увеличится; продлится сам процесс получения разрешения на въезд в ЕС для россиян. Как следствие, однозначно россиянам будет выдано меньше виз.
Важен и юридический момент: ЕС отменяет важное соглашение со страной, являющейся агрессором. Это - прецедент и самый маленький компромисс, который можно было достичь.
Даже если бы визы для россиян отменили совсем - у многих путешествующих за границу есть двойное гражданство. Другими словами, те люди, которых мы хотели бы наказать, могли бы воспользоваться другими паспортами. Это вопрос компетенции отдельных государств-членов Евросоюза, и в некоторых из них пересматривают отношение к этой категории россиян. Такой процесс уже происходит в балтийских государствах, в частности, речь идет об Эстонии.
Следует понимать, что в этом вопросе Брюссель не может указывать членам Евросоюза, на встрече министров иностранных дел ЕС только может прозвучать мнение, что отношение к таким "двухпаспортным" россиянам нужно пересматривать. Будут страны, которые этого делать не захотят, потому что там живет много россиян, которые тратят свои средства, но достаточно таких стран, где такое желание есть, то есть единодушия и общего подхода ЕС здесь опять-таки нет.
Тем не менее, по отношению к российским владельцам множественных гражданств можно применить еще один механизм: определенная страна ЕС может добавить конкретного россиянина в список нежелательных лиц в Шенгенскую информационную систему. Это может быть Латвия, Польша, какая-нибудь другая страна - таких россиян не впустят другие страны ЕС. Более того, им даже могут аннулировать виды на жительство. Их могут добавить в этот список из-за угрозы общественному строю и нацбезопасности.
В связи с визовым вопросом и санкциями против России неоднократно обсуждалось изменение принципа единодушия при принятии решений на уровне ЕС. Сначала Марио Драги, а теперь и канцлер Германии Олаф Шольц говорят о замене единодушия на "принцип квалифицированного большинства". Но по моему мнению, если речь идет о вопросах международных отношений – нужно единодушие. К примеру, большие государства ЕС в таком случае смогут "переголосовать", то есть пережать позицию малых стран - из Балтии, Чехии или Словакии. Кстати, в вопросе о визах по россиянам де-факто есть квалифицированное большинство. На мой взгляд, было бы довольно опасным прецедентом, если бы большие страны могли проталкивать собственную политическую волю по отношению к таким угрозам, как Россия. Поэтому малые страны Центрально-Восточной Европы будут выступать против попыток введения принципа квалифицированного большинства для принятия решений на уровне всего блока, мы не будем поддерживать такое изменение.
Действительно, с консенсусом есть проблемы, в частности, по санкциям. Здесь можно упомянуть о кейсе Беларуси: когда после подавления выступлений оппозиции в 2020 году она пропускала через границу беженцев, санкции против Минска лежали на столе, но одна страна, Кипр, их блокировала. То есть, очевидно, квалифицированное большинство здесь помогло бы, но не надо выбирать между крайностями. Пока стоит сохранять принцип единодушия и быть готовыми к тому, что одна страна может заблокировать процесс, так как пока такие случаи являются исключением, а в случае перехода к голосованию квалифицированным большинством сопротивление санкциям может стать системным, многократно повторяющимся решением, которое шло бы не на пользу меньших стран.