RU  UA  EN

суббота, 15 февраля
  • НБУ:USD 41.28
  • НБУ:EUR 42.95
НБУ:USD  41.28
Политика

Украина и Европа за бортом переговоров: два сценария развития событий

Украина Image by Hubert de Thé from Pixabay

Кажется, то, чего больше всего боялись в нашем государстве, сбылось. Президент США Дональд Трамп начал переговоры с российским диктатором Владимиром Путиным, не согласовав предварительно позиций с Европой и Украиной. Однако надежда еще есть – активизация Европы для преодоления рисков безопасности. Детали - в материале "Апострофа".

Принцип "ничего об Украине без Украины", придерживавшийся бывший президент США Джозеф Байден, утратил актуальность с приходом нового хозяина в Белый дом. Дональд Трамп в среду 12 февраля провел разговор с Владимиром Путиным. Она предшествовала контакту с президентом Украины Владимиром Зеленским. Последнего проинформировали о деталях разговора с Путиным постфактумом.

Разговор с российским диктатором Трамп назвал "очень продуктивным". “Мы договорились работать вместе, очень тесно, в том числе посещать страны друг друга. Мы также согласились, чтобы наши соответствующие команды немедленно начали переговоры, и мы начнем с того, что позвоним по телефону президенту Украины Зеленскому, чтобы сообщить его о разговоре, что я буду делать прямо сейчас”, – написал Трамп.

Таким образом, переговоры начались не в выгодной для нас последовательности и до обретения Киевом сильной позиции, о которой много говорилось. Более того, по логике президента США, мир больше нужен Украине, чем России. Так, на вопрос, видит ли он Украину равноправным членом мирного процесса, Трамп ответил: "Я думаю, что им нужно заключить мир. Их людей убивают и им нужно заключить мир". В то же время на вопрос, придется ли Киеву уступать территории, он сказал: "Им придется сделать то, что нужно сделать".

За бортом переговоров оказалась и Европа, что вызвало в этих странах беспокойство. Министры иностранных дел Франции, Великобритании, Испании, Италии, Польши, ФРГ, ЕС и Украины опубликовали заявление о желании присоединиться к обсуждению дальнейшего пути вместе с американскими союзниками. Участие в мирных переговорах – ключевой вызов для ЕС, считают эксперты. "Вопрос в том, какая добавлена стоимость Европы? Они должны сделать себя необходимыми и такими, которые невозможно не взять за стол [переговоров]”, - комментирует “Апострофу” политолог Олег Саакян.

"Страны Веймарского треугольника+, то есть Франция, Германия, Польша, Британия, Испания, Италия выступили с совместным с Сибигой (главой украинского МИД - ред.) заявлением, что готовы поддерживать Украину. Политически эта готовность есть. Но ресурс? В этих странах есть военная промышленность. Будет ли существовать формат Рамштайн? Мы не знаем дальнейших действий Трампа, и европейцы не знают. Но вижу, что их возмутила эта ситуация”, - говорит Апострофу политолог Евгений Магда.

Холодный душ в Брюсселе

Несмотря на уверения Дональда Трампа, что поддержка Украины продолжится, Европе дали четко понять, что за свою безопасность нужно платить больше. В частности, новый глава Пентагона Пит Гегсет, выступая в рамках встречи в формате "Рамштайн" в Брюсселе, призвал европейские страны взять на себя больше ответственности за безопасность континента.

"Защита европейской безопасности должна быть императивом для европейских членов НАТО, - сказал Гегсет. - В рамках этого Европа должна предоставить подавляющую часть будущей летальной и нелетальной помощи Украине". Он призвал лидеров стран доносить до населения информацию о угрозе безопасности, которую можно преодолеть только тратя больше на оборону. Всего двадцать шестая встреча Контактной группы по обороне Украины, которая впервые состоялась под председательством не Соединенных Штатов, а Великобритании и будущее которой после победы Трампа на президентских выборах было под вопросом, стала “холодным душем” для Европы.

"Это был гром среди ясного неба, - комментирует встречу в формате Рамштайн военный эксперт Олег Жданов. – Только сейчас Европа будет рассуждать, что делать с нами”.

"Соединенные Штаты не хотят брать на себя обязательства на послевоенный период, не хотят выступать лидером безальтернативной поддержки Украины, а хотят перебросить больше ответственности на Европу, - комментирует Саакян. - Штаты концентрируются на Индо-Тихоокеанском регионе, для них важно, чтобы они не оказались на растяжке между Тайванем и Украиной и другими фронтами, которые может использовать Китай для того, чтобы связать США по рукам. Им необходимо, чтобы этот фронт держала Европа, пусть и при поддержке Штатов, но они выступали фактически субъектом на этом направлении безопасности”.

Крайний Рамштайн в украинском оборонном ведомстве провальным не считают. По словам министра обороны Рустема Умерова, помощь в безопасности Украины будет продолжаться: ПВО, боеприпасы, бронетехника были в приоритете во время обсуждений. Также Умеров отметил встречу с вице-премьер-министром, министром национальной обороны Польши Владиславом Косиняк-Камишем. "Во время переговоров стороны обсудили дальнейшие поставки тяжелой бронетехники. Учитывая значительный вклад Польши в укрепление украинских бронетанковых сил, рассматривались возможности расширения ее роли в рамках Коалиции бронетанковой техники и маневренности", - говорится в сообщении Министерства обороны.

Также в рамках Рамштайна Умеров встретился с министром обороны Норвегии Торе Оншуусом Сандвиком. По сообщению прессслужбы, среди ключевых приоритетов, определенных в ходе переговоров, – обеспечение ракетами-перехватчиками для систем ПВО/ПРО, перспективы совместных индустриальных проектов, в частности, в сфере производства боеприпасов.

Однако если брать в общем, готова ли Европа компенсировать Украине поддержку из США, то ответ скорее нет, чем да.

Экзамен для Европы

По словам военного эксперта Олега Жданова, потенциал поддержки Украины со стороны ЕС не намного меньше по сравнению с США. "Проблема в том, что этот потенциал рассредоточен на складах разных стран. Каждая страна принимает решение о предоставлении военно-технической помощи. При этом огромная проблема: кто сколько и чего будет давать?” – задает он риторический вопрос.

Что касается боеприпасов, проблем у них не будет, рассуждает собеседник издания, ведь Rheinmetall (немецкий машиностроительный и вооруженный концерн) вышел на миллион снарядов в год, а в этом году планирует достичь производства в два миллиона боеприпасов в год. Кроме того, есть чешская инициатива по закупке боеприпасов для Киева. Однако с артиллерийскими системами могут возникнуть сложности.

Артиллерия у каждого своя, - рассказывает Жданов. – Встанет вопрос дать нам сто артиллерийских систем. Кто сколько из своих составов будет отдавать? Здесь проблема. Во Франции 90 "Цезарей", а генштаб Макрона (президента Франции – ред.) скажет: а чем мы будем защищаться? Или давайте оборону заказа, давайте сначала выпустим новые “Цезари”, поставим в строй, а потом уже отдадим те, что в строю Украине”.

Таким образом, возможны два сценария развития событий: либо часть поддерживающих нас стран прекратят это и начнут укреплять свою обороноспособность, либо поднимут вопросы сил безопасности в Европе, куда нас обязательно включат.

Европейская демократия – это достаточно долго, – рассуждает Магда. - А в Соединенных Штатах сейчас есть политический компостер - президент-республиканец, Конгресс республиканский, мы видим, что они особо ни с кем не обращают внимания. Потому думаю, будет сложно. Но Украина сейчас должна говорить с Европой и доказывать две вещи: что проблемы Украины будут транслироваться на Европу, и что слабая Украина поставит перед США вопросы, а не вынуждены ли они отправлять своих солдат для защиты европейских союзников?”.

Конечно, последний аргумент сработает, если Вашингтон хочет сохранить влияние на Европу. "Если Трамп не ставит целью вообще поставить Америку на уровень Гондураса или Никарагуа, а судя по его поступкам, это он и делает, если нет - то США не могут потерять влияние на Европу", - резюмирует Жданов.

Читайте также

Новини партнерів