Служебное расследование в отношении руководства Государственной фискальной службы (ГФС) несколько затянулось. В четверг, 12 марта, истек двухнедельный срок, в течение которого специально созданная комиссия должна была предоставить премьер-министру свои выводы относительно возможных злоупотреблений в фискальном ведомстве. Вместо этого, груз ответственности за кадровые решения и судьбу ведомства комиссия возложила на Арсения Яценюка.
С 24 февраля от работы на период расследования были отстранены председатель ГФС Игорь Билоус и его заместители – Анатолий Макаренко и Владимир Хоменко. Начиная с 26 февраля, комиссия, в состав которой вошло почти три десятка госчиновников, народных депутатов и представителей бизнес-ассоциаций, принимала жалобы и претензии от бизнеса в отношении ГФС. Однако поступившей информации оказалось больше, чем времени на ее обработку и анализ.
По информации А’, проект акта о завершении работы комиссии был готов уже в пятницу, 13 марта. На нем нет ни одной подписи, поскольку, есть вероятность того, что 16-17 марта будет проведено еще одно заседание, после чего вершить судьбу Билоуса и его заместителей будет премьер-министр Арсений Яценюк.
Вспомнить о наболевшем
У бизнеса было достаточно времени с конца февраля, чтобы собрать, упорядочить и передать комиссии свои претензии к руководству ГФС. В комиссии эти подробности не оглашают, ссылаясь на неразглашение информации на период расследования. Впрочем, как рассказали А’ некоторые члены комиссии, большинство жалоб было вызвано не столько коррупционными правонарушениями в фискальном ведомстве, сколько вопросами рутинного характера. «Мы передали достаточно увесистую папку с информацией от членов нашей ассоциации. В основном люди жаловались на несвоевременное возмещение НДС, затянувшиеся проверки или бездействие сотрудников ГФС. Думаю, что при правильной коммуникации со стороны фискальной службы эти вопросы можно было легко решить раньше»,– рассказала А’ исполнительный директор Европейской бизнес ассоциации (ЕБА) Анна Деревянко.
И.о. президента Американской торговой палаты в Украине Тарас Качка подтвердил А’, что проблем с донесением информации на рассмотрение комиссии у бизнеса не было. Многие вопросы, по словам собеседника, касались работы таможенных и налоговых органов на местах. «Например, бизнес направлял комиссии конкретные факты, связанные с контрабандой»,‒ уточнил руководитель секретариата Совета предпринимателей при Кабинете министров Андрей Забловский.
Глава комиссии по вопросам экономической политики Украинского союза промышленников и предпринимателей (УСПП) Юлия Дроговоз отметила, что жалобы от предпринимателей имели отношение как к ситуации на таможне, так и непосредственно к работе инспекторов с налогоплательщиками. Другими словами, компании не столько жаловались на Игоря Билоуса, Анатолия Макаренко и Владимира Хоменко, сколько «сливали» накопленные проблемы по их ведомству. Впрочем, вряд ли это служит оправданием для руководителей фискальной службы ‒ скорее, наоборот, это бросает тень на их умение организовать работу подчиненных на местах.
Сменить коней на переправе
Опрошенные эксперты не берутся прогнозировать решение, которое может принять Кабинет министров по результатам расследования. «Задача бизнеса ‒ передать информацию, а принимать решение должны государственные органы. Рано или поздно его примут, но окончательное слово, думаю, все же за премьер-министром»,– отметила Анна Деревянко.
Уже понятно, что в своих выводах комиссия не будет рекомендовать увольнять с занимаемых должностей кого-либо из трех чиновников. Однако, по мнению сопредседателя депутатской группы «Видродження» Виталия Хомутынника, кадровых решений вряд ли удастся избежать. «Чтобы сделать основные выводы, двух недель работы комиссии, думаю, вполне достаточно. Но теперь, чтобы Государственная фискальная служба могла эффективно работать, в течение следующей недели необходимо найти достойных и профессиональных кандидатов на должности руководителей ведомства»,– сказал он А’.
Впрочем, некоторые из опрошенных экспертов сомневаются в объективности дальнейшего решения. Один из членов парламентского комитета по вопросам налоговой и таможенной политики в беседе с А’ заявил, что изначально вся история с расследованием и отстранением руководства ГФС имела больше политических посылов, чем реальной обеспокоенности правительства касательно проблем бизнеса. «Пока что есть ощущение, что это политическая акция, не более того. Высокие шансы остаться в своем кресле ‒ лишь у одного. По остальным говорить сложно. Точки над “і” расставит тот, кто все это затеял»,– намекая на премьер-министра, сказал собеседник из профильного комитета.
Пока можно только догадываться, какое решение примет премьер. Однако, как отметил Андрей Забловский, точечные кадровые решения в любом случае не изменят системных проблем в фискальной службе. С другой стороны, несогласованность действий руководства ГФС, демонстрируемая им до сих пор, также не позволяет рассчитывать на качественные преобразования в ведомстве. «Думаю, если Игорь Билоус готов работать дальше, он может выполнить функцию реформатора, а потом уступить место другой команде. Или же следует менять всю команду под новые задачи»,– считает эксперт.
С большой долей вероятности можно предположить, что уже до конца марта в ГФС будет полноценное руководство без приставок и.о. Накануне министр финансов Наталья Яресько заявила, что уже в апреле ожидает старта реформы в ГФС. В частности, по словам министра, кроме реформы системы управления службой, запланирована оптимизация территориальных подразделений и сокращение недостаточно эффективных сотрудников фискального ведомства. Кроме того, будет проведена модернизация таможенных органов. «Если мы хотим реформировать ГФС, целесообразно обсуждать концепцию ее реформы вместе с бизнесом. Именно такая идея была предложена на одном из заседаний комиссии»,– резюмировал Андрей Забловский.