RU  UA  EN

понедельник, 23 декабря
  • НБУ:USD 41.55
  • НБУ:EUR 43.25
НБУ:USD  41.55
Политика
Мнение

Как отделить бизнес от политики в Украине: нужные шаги

Борьба крупнейших украинских финансово-промышленных групп крайне опасна для украинского государства

Борьба крупнейших украинских финансово-промышленных групп крайне опасна для украинского государства Близость бизнеса и политики влечет за собой угрозу внутренней безопасности Украины Фото: Владислав Содель

Сращивание бизнеса и политики в Украине составляет угрозу внутренней безопасности и подрывает способность властей к демократическому управлению, поскольку в большинстве случаев именно экономические интересы определяют политическое поведение, а взаимосвязи между политическими игроками становятся заложниками договоренностей между олигархами. Для уменьшения влияния олигархов на украинскую политику необходимо ввести строгий контроль над финансированием политических партий, принять закон о раскрытии конечных бенефициаров СМИ и закон о лоббизме.

Как отделить бизнес и политику в Украине?

«Война всех против всех». Этим выражением Томаса Гоббса описывается состояние украинской финансово-политической элиты весной 2015 года. В условиях внешней военной агрессии и деградации государственного механизма оно может стать предвестником потери украинской государственности и/или дальнейших территориальных потерь с одной стороны, а с другой – дает шанс на учреждение новых, более открытых и демократических правил игры и дальнейшую модернизацию общества. В последнем процессе помощь западных партнеров важна.

Причины внутриэлитного конфликта, который сегодня происходит в Украине, заложены еще в 2011-2012 годах, когда так называемая Семья приступила к глобальному перераспределению финансовых потоков государственного бюджета и приватизации государственных активов. Их основными выгодоприобретателями стали три финансово-промышленные группы (ФПГ): Александра Януковича, Рината Ахметова и Дмитрия Фирташа. Они стали главными опорами президента Виктора Януковича и поддерживавшего его парламентского большинства.

Существенное ухудшение экономической конъюнктуры в 2010-2013 годах с одной стороны обострило конкуренцию внутри самой «коалиционной тройки» за сокращающиеся экономические ресурсы. Вспомним хотя бы громкий скандал между Ринатом Ахметовым и Александром Януковичем по поводу закупок энергетического угля весной 2013 года. А с другой стороны – оно заставило президента Януковича искать дополнительные источники наполнения остродефицитного государственного бюджета. После неудачной попытки получения внешних займов от МВФ усилия правительства Януковича-Азарова были направлены на внедрение жесткого контроля над механизмом трансфертного ценообразования (ТЦ), которым все без исключения ФПГ пользовались для оптимизации налогов и вывода валютной выручки в низконалоговые юрисдикции и оффшорные компании за рубежом.

Поставленной цели удалось достичь в июле 2013 года путем принятия соответствующего закона в Верховной раде. Это, естественно, вызвало недовольство крупных бизнесменов, которые фактически были сломаны через колено – причем как оппозиционных, так и тех, которые поддерживали правительство Януковича-Азарова и пользовались его преференциями. Внутриэлитная стабильность была подорвана, и появились первые индикаторы ее деградации. Так, в октябре 2013 года стало известно, что Виктор Пинчук начал судебный процесс против Игоря Коломойского, оспаривая в Высоком суде Лондона права собственности на Криворожский железорудный комбинат.

Последовавшая Революция достоинства и бегство президента Януковича открыли перед украинскими ФПГ возможности для пересмотра правил игры, которые их явно не устраивали касательно: а) «приватизированных» Семьей финансовых потоков из государственного бюджета; б) дискриминационного, по их мнению, закона о трансфертном ценообразовании; в) итогов несправедливой, по их мнению, приватизации времен президентов Кучмы и Януковича.

Поэтому неудивительно, что, не дожидаясь вступления в силу закона о ТЦ, уже в апреле 2014 года Верховная рада приняла поправки, которые фактически отменяют его действие. Это был первый пункт постмайданной повестки дня, который стоял перед украинскими элитами и который они с легкостью преодолели, потому что по отношению к нему с самого начала существовал негласный консенсус. Накануне президентских выборов это позволило стабилизировать внутриполитическую ситуацию и получить лояльное к новому правительству парламентское большинство. Вследствие возврата к Конституции образца 2004 года была реставрирована плюралистическая олигархическая республика, существовавшая до избрания Виктора Януковича на президентский пост. При этом дефицит государственных финансов, который возник из-за отмены закона о ТЦ, стал покрываться денежной эмиссией НБУ и кредитами МВФ.

К реализации пунктов «а» и «в» украинские ФПГ приступили накануне парламентских выборов в октябре 2014 года. Дмитрий Фирташ был вытеснен Игорем Коломойским из двух комбинатов, добывающих титановую руду, а россиянин Олег Дерипаска потерял права собственности на Запорожский алюминиевый комбинат. Параллельно стартовала борьба за контроль над государственными монополиями: Леонид Юрушев ввел в «Укрзализныцу» своего топ-менеджера.

Открытое противостояние Игоря Коломойского и Игоря Еремеева вокруг двух государственных нефтяных компаний, которое наблюдалось в конце марта – это только верхушка теневых процессов, развернувшихся вследствие перераспределения крупной собственности и контроля над ней. Уже в апреле все они выйдут в публичную плоскость вместе с объявлением первых результатов расследований Специальной комиссии Верховной рады по вопросам приватизации предприятий энергетики, ГМК и АПК, а также ожидаемым банкротством компании Рината Ахметова ДТЭК.

Эта борьба крупнейших украинских ФПГ крайне опасна для украинского государства – по сути Второй олигархической республики, основанной на зыбком внутриэлитном консенсусе по вопросу об отмене закона о ТЦ и ситуативном распределении правительственных должностей.

Сейчас существуют следующие слабые места олигархической республики:

1. Конкуренция между спонсорами политических партий за перераспределение активов и финансовых потоков дестабилизирует парламентскую коалицию и тормозит принятие в Верховной раде реформаторских законов, как в случае с голосованием с пятой попытки по закону об акционерных обществах.

2. В противостояние между ФПГ втягивается ближайшее окружение первых лиц государства (Игорь Кононенко, Андрей Иванчук, Николай Мартыненко, Леонид Юрушев). Политико-экономическая клиентела, которая образуется между крупными бизнесменами и теми, кто влияет на принятие государственных решений, бросает тень на президента и премьера и дискредитирует их в глазах западных партнеров.

3. Отмена закона о ТЦ и продолжение практики изъятия финансовых потоков и доходов государственных предприятий в пользу отдельных ФПГ увеличивает дефицит государственного бюджета и заставляет правительство искать дополнительные источники его покрытия в виде кредитов МВФ и денежной эмиссии НБУ.

Последнее обстоятельство прекрасно осознают западные партнеры Украины, которые давят на президента с требованием ликвидировать коррупционные и лоббистские схемы в украинской экономике. Известно, что 2 марта 2015 года Петр Порошенко провел уже не первое собрание с крупнейшими бизнесменами, на котором в очередной раз требовал отказаться от серых схем минимизации налогов, вывода в офшоры валютной выручки экспортеров и прибыли государственных предприятий, находящихся под их контролем. Недавний конфликт вокруг «Укрнафты» и «Укртранснафты» доказал неэффективность такого пути решения проблемы.

Также не подействовали на владельцев украинских ФПГ и неоднократные контакты с западными дипломатами. Надеясь защитить таким образом свои активы, в прошлом году Ринат Ахметов в самом начале подыграл сепаратистскому путчу на Донбассе – несмотря на беспрецедентную отмену накануне американскими властями антидемпинговых квот для украинского сталепроката. И даже Игорь Коломойский, который занимает, казалось бы, государственную позицию и поддерживает контакты с представителями Госдепа, не избежал соблазна сыграть не по правилам в попытке сохранить контроль над нефтяными компаниями.

Поэтому на данном этапе неформальные способы воздействия извне и изнутри Украины на представителей ФПГ можно считать недостаточно эффективными. Опыт демократического транзита в Восточной Европе и Азии в XX веке, а также демократических революций в Европе XVI-XIX веков свидетельствует, что успешные политические трансформации непременно сопровождаются заключением нового «пакта элит». В данном случае речь идет о наборе новых правил игры, одинаковых для всех политических и экономических игроков, несмотря на их близость к окружению первых лиц страны.

В украинских реалиях новые правила игры предусматривают, прежде всего, гарантии неприкосновенности прав собственности и принцип решения всех имущественных споров только в судах. Бесконечный просмотр итогов приватизации должен, наконец, когда-нибудь прекратиться, иначе «война всех против всех» будет длиться вечно и будет лихорадить украинское государство.

В качестве неотложных мер по снижению влияния ФПГ на государственный аппарат также предлагается:

1. Демонополизация ключевых отраслей экономики за счет усиления деятельности Антимонопольного комитета и принятия специальных законов о конкуренции в сфере электроэнергетики, нефте- и газодобычи и нефтепереработки, в которых безраздельно властвуют сейчас Ринат Ахметов, Игорь Еремеев и Игорь Коломойский. За основу можно взять южнокорейский опыт разукрупнения чеболей (семейных бизнес-конгломератов, близких аналогов украинских ФПГ) в 2000-х годах. Речь идет о законодательном ограничении перечня отраслей, в которых может одновременно оперировать один и тот же холдинг (не более двух или трех), а также другие ограничения, в частности по инвестированию и корпоративному поглощению.

2. Отмена поправок в закон о ТЦ, которая будет способствовать стабилизации государственных финансов и выравниванию валютного курса гривны.

3. Ограничение влияния ФПГ на формирование политической системы и механизм принятия государственных решений, которое включает в себя: а) принятие закона о государственном финансировании политических партий (его объемы и формы все еще являются предметом дискуссий, но необходимость введения вместе с усилением финансовой дисциплины партийных фондов не ставится под сомнение большинством опрошенных недавно украинских экспертов); б) принятие законов об обязательном раскрытии конечных владельцев СМИ и о запрете коммерческой политической рекламы; в) принятие закона о лоббизме.

Описанные изменения должны быть реализованы до следующего избирательного цикла 2018-2019 годов, чтобы дать возможность осуществить ротацию политической элиты и заменить старых коррумпированных депутатов и госслужащих, связанных с ФПГ патрон- клиентскими отношениями, на представителей гражданского общества и молодых парламентариев, которые в небольшом количестве прошли в Верховную раду в 2014 году.

Описанные шаги требуют поддержки со стороны западных партнеров. Речь идет не только о поддержке институтов гражданского общества, общественных организаций, независимых СМИ и предоставлении кредитов украинскому правительству, но также и о:

1. Целевой методической, кадровой и технической поддержке государственных институтов, особенно МВД и ВСУ.

2. Приходе на украинский рынок крупных зарубежных инвесторов, которые потеснят отечественные ФПГ. В этом отношении перспективной выглядит сфера АПК, в которой уже действуют такие ТНК как американская Cargill и немецкая HAKA.

3. Содействии рассмотрению крупных имущественных споров между украинскими ФПГ в британских и американских судах.

Однако решить проблему разделения власти и бизнеса вместо самой украинской власти не сможет никто, если на это не будет коллективной политической воли президента, премьера и парламентской коалиции. В этом отношении логика «иностранные кредиты в обмен на «украинские реформы» является эффективной. Остается лишь вопрос о поддержании политической и социально-экономической стабильности в течение наиболее острого периода реформирования, в который сейчас вступает Украина.

Читайте также