RU  UA  EN

понедельник, 23 декабря
  • НБУ:USD 41.55
  • НБУ:EUR 43.25
НБУ:USD  41.55
Политика

​Что не так в подходе ГПУ к решению проблемы незаконного игорного бизнеса

Чтобы регулировать лотерейный рынок, сначала нужно разбираться в базовых терминах и определениях

Чтобы регулировать лотерейный рынок, сначала нужно разбираться в базовых терминах и определениях Через азартный бизнес государство теряет сотни миллионов недополученной прибыли Фото: УНИАН

Азартный бизнес в Украине - это серьезная проблема, которую пока не смогло решить ни одно правительство за четверть века нашей Независимости. Особенно остро она стоит сегодня, когда появляются свидетельства, что с помощью незаконных игорных заведений осуществляется поддержка террористических организаций. А, значит, эти деньги могут идти на финансирование незаконных вооруженных формирований, убивающих наших военных на Востоке страны. Кроме того, "игорка" - это сотни и тысячи поломанных судеб наших сограждан, которые проигрывают последние копейки. Не говоря уже об еще одной важной стороне проблемы - азартные заведения мало того, что не платят ни копейки в бюджет, но и в прямом смысле убивают легальный лотерейный бизнес, большая часть представителей которого налоги платить готова. Пока же государство теряет сотни миллионов недополученной прибыли.

Казалось бы, что все правоохранительные органы должны единым фронтом выступить, чтобы наконец разобраться с этим вопросом. Но любой житель Украины, выйдя на улицу, может убедиться, что ситуация только ухудшается - азартных заведений лишь становится все больше и больше.

Помнится, в декабре 2014 года глава МВД Арсен Аваков во всеуслышание пообещал, что разберется с игорными салонами "до вторника". Число таких вторников уже перевалило за полторы сотни, Аваков продолжает периодически выступать с заявлениями насчет игорного бизнеса и борьбы с ним, но воз пока и ныне там.

И вот недавно к решению вопроса, похоже, решила более активно подключиться Генпрокуратура. Комментируя вопрос одного из журналистов на брифинге в Житомире, генпрокурор Юрий Луценко прокомментировал ситуацию в игорном и лотерейном бизнесе. В целом, это достаточно позитивный сигнал, который говорит о том, что власть не упускает эту проблему из поля зрения. К сожалению, оказалось, что, как и большинство неспециалистов в этой области, представители Генпрокуратуры путают два абсолютно разных понятия - незаконный игорный бизнес и легальный лотерейный. Кроме того, выступление главы ведомства показало, что в ГПУ не уделяют достаточно внимания важным деталям, вследствие чего возникает юридическая и фактологическая путаница, которая затем может быть ретранслирована в СМИ.

Мы решили проанализировать выступления руководителя Генпрокуратуры, и выполнить небольшую работу над ошибками.

Вот что спросил главного прокурора журналист: "В каждом городе государства, на каждой центральной улице - десятки игорных заведений. У них разные названия - "Национальная лотерея", какой-то "Счастливый гвоздь". Видят ли их прокуроры? Вы, Юрий Витальевич, их видите? "

А вот, что ответил Юрий Луценко: "Как вы знаете, на сегодняшний день Советом национальной безопасности и обороны остановлена деятельность двух сетей игорных заведений, и фактически функционирует только "Украинская национальная лотерея". Она платит налоги, а значит - она является теми заведениями, которые легально действуют на территории Украины".

Если проанализировать эту цитату, можно обнаружить сразу несколько явных несоответствий реальному положению вещей.

Во-первых, СНБО - не останавливал деятельность "двух сетей игорных заведений". Действительно, против операторов государственных лотерей "М.С.Л." и "Патриот" введены санкции (законность которых, к слову, вызывает огромный вопрос, ведь, например, насчет "М.С.Л." СБУ уже однозначно высказалась: оснований для санкций против этой компании нет). Но санкции – совершенно не означают "остановку деятельности", а лишь вводят определенные ограничения на такую деятельность. Это четко указано в Законе Украины "О санкциях". То есть - "остановить" деятельность и "ограничить" ее в данном контексте - это юридически два совершенно разных посыла.

Кроме того, "М.С.Л." и "Патриот" - это никак не "сети игорных заведений" (которые, напомним, в Украине запрещены законом). Эти компании - как раз наоборот - легальные операторы со статусом государственных, деятельность которых регулируется отдельным соответствующим законом.

Также вызывает много вопросов заявление насчет "единственно легальной" УНЛ, которая "единственная платит налоги"

Дело в том, что именно УНЛ связана с фирмами, которые СБУ подозревает в финансировании терроризма. Именно эта компания, как пишут многие СМИ, была инициатором введения немотивированных санкций против своих конкурентов. Именно под крышей этой компании, о чем также не раз уже писали СМИ, сегодня действуют те самые "десятки игорных заведений", о которых у представителя ГПУ спрашивал журналист. И именно эта компания сегодня фигурирует в уголовных делах по созданию ее основателями и должностными лицами "преступных схем по уклонению от уплаты налогов и легализации доходов, полученных преступным путем в особо крупных размерах".

Дальнейший ответ руководителя ведомства говорит о том, что, возможно, его подчиненные не до конца ознакомили его с фактами относительно нынешней ситуации с регулированием рынка. Так, Луценко отмечает: "Насколько я знаю, сейчас Кабинет министров оформляет порядок выдачи лицензий и, возможно, их (операторов, - ред.) станет больше. Но на этот момент УНЛ как единственный плательщик налогов в игорном бизнесе, имеет легальное положение".

Действительно, санкции против двух других операторов серьезно усложнили для них процесс перечисления денег государству. И, тем не менее, компания "М.С.Л." делает все возможное, чтобы в рамках своих возможностей максимально платить налоги.

А вот насчет УНЛ и "игорного бизнеса", который, напомним, в Украине вне закона, Луценко прав - действительно, кроме лотерейной деятельности, эту компанию обоснованно подозревают как раз в незаконном игорном бизнесе. При этом утверждение насчет того, что операторов станет больше, если Кабмин примет лицензионные условия в своей редакции, также неверно. Ведь чиновники Минфина, которые разрабатывали этот документ, заложили туда пункт, который практически отрезает получение лицензий всем, кроме УНЛ.

Дальнейший ответ руководителя Генеральной прокуроры журналисту показывает, что ведомство отдает себе отчет, в чем кроется одна из главных причин распространения незаконного азартного бизнеса. Так, Луценко отмечает: "Вокруг каждого игорного заведения, как правило, находятся крышевальники из лиц правоохранительных органов. Не буду говорить, какая служба отличается больше всего… Сегодня во время совещания я показывал, что даже работник прокуратуры в строении, которое принадлежит его отцу, принимает незаконный игорный бизнес. Этой заразой заражены очень многие правоохранители".

Ранее в аналогичном духе высказался и Аваков. В одном из своих заявлений открыто заявил, что именно коррупция в правоохранительных органах затрудняет борьбу с незаконными игорными заведениями.

Однако решение, которое ранее предложил Аваков, а сегодня предлагает Луценко, - легализация незаконного игорного бизнеса, - говорит о том, что в этих ведомствах не до конца понимают, что так ситуацию можно лишь ухудшить. Луценко, в частности, отмечает, что "ключ к решению проблемы лежит в законодательстве"

"Можно карать, но нужно дать им возможность легально функционировать. Поэтому, Кабмин, с моей точки зрения, должен выдать официальную лицензию - одной, двум, трем - сколько они считают нужным, лотереям, после всего все встанет на законное основание. Все остальные должны быть устранены с улиц наших городов", - считает генеральный прокурор.

Дело в том, что ситуация именно так и выглядит. В Украине сегодня существуют ровно три оператора государственных лотерей. Да, в связи с задержкой со стороны Минфина в подготовке лицензионных условий, - операторы руководствуются прямыми нормами закона. Но работают они легально. Во всяком случае - два из них, учитывая громкие уголовные дела против третьего, компании УНЛ. Все остальное, кроме этих операторов, - незаконно и требует реакции Генпрокуратуры и других правоохранительных ведомств.

Если же говорить о легализации всей "игорки" без разбора, то стоит напомнить, что творилось в Украине до введения законодательного запрета на азартный бизнес в 2009 году. Ситуация и сейчас непростая, но тогда был просто ужас - люди проигрывали квартиры, шли на преступления, кончали жизнь самоубийством, попадали в психушку. И все из-за того, что кто-то решил, что из Украины можно сделать одно сплошное казино.

Если и сегодня, когда у силовиков есть все законные основания реагировать, они не могут справиться с этой бедой, то сложно представить, что будет, когда дельцы от азарта почувствуют себя "в законе". Есть подозрение, что в этом случае МВД и ГПУ станет вообще не до смеха и игр.

Именно поэтому правоохранительным органам важно анализировать все юридические и практические аспекты функционирования лотерейного рынка Украины. Опыт, который наше государство уже имеет с учетом периода разрешения азартных игр, должен использоваться так, что не повторять ошибок прошлых лет, а построить приемлемую для общества и государства рыночную модель.

Читайте также