RU  UA

пятница, 20 декабря
  • НБУ:USD 41.55
  • НБУ:EUR 43.25
НБУ:USD  41.55

По ком плачут санкции: лотерейный оператор может быть причастен к финансированию террористов

УНЛ открыто признала, что имела договорные отношения с фирмами, по которым СБУ ведет расследование

УНЛ открыто признала, что имела договорные отношения с фирмами, по которым СБУ ведет расследование

Пока попавшие под санкции лотерейные операторы "М.С.Л." и "Патриот" пытаются добиться от СНБО объяснений такого решения и оспаривают его в судах, их конкурент, компания "УНЛ", вошедшая во вкус положения монополиста, без разбору подгребает под себя все новые игорные заведения. Такая неразборчивость может для компании плохо кончиться: некоторые из этих заведений, по данным СБУ, подозреваются в спонсировании террористической деятельности на востоке Украины.

Один оставляем, два вычеркиваем

Ни для кого не секрет, что вести бизнес в Украине – дело довольно рискованное. Виной всему – "украинская специфика", из-за которой можно даже в очевидно прибыльной нише потерять все. Например, у вас в два счета с помощью рейдерского захвата могут отжать успешную компанию, в которую вложена масса средств и времени. Или просто выдавить с рынка, используя весь спектр сомнительных методов, включающий административный ресурс и даже "супертяжелую артиллерию" – санкций за якобы связь с российским бизнесом. Все вышесказанное – не абстрактная картинка, а вполне реальная ситуация, сложившаяся на рынке государственных лотерей. Причем самое циничное, что участник рынка, который, как говорят, стоит за введением санкций против своих конкурентов, сам, по сути, оказался причастен к делу о финансировании терроризма.

На первый взгляд, разобраться в украинской лотерейной индустрии довольно просто: рынок делят всего несколько участников. Но более пристальное изучение вскрывает целую сеть интриг, запутанную, как заправский детективный сюжет.

Начнем с диспозиции. Итак, в Украине сегодня официально разрешен только один вид деятельности по организации игры на деньги – проведение государственных лотерей. Азартные же игры – полностью запрещены законом от 2009 года. Согласно этому же закону, лотереи к азартным играм не относятся. Чтобы иметь возможность вести лотерейную деятельность в рамках правового поля, компания должна была получить статус оператора государственных лотерей. После принятия в 2012 году закона "О государственных лотереях" таких операторов оказалось всего три – это компании "М.С.Л.", "Патриот" и "УНЛ". До 2014 года рынок активно развивался, чему способствовали как запрет азартных игр, так и в немалой степени конкуренция между операторами. Но в 2014 включилась та самая пресловутая "украинская специфика", после чего стало понятно, что для двух операторов - "М.С.Л." и "Патриот" - намеренно создаются барьеры.

Началось все с того, что в 2014 году закончился срок лотерейных лицензий, а Минфин, который обязан был разработать новые лицензионные условия, отказался это делать. В результате операторам пришлось вести деятельность, руководствуясь прямыми нормами закона "О гослотереях", что ощутимо усложнило им жизнь. Свою бездеятельность Минфин объясняет тем, что разрабатывает новый закон об азартных играх, которым якобы хочет урегулировать и вопрос лотерей.

Затем, осенью 2015 года, СНБО вносит компании "М.С.Л." и "Патриот" в списки санкций. До сих пор ни сам СНБО, ни правительство, ни силовые ведомства не могут внятно объяснить, по каким таким критериям эти два оператора попали в санкционные списки – ведь они представили доказательства, что не имеют отношения к российскому бизнесу или владельцам, раскрыв списки собственников. При этом в Службе безопасности Украины и в МВД отрицают, что инициатива о внесении этих операторов в списки исходила от них. А СБУ даже незадолго до продления санкций осенью 2016 года попросила СНБО снять санкции с компании "М.С.Л.".

Впрочем, если сложить вместе две важных части пазла – законопроект Минфина и санкции, становится очевидным, что в Украине планомерно осуществляется операция по устранению "М.С.Л." и "Патриот" с рынка. Ведь в последней версии минфиновского законопроекта (признанного, к слову, комитетом Рады коррупционным) намеренно указано, что компании, находящиеся под санкциями, не могут быть лотерейными операторами. Это фактически делает "Украинскую национальную лотерею" абсолютным монополистом.

По данным СМИ, за этой спецоперацией стоит народный депутат Александр Третьяков (тот самый, который, как ранее также писали журналисты, причастен к рейдерской смене владельцев компании "УНЛ") вместе с несколькими другими нардепами и чиновниками. Причем СМИ отмечают, что параллельно с лотерейным рынком "УНЛ", старается подмять под себя и точки азартных игр и букмекерских контор – предоставляя им свою вывеску, якобы те работают под эгидой гослотереи. Но вот на что пока мало кто из СМИ обратил внимание, так это на то, что некоторые компании, с которыми у "УНЛ" были договорные отношения, сегодня являются фигурантами расследования СБУ по подозрению в финансировании терроризма.

"УНЛ" и шило в мешке

21 сентября прошлого года Служба безопасности Украины сделала громкое заявление об уничтожении сети незаконных игорных заведений, средства от которой шли в том числе на финансирование боевиков на востоке Украины.

"Организованная преступная группа длительное время действовала на территории всей Украины, включая временно оккупированные территории. Также дельцы работали в России, странах бывшего СССР и в Европе… Только в Украине выявлено более пяти тысяч хорошо законспирированных пунктов предоставления незаконных услуг", - сообщила тогда СБУ. По словам силовиков, сеть запрещенного игорного бизнеса обеспечивала финансирование террористической деятельности на востоке Украины, что является преступлением по ст. 258-5 Уголовного кодекса Украины.

Впрочем, по сложившейся в ведомстве традиции, названия заведений сети в СБУ решили не афишировать. Это не помешало журналистам выяснить, что речь может идти о заведениях, работавших под известной вывеской "Фаворит", которые действовали под эгидой "УНЛ".

В ответ на запрос нашего издания СБУ отказалась называть конкретные данные по юридическим лицам, причастным к этой истории, сославшись, что целесообразность разглашения этих сведений определяет следователь или прокурор. Но подтвердила, что действительно досудебное расследование в отношении ряда компаний по статьям 203-2 (занятие игорным бизнесом) и 258-5 (финансирование терроризма) УК все еще идет.

Впрочем, если к игорному бизнесу на каждом шагу все давно "привыкли", особенно наши правоохранительные органы, то финансирование терроризма - это такое шило, которое утаить в мешке довольно сложно, даже если к нему причастны высокопоставленные лица. И "шило" вылезло, причем в самом неожиданном месте - в виде объявления в одной из печатных газет, опубликованном… самой "УНЛ".

Газета "Україна молода", №140 за 2016 год, стр. 5

Не совсем понятно, чем думали клерки "Украинской национальной лотереи", публикуя это объявление, ведь очевидно, что его размещением в СМИ оператор прямо заявляет о сотрудничестве с игорными заведениями, которые подозреваются в финансировании терроризма. Тем не менее факт остается фактом – компания добровольно эту связь признала. Более того, этим объявлением "УНЛ" еще и рассказала, сколько времени длится это сотрудничество. Получается, что в разных случаях от одного года до полутора лет компания предоставляла свою вывеску фирмам, по которым идет расследование о финансировании противников Украины.

В ходе дальнейшего изучения вопроса нашему изданию удалось установить и другие нелицеприятные для "УНЛ" факты. Анализ Единого государственного реестра судебных решений также подтверждает связь лотерейного монополиста с некоторыми из фирм, от которых "УНЛ" так "оперативно" поспешила отмежеваться после их обвинения в причастности к финансированию терроризма. Так, в тексте судебного решения от 25.08.2016, в частности, говорится, что главным следственным управлением Нацполиции проводится расследование в уголовном производстве, где фигурируют "УНЛ" и ряд других компаний. В документе речь идет о создании при участии должностных лиц и основателей "УНЛ" преступных схем по уклонению от уплаты налогов и легализации доходов, полученных преступным путем в особо крупных размерах.

Аналогичные формулировки присутствуют и в целом ряде других судебных решений, которые можно найти в ЕГРСР.

В итоге получается абсурдная картина: два из трех операторов, в отношении которых не представлены хоть какие-то аргументы относительно их деятельности против интересов Украины, до сих пор находятся под санкциями. А в это время "УНЛ", по которой есть кричащие факты о ее отношениях с фирмами, подозреваемыми в финансировании террористов, о создании схемы по отмыванию денег и уклонении от налогов - преспокойно санкций избежала и продолжает активно развивать свой "бизнес".

Вмешается ли государство в ситуацию – покажет время. Некий оптимизм внушает тот факт, что расследование ведет Служба безопасности – это все-таки не МВД, где вот уже который год обещают "до вторника" разобраться с незаконными азартными играми. С другой стороны, если учитывать "украинскую специфику", особенно людей, которые стоят за "УНЛ", может случиться, что ей удастся выйти сухой даже из столь грязного болота.

Поэтому важно, чтобы свое веское слово в этой ситуации сказало общество. Только активная гражданская позиция украинцев сможет прекратить тот беспредел и покрывательство, которые сегодня творятся на лотерейном рынке и пресечь вопиющую практику финансирования за счет денег простых граждан антиукраинской деятельности. С учетом тарифного беспредела и тотальной коррупции лотерейный майдан может оказаться и не такой уж небылицей.

Версия для печати
Нашли ошибку - выделите и нажмите Ctrl+Enter
Раздел: Экономика

Читайте также

Запад бьет санкциями по российской нефти: когда загнется экономика страны-агрессора

Санкции против теневого флота России не нанесут ей большого урона, но падающая экономика подорвет ее силы

Ничего личного, просто бизнес: что нужно для того, чтобы Трамп решил защищать Украину от Путина

Чтобы США во главе с Дональдом Трампом защищали Украину, наша страна должны чем-то заинтересовать американцев

НЭП по-украински: как государство собирается защищать бизнес от самого себя

Власть должна снизить давление на бизнес и провести детенизацию экономики, защита нацпроизводителя не должна навредить конкуренции