Украина выиграла несколько международных судов у российского "Газпрома" на общую сумму около $7 млрд. Как сообщил президент Владимир Зеленский, готовятся шаги по принудительному взысканию этих средств с ответчика. "Апостроф" разбирался, сколько реально можно получить от российского монополиста, а также, какими будут процедуры и сроки взыскания.
Украина намерена взыскать миллиарды долларов с российского "Газпрома".
"На данное время имеем уже несколько положительных решений международных арбитражей на общую сумму $6,9 млрд. Это абсолютно справедливые решения, которые демонстрируют ответственность России и "Газпрома" и утверждают силу международного права. Готовим конкретные шаги для взыскания этих средств", - написал в своем телеграмм-канале 20 июля президент Украины Владимир Зеленский.
Судебные споры между "Нафтогазом" и "Газпромом" – это целая эпопея, которая не оставляла равнодушным никого и никогда. Пожалуй, самой известной тяжбой между ними стало рассмотрение Стокгольмским арбитражем их взаимных исков о поставках и транзите газа, которая завершилась в феврале 2018 года. Тогда суд постановил взыскать з "Газпрома" в пользу "Нафтогаза" более $2,5 млрд.
Самое удивительное, что Россия согласилась заплатить – правда не сразу и только после достижения договоренностей о продолжении транспортировки своего газа в Европу по территории Украины. Пятилетний контракт действовал до 2025 года - несмотря на войну. В конце 2019 года "Газпром" перечислил "Нафтогазу" $2,9 млрд – со времени вынесения вердикта набежали проценты.
Есть и другие, более поздние решения международных судебных инстанций в пользу Украины.
Например, одно из них касается неуплаты "Газпромом" средств за обеспечение украинской стороной транзита газа по своей территории.
"Международный арбитражный трибунал, который рассматривал дело в Швейцарии, обязал "Газпром" выплатить $1,37 млрд в пользу НАК "Нафтогаз", - написал в Facebook 23 июня этого года глава "Нафтогаза" Сергей Корецкий. - С мая 2022 года "Газпром" нарушил свои контрактные обязательства по принципу "take or pay", прекратив оплаты. В сентябре 2022 года "Нафтогаз" инициировал арбитраж, который "Газпром" пытался заблокировать через российские суды. Это не сработало. Теперь имеем окончательное решение: трибунал из арбитров из Швеции, Швейцарии и Израиля полностью стал на сторону "Нафтогаза".
Однако самый значительный иск против "Газпрома" - за утраченное имущество в аннексированном Крыму - "Нафтогаз", вместе с еще пятью связанными с ним компаниями, подал в Гаагский арбитраж в 2016 году. Претензии к российской стороне потянули на $5 млрд. И суд удовлетворил эти претензии в полном объеме.
Разумеется, "Газпром" не спешит платить. Более того, он действительно пытался заблокировать судебное разбирательство. В декабре 2023 года "Газпром" обратился в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с требованием - внимание! – запретить международным судам рассматривать иски "Нафтогаза". Разумеется, такой запрет был предоставлен. Вот только это никак не влияет на решения тех самых международных судов.
Еще один иск "Газпрома" в тот же российский суд был подан в июне 2025 года. Ответчиком по иску значится НАК "Нафтогаз Украины", однако суть претензий на сегодня не известна. Да и вряд ли она кому-то важна кроме самого "Газпрома" (впрочем, даже в этом есть сомнения).
Везде понемногу
Таким образом, "Газпром" должен "Нафтогазу" более $6 млрд. Президент говорит о $6,9 млрд – возможно, уже проценты наросли за время судебных рассмотрений и после них, а может есть еще что-то. К сожалению, "Нафтогаз" не ответил на официальный запрос "Апострофа" по этому поводу.
В любом случае, ясно,что, с одной стороны, сумма взыскания внушительная, с другой, - Россия вряд ли согласиться добровольно ее заплатить.
А потому Украина намерена взыскивать эти средства принудительно, о чем и рассказал Владимир Зеленский.
Однако, как это планируется делать, президент умолчал.
Как было замечено выше, "Нафтогаз" проигнорировал запрос нашего издания. Как и Министерство юстиции – по крайней мере, все сроки, отведенные законодательством на предоставление ответа, давно вышли.
Впрочем, кое-что известно и так. Например, то, что "Нафтогаз" обращается в различные национальные юрисдикции для подтверждения легитимности решения Гаагского арбитража. Уже есть, в частности, соответствующие вердикты нидерландского, британского, французского, австрийского судов. Во Франции и Австрии продажи на аукционах имущества "Газпрома" могут принести суммарно $200-250 млн.
Наверняка есть какая-то собственность и в других странах.
"Это определенные активы "Газпрома" за границей, в тех юрисдикциях, где реально осуществить такое взыскание, в первую очередь, в европейских, - сказал в комментарии "Апострофу" бывший и.о. министра экономики Украины Павел Кухта. - Речь идет о зданиях, имуществе, ценных бумагах, депозитах – всем, что угодно, что можно арестовать и взыскать".
Однако, как отмечает президент Центра глобалистики "Стратегия ХХІ" Михаил Гончар, взыскать что-либо существенное с "Газпрома" сейчас непросто.
"Та собственность, которая была у "Газпрома" в Европе, ее уже нет – она либо была национализирована, либо "Газпром" что-то спрятал, перерегистрировав собственность", - сказал эксперт изданию.
Заплатят за войну
Вместе с тем, как мы знаем по информационным сообщениям, газпромовские активы благополучно находят и готовят к конфискации и последующей продаже.
Однако очевидно, что $120 млн, в которые, например, оценивают имущество российской компании в Австрии, это очень мало в сравнении с общей суммой взыскания.
"Какую-то мелочевку можно наскрести, но, если говорить о миллиардах, то вряд ли", - говорит Михаил Гончар.
Павел Кухта более оптимистичен.
"Газпром" – это не просто "Газпром", там могут быть разные связанные компании, разные активы, - объясняет эксперт свою позицию. - Я бы не зарекался сейчас на конкретную сумму, но я думаю, что там есть от сотен миллионов до (нескольких) миллиардов".
Таким образом, на сегодняшний день невозможно с уверенностью прогнозировать, какую сумму удастся, в конечном счете, получить по искам к "Газпрому", и в какие сроки. Однако есть один нюанс, который, возможно, несколько ускорит процесс.
"Не будем забывать, что идут мирные переговоры, и частью их точно будут какие-то договоренности о компенсациях Украине ее потерь от войны, - говорит Павел Кухта. – И, в зависимости от того, как эти переговоры пойдут, возможно, что закрытие этих долгов произойдет в рамках этого переговорного процесса, и тогда это будет не взыскание активов по всему миру, а определенные выплаты, возможно, от тех же замороженных российских активов".
Михаил Гончар в целом согласен с таким мнением, но видит ситуацию немного иначе.
"Думаю, что это будет в каком-нибудь общем процессе взыскания репараций, или, в случае послевоенного урегулирования, они будут выплачивать нам натурой – то есть поставками газа, хотя и это будет непросто, - объясняет эксперт. - Ситуация не имеет быстрого решения. Перспектива небыстрого решения гипотетически есть, но сколько лет это будет длиться, сказать сложно".