Вскоре после признания Россией паспортов так называемых "ДНР" и "ЛНР" Москва решила не предоставлять жителями непризнанных "республик" особые права для пребывания на своей территории, тем самым приравняв их к гражданам Украины. С другой стороны, Кремль продолжает создавать иллюзию грядущей интеграции ОРДЛО в состав РФ. "Апостроф" разбирался, какую тактику избрала Москва.
ДНРовец = украинец
Уже через месяц после признания Россией "паспортов" так называемых "ДНР" и "ЛНР" Москва своим решением приравняла обладателей таких документов к гражданам Украины. Как стало известно РБК, "гражданам" непризнанных "республик" не предоставили упрощенный порядок пребывания на российской территории — они обязаны покидать Россию каждые 90 дней на аналогичный срок, прежде чем вновь смогут легально въехать в РФ. Издание ссылается на источники в МВД РФ и Госдуме, подтвердили это и в управлении по вопросам миграции ГУ МВД. Один из собеседников объяснил это тем, что в указе президента Владимира Путина говорится о жителях отдельных районов Донецкой и Луганской областей Украины, а значит, на них должны распространяться те же правила, что и на других украинцев.
По крайней мере на короткий срок Россия сняла интригу, связанную с ее дальнейшими действиями. Ведь после того как 18 февраля Путин подписал указ о признании выданных "ДНР" и "ЛНР" паспортов, от России ожидали многого. Кто-то даже предполагал, что в РФ их могут наделить правом голосовать на выборах. В указе написали, что он носит временный характер — "до политического урегулирования непростой ситуации в областях Украины".
В России допускают, что изменение подхода в вопросе пребывания украинцев с Донбасса на территории РФ возможно, особенно, учитывая "обостряющую", как говорят близкие к Кремлю политологи, стратегию украинской президентской администрации — то есть "недружественные шаги" будут приводить к сближению ОРДЛО с Россией. В Госдуме вроде бы продолжается обсуждение возможных законодательных вариантов. И влияет на это не только блокада оккупированного Донбасса, но и выполнение Украиной условий Минских договоренностей. На днях представитель России в ОБСЕ Александр Лукашевич заявил, что Россия может пересмотреть свое решение о признании "паспортов ДНР и ЛНР", если Украина будет выполнять "Минск". Пока же, по словам пресс-секретаря президента Дмитрия Пескова, избранная стратегия себя оправдывает.
Интеграция украинцев в РФ
Противоречивости российской повестке в отношении оккупированных территорий на востоке Украины добавило и создание в Крыму структуры, которая якобы должна заниматься интеграцией Донбасса в состав РФ. 17 марта в Ялте, во время празднования трехлетия оккупации Крыма, состоялась учредительная конференция Интеграционного комитета "Россия-Донбасс". Приняли в ней участие и руководители "ЛНР" и "ДНР" Игорь Плотницкий и Александр Захарченко, которые заявили, что с Украиной их теперь ничто не связывает, и выразили надежду, что "молодые республики" войдут в состав России. Киев должно заинтересовать то, что хотя бы на уровне риторики они уже не считают выполнение Украиной Минских договоренностей шагом к возвращению ОРДЛО в состав Украины. Блокаду Киевом так называемых "ЛНР" и "ДНР" Плотницкий назвал "фактически признанием нашей независимости".
Лидеры ОРДЛО также отчитались о якобы росте экспорта в Россию в прошлом году, переходе местных предприятий в условиях транспортной блокады на российские комплектующие и сырье, а также о поставках угля в Крым. Депутаты Госдумы в свою очередь предложили создать проект "Россрегион", который якобы позволит России сотрудничать с ОРДЛО в экономическом, социальном, культурном и гуманитарном направлениях.
Есть сведения и о намерениях Москвы развивать торговлю с неподконтрольными Украине территориями Донбасса (об этом также написало РБК). Чтобы предотвратить закрытие шахт и металлургических предприятий или восстановить их работу, "ДНР" и "ЛНР" нужны партнеры в РФ. Российский вице-премьер Дмитрий Козак уже встретился в представителями металлургических холдингов "Северсталь" Алексея Мордашова и "Металоинвест" Алишера Усманова. По слухам, обсуждали и поставки сырья в ОРДЛО. И в компаниях, и в Кремле просьбу властей помочь сырьем Донбассу отрицают, но Владислав Дейнего, представляющий "ЛНР" в минской Трехсторонней контактной группе, подтвердил "желание российских компаний" поставлять железную руду. Очевидно, что сделано это может быть с привлечением компаний-посредников.
Стратегия прежняя
Советник главы СБУ Юрий Тандит считает, что заявления о паспортах — часть информационной войны, и любые заявления Кремля на эту тему не имеют юридической силы. "По сути это решение России [о признании "паспортов ДНР и ЛНР"] ничего реально не меняет, поскольку это признание оккупирующей державой документов ее же оккупационных органов", — соглашается юрист-международник Александр Мережко.
По мнению экспертов, с которыми пообщался "Апостроф", стратегия России очевидна и не изменилась: она состоит в интеграции Донбасса в состав Украины — не РФ. Москва пытается реализовать этот план через Минские соглашения и ради ослабления всей Украины.
"Пока ничего сверхъестественного не происходит, — полагает российский политолог Дмитрий Орешкин. — Да, Путин дал команду признать "паспорта". При этом решение заведомо половинчатое, потому что сами "ДНР" и "ЛНР" он не признает. Получается парадокс: документы признают, а сами государственные образования — не признают". Но, по мнению Орешкина, что более важно, на оккупированных территориях Донбасса это решение воспринимают как раз как признание их республик, потому что им так нравится. И поэтому думают, что это шаг к присоединению к России.
"А на самом деле вовсе нет! Точно так же признаны паспорта Южной Осетии или Абхазии, и они не дают какие-то эксклюзивные права", — прокомментировал Орешкин, добавив, что не видит признаков разворота в позиции Кремля в связи с новым решением о праве на пребывание в РФ.
"Это ковбойская игра: кто первым моргнет, кто первым выйдет из Минских соглашений. Москва делает ставку на то, что Украина сорвет Минские соглашения, и вот тогда Россия полностью легализует свое участие на Донбассе", — считает член правления Совета внешней политики "Украинская призма" Алексей Крысенко, специалист по России и странам СНГ. По его мнению, маловероятно, что Россия пойдет на признание "республик" или усиленную интеграцию. К такому шагу Россия прибегнет лишь в том случае, если в ее арсенале не будет хороших вариантов. Ведь после таких решения Кремля санкции почти наверняка будут серьезно усилены.
Мережко считает, что логичным ответом на признание "паспортов ДНР и ЛНР" было бы усиление санкций против РФ, ведь это "шаг от военной оккупации части Донбасса в сторону его аннексии". Западные союзники Украины в лице Германии, Франции и ЕС осудили путинский указ как нарушение "Минска", но решений не было и уже вряд ли будут.
Пропаганда для наивных
Россия создает иллюзию реалистичности интеграции Донбасса в Россию, чтобы поддерживать в Украине страх полной потери Донбасса. Вряд ли, правда, такую тактику назовешь успешной: России по-прежнему невыгодно включение ОРДЛО в свой состав, и в Киеве это знают. Очевидно, что конференция и создание комитета тоже были попыткой Москвы подыграть своим ставленникам на Донбассе, которые давно говорят о будущем вступлении непризнанных "республик" в состав РФ, а также это — пропагандистская уловка.
Как отметил Мережко, важно понимать, что созданный комитет — не официальная структура и он не представляет официальную позицию Москвы: "Мы даже не должны принимать во внимание такие явно провокационные действия. С другой стороны, понятно, что все эти общественные инициативы находятся под жестким контролем спецслужб и органов России. Поэтому заявления не носят случайный характер — это такой пробный камень. Думаю, цель в том, чтобы дать сторонникам России на Донбассе какую-то надежду, что их якобы тоже примут, как Крым. Но это также провокационный ход: оказать давление и на Украину, и на ее западных союзников". То есть таким образом Москва пытается представить аннексию Донбасса как последствие невыполнения "Минска" на ее условиях.
Орешкин также считает создание интеграционного комитета лишь пропагандистским ходом — без юридических последствий, поскольку дело это "общественное". "Лишние получатели пенсий, социальных пособий Кремлю не нужны. Разговоры о том, что Россия будет присоединять "ДНР/ЛНР" — это выдумка тех людей, кому этого очень хочется", — уверен он.
Зато без особых рисков для себя Кремль мог бы использовать недавно предложенный в виде законопроекта в Госдуме механизм предоставления гражданства по праву почвы для того, чтобы наделить жителей оккупированного Донбасса правом голосовать на президентских выборах в РФ. Так можно получить дополнительное пространство для фальсификаций: "Если этим людям дать право участвовать в выборах, Плотницкий и Захарченко обеспечат такой результат, какой Кремлю нужен. 2-3 млн голосов за Путина на дороге не валяются".
По словам Орешкина, Россия признанием паспортов уже испытала реакцию мирового сообщества: "никакой реакции не было". Поэтому и в случае такого решения вряд ли последуют юридические последствия.
Мережко согласился, что Россия могла бы пойти на такой шаг, но с точки зрения стратегический целей Кремля в отношении Украины это все равно маловероятно. "Они заинтересованы в том, чтобы люди на Донбассе, особенно те, кто являются коллаборантами, сохраняли гражданство Украины. Может быть, они пойдут на вариант двойного гражданства", — предположил юрист.
Говоря о планах сотрудничества непризнанных "республик" с российскими компаниями, политолог высказал мнение, что российские компании, конечно, пойдут на это, поскольку получили рекомендации Кремля. Но большие усилия прикладывать не будут, поскольку это невыгодно, создаст дополнительные риски, трудности и снижает эффективность производства.
Но суть, конечно, опять же не в экономике, а в пропаганде. И будут и те, кто поверит в "протянутую Россией руку помощи". "Может быть, кто-то даже в это поверит. Ну и что? Потом разуверятся. Это такая же раздутая история", — считает Орешкин.
Если же говорить о должной реакции украинской стороны, то Алексей Крысенко настаивает, что Киеву не помешало бы для начала выработать настоящую стратегию в отношении Донбасса: "Мы все говорим о необходимости интеграции, деоккупации этих территорий, но доктрины, политики нет на самом деле. Существует министерство по работе с оккупированными территориями. А вот политики не видно! Нет достаточной нормативной базы, чтобы было понятно, что мы делаем, как эти территории интегрируем. И эта пустота заполняется внешними такими действиями. Вот если бы люди на оккупированных территориях знали, какая политика, они, может, эти паспорта российские и в руки никогда б не взяли".