30 ноября Министерство финансов обнародовало законопроект "Об азартных играх в Украине". Он предполагает полную легализацию игорного бизнеса, который был запрещен еще в 2009 году после пожара в зале игровых автоматов в Днепропетровске. После принятия законопроекта игровые автоматы и интернет-казино окажутся в беспрепятственном доступе для всех желающих. Кроме того, документ включает в перечень азартных игр и лотерейную деятельность. В связи с этим законопроект предъявляет украинским операторам заведомо невыполнимые требования для получения лицензий. Это создает условия для передела украинского рынка лотерей и возможность установления на нем монополии крупного европейского оператора.
Ставки сделаны
Законопроект Минфина "Об азартных играх в Украине" предлагает полную легализацию в нашей стране всех видов азартных игр, в том числе работу игровых автоматов, деятельность интернет-казино, букмекерских контор и покерных клубов. Содержащаяся в документе норма о том, что азартные игры являются одним из источников дохода, была немедленно включена в законопроект о Госбюджете на 2016 год. Это указывает на стремление правительства синхронизировать принятие этих законопроектов, а также сократить сроки их рассмотрения в парламенте. Подобная инициативность наблюдалась и в прошлом году, когда была предпринята попытка заставить депутатов вместе с Госбюджетом наспех проголосовать за аналогичные законопроекты (1570, 1571 и 1572, зарегистрированные 22 декабря 2014 года). Но они даже не были включены в повестку дня.
Как известно, азартные игры были запрещены в Украине еще в 2009 году, после пожара в зале игровых автоматов в Днепропетровске, который унес жизни девятерых человек. До введения запрета в Украине было около 10 тыс. игорных заведений, более 90% из которых — залы игровых автоматов и менее 1% — казино. Поскольку в новом законопроекте не предусмотрены какие-либо территориальные ограничения для организации азартных игр, эксперты опасаются, что повторятся проблемы, которые были в нашей стране до запрета игорного бизнеса. "Если рынок будет открыт для всех, как это было в Украине до 2009 года, то это чревато ростом игорной зависимости и ухудшением криминогенной ситуации", — комментирует ситуацию профессор налогового и банковского права, доктор юридических наук Данил Гетманцев. Более того, доступ к играм могут получить и дети, которые и без того сегодня активно пользуются компьютерами, мобильными телефонами и другими гаджетами, позволяющими играть в различных интернет-казино.
Принятие законопроекта Минфина также несет риски коррупционных действий и мошенничества в сфере игорного бизнеса, ведь количество лицензиатов увеличится, и государство может не обеспечить надлежащего контроля над соблюдением правил добросовестного поведения на рынке. Например, в 2006-2009 годах Минфин выдал 205 лицензий на организацию игорного бизнеса, но на протяжении этих лет сумел проверить не более 20 компаний. Положение будет усугубляться и отсутствием в законопроекте механизма организационного и финансового обеспечения работы Национальной службы в сфере азартных игр, которую предлагается создать под управлением Кабинета министров через Минфин.
Рынок без местных
Помимо прочего, законопроект "Об азартных играх в Украине" предполагает включение в перечень азартных игр и лотерейную деятельность, а также предъявляет новые требования к ее операторам. В частности, законопроект предусматривает такие критерии для участия в конкурсе на получение лицензии, которым ни один из действующих операторов украинского рынка не соответствует. К примеру, речь идет о наличии обязательного международного опыта по проведению лотерей не менее чем в трех государствах и общего оборота за 5 финансовых лет до даты начала конкурса в размере 3 млрд евро.
Кроме того, включение лотерей в число азартных игр переведет ее в категорию "опасных" занятий, связанных с существенным риском потери средств. Понятие организатора азартных игр будет распространяться и на операторов лотерей, что обусловит значительные проблемы и в правозащитной практике ввиду различий в методах и целях игорного и лотерейного бизнеса.
Перспектива установления новых требований к организации и проведению азартных игр уже сегодня вызывает острую критику участников лотерейного рынка. Во-первых, они считают неприемлемым получение нескольких разрешительных документов, что противоречит принципам дерегуляции и может использоваться в коррупционных целях для блокирования отдельных видов деятельности. Во-вторых, участники рынка убеждены, что проводится целенаправленная подготовка к выходу на отечественный рынок лотерей европейского оператора, который может установить на нем монополию. Это дает все основания говорить о дискриминации интересов украинских компаний. При этом не учитывается, что с прекращением их деятельности могут потерять работу около 20 тыс. человек.
В законопроекте также отсутствуют переходные положения, позволяющие действующим организаторам лотерей продолжать свою деятельность до выдачи новому оператору соответствующей лицензии. Это может привести к остановке всего рынка лотерей на неопределенное время.
В целом же данная редакция законопроекта несет моральные, финансовые и имиджевые риски, для устранения которых следует привлечь участников рынка, а не вести диалог только на уровне "Минфин-Кабмин". Если же документ в таком виде будет принят, то репутация государства получит очередное пятно, которое будет очень тяжело смыть, если власть действительно захочет продвинуть Украину в таком авторитетном для нее рейтинге как Doing Business.